Метапредметный подход как важное условие целостного развития и саморазвития школьника


МБОУ «Урожайновская школа»
Доклад на тему:
20313653017520Метапредметный подход – важное условие целостного развития и саморазвития школьника
Метапредметный подход
как важное условие целостного развития и саморазвития школьника
СКАЗКА ОБ УЧИТЕЛЯХ
Это случилось много тысяч лет назад…
По размытой дождями осенней дороге шли Двое. Плечом к плечу. Нога в ногу. Было холодно. Древний ветер отбирал тепло. Мир остывал. Люди подошли к небольшой ледяной реке. Брода не было. А путь необходимо было продолжать. Тогда Первый взял бревно, перекинул его через реку и, поддерживая Второго, двинулся дальше. Когда река осталась позади, Второй робко спросил: «Мы уже пришли?» «Нет, - ответил Первый. – Наш путь ещё только начинается».Сгущались сумерки. Ночь, древняя и страшная, надвигалась, грозила поглотить весь мир. Первый и Второй сидели, прижавшись друг к другу в небольшой пещере. «Мне холодно… И страшно», - сказал Второй. «Не бойся, я всегда буду с тобой рядом», - и прикрыл Друга теплой шкурой, которую снял с себя. А затем он начал рассказывать сказки. Он говорил о том, что где-то сейчас тепло. Указывал застывшим пальцем на небо, и по его словам получалось, что звезды – это маленькие очаги, где сейчас горит огонь, где смеются люди, где всегда ждут гостей…
Так прошла ночь. А когда наступило утро, Первый и Второй пошли дальше. Им надо было преодолеть горный перевал. Люди из последних сил карабкались вверх, помогая друг другу. Но когда спустился туман, Второй вдруг с ужасом понял, что больше не слышит дыхания  Первого. Он страшно закричал. Но никто не ответил на его зов. Тогда Второй вскарабкался повыше, нашел небольшую площадку, сел и заплакал. А потом взял уголек, который всегда носил с собой (ведь так учил его Первый), закрыл глаза - и перед его мысленным взором проплыла река, дорога, пещера, чья-то сгорбленная фигура, медленно исчезающая в тумане. Тогда он открыл глаза и прямо на скале нарисовал деревянный мост, ведущий к звездам, и на этом мосту фигуру Первого, которая была размыта и как-то особенно хрупка…
Затем он вскарабкался на самую высокую вершину перевала и оттуда крикнул. Крикнул изо всех сил:
- Спасибо, тебе, Учитель! Теперь я не собьюсь с дороги! Ведь ты всегда будешь рядом со мной! Всегда!
И эхо ответило ему: «Да… Да… Да…»
Таким образом, выходит, мы должны научить ребёнка двигаться по жизни, применяя на практике знания, полученные от нас. Мир, в котором мы живем, предельно сложен, чтобы понимать его, зачастую недостаточно знаний, полученных не только в школе, но и в нескольких вузах. А все потому, что мы в течение многих лет изучаем разрозненные дисциплины, не выделяя никакой связи между ними. Сегодня есть надежда, что ситуация кардинально изменится с введением в школе новых стандартов общего образования, в которых в качестве нового подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения. Что это такое и насколько применимо к реальной школе?
Начальная школа – самоценный, принципиально новый этап в жизни ребенка: он начинает систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.
Государственные образовательные стандарты второго поколения направлены на согласование потребностей и интересов, предъявляемых к образованию личностью, обществом и государством. Жизнь вокруг нас находится в постоянном движении, мир изменяется порой с такой быстротой, что нас это просто пугает. И то, насколько сегодняшний ученик завтра сможет проявить гибкость, мобильность, способность к саморазвитию и самообразованию, определит его личную успешность и государственную полезность.
Введение метапредметных связей в системы образования позволяет решить задачи, поставленные в настоящее время перед школой и обществом в целом. Интегрированное (метапредметное) обучение положительно влияет на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов обучающихся. Его содержание, обучающая деятельность учителя обращены к личности ученика, поэтому способствуют всестороннему развитию способностей, активизации мыслительных процессов у обучающихся, побуждают их к обобщению знаний, относящихся к разным наукам, способности приобретать и развивать умения, навыки, компетентности, которые могут использоваться или трансформироваться применительно к целому ряду жизненных ситуаций.
Конечно, знания важны, но на первый план сейчас выходит не сумма знаний, а способность вступающих в жизнь молодых людей самостоятельно решать встающие перед ними новые задачи,  работать в коллективе, восполнять самостоятельно недостающие знания. Именно эти способности востребованы в современном обществе. Поэтому мы сегодня говорим о формировании метапредметных умений и навыков, под которыми подразумеваются освоенные обучающимися на базе одного или нескольких учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Современная школа реализует компетентностный подход в образовании, а именно, формирует ключевые компетентности, обобщает предметные умения, направляет школьников на подготовку к жизни в обществе. Для управления современным производством нужен человек, обладающий глубокими знаниями, научным складом ума, творческим мышлением и умением принимать решение в зависимости от возникшей ситуации. В современных условиях резко возрос объём накопленных человечеством знаний, в то же время эффективность и качество учебного процесса резко снизились.
В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приёмов, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний.
В связи с этим возникает проблема активизации познавательной деятельности учащихся, которая на всех этапах развития школы оставалась актуальной, потому что «активность является необходимым условием формирования умственных качеств личности».
Всё вышеуказанное определило цель работы: показать, что метапредметный подход - формировать у школьников убеждение в связности предметов школьного цикла и целостности окружающего мира,
-повышать и развивать познавательный интерес сразу к нескольким учебным дисциплинам;
 -приобщать школьников к научно-исследовательской деятельности;
-формировать комплексный подход к учебным предметам;
 -учит школьников применять современное программное обеспечение в решении нестандартных задач;
-развивать у школьников теоретическое, креативное мышление, а также формировать операционное мышление, направленного на выбор оптимального решения;
 Интерес к изучению предмета во многом зависит от того, как проходят уроки.  Я решила отыскать точки соприкосновения ИКТ с различными предметами школьного курса, показать пример широкого сотрудничества предметов на интегрированных уроках через сотрудничество учителей и школьников.
   Применение метапредметных связей на уроках способствует формированию основных учебных компетенций :
        вовлечению обучающихся в мировое пространство (показать многообразие и единство мира, обеспечить его целостное восприятие);
         разностороннему развитию обучающихся, формированию процессуальных умений (современных метапредметных коммуникативных компетенций);
        при подготовке к урокам и непосредственно на уроках давать возможность учащимся реализовать свой творческий потенциал;
        научить школьников самостоятельно добывать необходимые знания, ин-терпретировать, творчески перерабатывать их и воспроизводить в осмысленном виде.
Цель моей педагогической деятельности тесно связана с целью, которую ставит перед собой коллектив нашей школы - это формирование творческой, конкурентоспособной, физически здоровой, успешной личности, способной жить в гармонии с собой и с окружающим миром. Для достижения этих целей необходимо выполнить задачи:
1.  Учить самостоятельности, умению планировать свою деятельность, принимать решения, быть коммуникабельным и толерантным;
2.  Учить сотрудничеству: мы рядом с вами, и мы вместе решаем проблемы, радуемся успехам.
3.  Учить применять полученные знания, умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.
Итак, исследуя данную проблему, можно сделать вывод, что  метапредметный подход как важное условие целостного развития и саморазвития школьника– важнейший принцип обучения в школе. Их использование способствует целостному восприятию мира и формированию основных учебных компетенций, способствующих развитию умения обнаруживать скрытые зависимости и связи, устанавливать причинноследственные связи, переносить ранее усвоенный материал на новый, а также позволяет активизировать уже существующий интерес ученика к предмету или способствует развитию такого интереса.
Обучение в современной школе должно быть направлено на получение метапредметных результатов, т. е. на формирование функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.
Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются универсальные учебные действия, над формированием которых я работаю с сентября 2014 года.
Значение метапредметного подхода в образовании состоит в том, что он позволяет сохранять и отстаивать в обществе культуру мышления и культуру формирования целостного мировоззрения. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться, что является главной задачей новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования.
Метапредметный подход включает в себя следующее:
1. Это обязательно работа с деятельностью учащегося, передача учащимся не просто знаний, а именно деятельностных способов работы со знаниями.
2. Вторая особенность. Метапредметный подход – это очень хорошее знание своего предмета, что собственно и позволяет деятельностнопересобирать учебный материал и заново его интерпретировать с точки зрения деятельностных единиц содержания.
3. Третья особенность – это ориентация на развитие у школьников базовых способностей. Таких, как мышление, воображение, способность целеполагания или самоопределения, речевая и т.д.
4. Наконец, четвертая особенность – это новаторство в плане использования разного типа методических приемов.
Таким образом, формирование универсальных учебных действий является основой способности учащихся к дальнейшему саморазвитию, самообразованию (умению учиться).
Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных).
Возможности достижения метапредметных результатов заложены в ряде методик, подходов и технологий. В своей работе я использую следующие:
- проектная деятельность;
- развивающее обучение
- технология развития критического мышления;
- личностно-ориентированное обучение;
- игровые технологии;
- интерактивное обучение.
Принцип «метапредметности» состоит также в обучении школьников
общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые
лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при
работе с любым предметным материалом (Ю.Громыко). Это составление
деревьев понятий, кластеров, приемы сворачивания информации (таблица, схема). Поэтому формированию универсальных учебных действий могут
способствовать задания творческого характера, используемые как на уроках, так и на занятиях внеурочной деятельности (РТС, ПДШ). Например:
- отгадывание кроссвордов и загадок;
- составление кроссвордов, загадок по пройденной теме;
- игры «Ловушки», «Смысловое соотнесение», «Прогнозирование», «Найди ошибку» и т. д.
Одной из наиболее характерных трудностей обучения является неумение младших школьников организовать самостоятельную работу. Формирование универсальных учебных действий является основой способности учащихся к дальнейшему саморазвитию и самообразованию. Для формирования УУД необходимо учитывать, что ученику следует для себя найти ответы на следующие вопросы: «Чему я хочу научиться? Где могу использовать полученные знания?», «Зачем я выполняю то или иное упражнение на уроке?», «Чему я научился на уроке?» и др. Но самое главное – учить детей рефлексировать, использовать полученные знания, навыки и умения в практических заданиях. Учение должно быть осознанным, а сами уроки и занятия - интересными и увлекательными. Важно создавать условия, когда дети учатся слушать друг друга, умеют адекватно оценивать свой ответ, хотят узнать новое. Только тогда, считаю, будут созданы условия для реализации метапредметного подхода при формировании УУД школьника.
При планировании проекта урока учителю необходимо определить, какие УУД в рамках данной темы могут формироваться; на каком этапе урока; Но важно отметить, что при формировании УУД школьника в рамках изучаемой темы урока особое внимание следует уделить формулированию метатемы. Темы метапредметов могут быть применены практически к любой теме по любомупредмету. Вот несколько примеров метапредметных тем и то, с какими темами и типами уроков онимогут быть связаны:
1.«Знание и незнание» (на уроках введения новых знаний и урока обобщения полученных знаний);
2.«Рисунок и схема» («Секреты орфографии», «Отрасли экономики» );
3.«Мифы и парадоксы» («Путешествия», «Праздники»);
4.«Позиция и роль» («Профессии», «В магазине», «Семья»);
5.«Общество и среда» («Профессии», «Музыка», «Литература», «Семья»);
6.«Проблемы современного города» («Охрана окружающей среды», «Транспорт»);
7.«Порядок и хаос» («Место, где мы живем», «Режим дня школьника»);
8.«Простое и сложное» («Увлечения моих друзей», уроки формирования грамматических навыков, навыков диалогической и монологической формы общения).
Метапредметный подход на уроках математики
Целенаправленное осуществление связи уроков математики и окружающего мира позволяет углубить знания по этим предметам и в то же время дает возможность повысить воспитательные и развивающие функции уроков математики.
Человек неотделим от природы. Он учится у природы. Школа должна сделать всё необходимое, чтобы природа для ребят была открытой книгой и чтобы они умело пользовались ею. Поэтому нужно работать над внедрением экологических знаний не только на уроках природоведения. Решение задач на экологическую тему развивает у учащихся интерес к природе, воспитывает пытливых, любознательных людей, понимающих, что человек – это тоже часть природы и что от природы зависит здоровье человека. (Приведём пример: в сутки автомобиль способен выбросить в воздух примерно 20 кг выхлопных газов.Сколько выхлопных газов могут выбросить в воздух 8 автомобилей за 10 суток?).
Используя разные масштабы для составления чертежа к задаче, учащиеся не только приобретают навыки пользования масштабом, но и понимают практическое значение потребности выражать меньшие единицы измерений величин в большие и большие – в меньшие.
После ознакомления на уроке окружающего мира с темой «Формы земной поверхности» на уроках математики создаются условия для составления задач, содержание которых знакомит учащихся не только с названием гор, но и с их числовой характеристикой. После того, как учащиеся ознакомятся со следующими темами, на уроках математики можно составить серию задач углубляющих знание этих тем.
На уроке обучающиеся выполняют математические действия, используя различные способы задания и описания алгоритмов, чередуя эту работу с получением информации в форме беседы о животных, о событиях, о родном крае (Центр нашей области удалён от Москвы на 3482 км. Скорость пассажирского поезда 80 км/ч. За какое время можно преодолеть это расстояние, если во время пути будет 8 остановок по 15 минут и две остановки по 35 минут. Скорость самолёта 2500 км/ч. Сколько времени можно сэкономить, летя на самолёте от Москвы до Кемерово без пересадки?). Это дает возможность усилить воспитательный эффект, осуществить межпредметные связи, повысить познавательную активность детей.
Программой предусмотрено ознакомление учащихся с некоторыми величинами и их измерением. Без величин нельзя изучать природу, реальную действительность. Знания о величинах и их измерениях являются отражением объективных законов природы. Чтобы глубже их осознать, понять их материальные истоки, мы обращаемся к истории измерений некоторых величин. На уроках математики дети узнают, как в нелегком диалоге с природой человеку в далекие исторические времена приходилось постепенно постигать не только искусство счета, но и измерений. В связи с изготовлением простейших орудий труда, со строительством жилищ и добыванием пищи с незапамятных времен возникает необходимость измерять расстояние, а затем площади, емкости, массу, время. Подобно тому, как при счете человек пользовался вначале пальцами ног и рук, так и при измерении расстояний он прибегал к рукам и ногам. И о том, что самыми древними «часами», которые к тому же никогда не ломались и не останавливались, оказалось солнце, А ночью определяли время по звездам, люди заметили, что звезды медленно перемещаются, кроме одной звезды, она затем получила название Полярной.
Опыт показывает, что хорошие результаты дает включение учащихся в подготовку материалов (пособий) к предстоящему уроку. Эти материалы дети изготавливают на уроках технологии. Одна из важнейших задач, которых – формирование у школьников элементов конструкторских знаний, умений и способностей. Для их развития, успешности конструкторской деятельности необходимо хорошее знание форм предметов, умение расчленять сложные фигуры на простые и, наоборот, иметь представление о применении этих форм в изделиях и устройствах различных видов – плоскостных и объемных.
Наиболее благоприятные условия для достижения поставленных целей могут быть созданы при органичном соединении обучения математике и работы с бумагой и картоном, которая позволяет осуществлять как плоскостное, так и объемное моделирование.
Экономическое воспитание особенно важно в современных условиях. Экономические сведения помогут лучше понять особенности труда в промышленности, сельском хозяйстве, в сфере торговых отношений и т.п., и, кроме того, осознать важность профессий.
Метапредметный подход на уроках русского языка
Для повышения эффективности преподавания русского языка в начальных классах наряду с другими методическими вопросами значительная роль отводится метапредметным связям.
Метапредметные связи способствуют развитию творческого, логического и вариативного мышления учащихся, позволяют им применять полученные знания в реальных условиях, являются одним из существенных факторов воспитания внутренней культуры и личностных качеств, направленных на доброе отношение к природе, людям, труду и жизни.
Уроки русского языка на метапредметной основе позволяют решить следующие задачи:
объединить изучаемые в начальной школе дисциплины за счет использования взаимосвязей между учебными предметами, которые дают возможность выстроить целостное представление об изучаемых действиях, явлениях, процессах;
вооружить обучающихся навыками правильного каллиграфического и безошибочного орфографического письма, устной и письменной связной речи;
создать условия для сохранности психического здоровья школьников за счет регулярной рациональной смены видов учебной деятельности;
развить навыки продуктивного общения, приобретения жизненно необходимого опыта, расширить социальное пространство личности.
Заключение
Включение метапредметных связей в учебный процесс придаёт качественную специфику всем компонентам учебно-познавательной деятельности ученика; способствует систематизации, углублению знаний учащихся.
Главное изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, это ускорение темпов развития, при котором школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться, что является главной задачей новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал образования. Существует такой тезис: жизнь на уроке должна стать подлинной. Сделать ее такой задача современного учителя.
Список литературы
1. Концепция реализации ФГОС.
2.Глезденева М.В. Технологическая карта урока. Управление начальной школой №12/2011
Калашникова Н.Г., Никитина М.Г. Динамика формирования универсальных учебных действий младших школьников: методические рекомендации. – Барнаул: АКИПКРО, 2012.-48с.
1450340711200