Рабочая программа учебных занятий по химии для 10 класса (профильный уровень)


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебных занятий по химии
Классы: 10
Учитель: Лебедевская Е. Ю.
Количество часов в год: 102 час.
Количество часов в неделю: 3 час.
Плановых контрольных уроков: 6
Планирование составлено на основе государственной программы по химии.
Учебник: О. С. Габриелян. Органическая химия (профильное обучение) 10 класс. - М.: Просвещение, 2014.
Москва
2016/2017
Пояснительная записка
Рабочая программа по химии для 10 класса составлена на основе авторской программы О. С. Габриеляна «Программа курса химии для общеобразовательных школ». – М.: Дрофа, 2014 (в соответствии с Образовательной программой ГБОУ гимназии № 1925).
Программа рассчитана на 102 учебных часа (3 часа в неделю).
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате обучения химии на базовом уровне ученик должен
Знать/понимать
Важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
Основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
Основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
Важнейшие вещества и материалы: метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы.
Уметь
Называть вещества по тривиальной или систематической номенклатуре;
Определять принадлежность веществ к различным классам органических веществ;
Характеризовать строение и свойства основных классов органических веществ;
Выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Календарно-тематическое планирование

темыНазвание темы и количество часов Плановые сроки изучения Скоррект. сроки изучения
1 Введение (4 ч) Предмет органической химии. Теория строения органических соединений А. М. Бутлерова. Виды химической связи. Строение атома углерода. Валентные состояния атома углерода. 2 Строение и классификация органических соединений (7 ч) Классификация органических соединений по строению углеродного скелета и по функциональным группам. Основы номенклатуры органических соединений. Структурная изомерия и ее виды. Пространственная изомерия и ее виды (геометрическая и оптическая). Решение задач на вывод формулы органического вещества. Решение задач на вывод формулы органического вещества. КОНТР/Р № 1. Строение и классификация органических соединений 3 Химические реакции в органической химии (8 ч) Типы химических реакций в органической химии. Реакции замещения (галогенирование, щелочной гидролиз галогеналканов). Реакции присоединения (гидрирование, гидрогалогенирование, галогенирование). Реакции полимеризации и поликонденсации. Реакции отщепления (элиминирования). Понятие о крекинге алканов. Реакции изомеризации. Реакционные частицы в органической химии. Понятие о нуклеофиле и электрофиле. Взаимное влияние атомов в молекулах. Индуктивный и мезомерный эффекты. Правило Марковникова. Решение задач на вывод формулы органического вещества. 4 Углеводороды (23 ч). Природные источники углеводородов: нефть, природный газ, каменный уголь. Промышленная переработка нефти (фракционная перегонка, крекинг; риформинг, алкилирование, ароматизация нефтепродуктов). Экологические аспекты добычи, переработки и использования полезных ископаемых. Гомологический ряд алканов, строение молекулы метана и других алканов. Изомерия алканов. Физические и химические свойства алканов. Применение алканов и способы их получения: промышленные и лабораторные. ПР/Р № 1. Качественный анализ органических соединений. Гомологический ряд алкенов. Строение молекулы этилена. Изомерия и номенклатура алкенов, их физические свойства. Способы получения алкенов (из алканов, галогеналканов, спиртов) и их химические свойства. Применение алкенов. Алкадиены, их получение, свойства и применение. Натуральный и синтетический каучуки. Резина. Гомологический ряд алкинов. Строение молекулы ацетилена. Изомерия и номенклатура алкинов. Получение алкинов: метановый и карбидный способы. Физические и химические свойства алкинов: реакции присоединения, тримеризация ацетилена в бензол. Применение алкинов. Гомологический ряд циклоалканов. Понятие о конформерах (на примере циклогексана). Изомерия циклоалканов. Химические свойства циклоалканов. Ароматические углеводороды (арены). Строение, свойства, способы получения и применение бензола. Свойства гомологов бензола на примере толуола. Генетическая связь углеводородов. Обобщение и систематизация знаний по теме «Углеводороды». ПР/Р № 2. Углеводороды. Решение задач на вывод формулы органического вещества. Вычисления по химическим уравнениям. Вычисления по химическим уравнениям. КОНТР/РАБОТА № 1. Углеводороды. Анализ контрольной работы, работа над ошибками. 5 Спирты и фенолы (7 ч). Классификация спиртов, изомерия и номенклатура. Особенности электронного строения молекул спиртов. Межмолекулярная водородная связь. Физические свойства и получение спиртов. Химические свойства спиртов (взаимодействие с металлами, галогеноводородами; дегидратация, этерификация, окисление). Особенности свойств многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение важнейших представителей спиртов. Фенол: строение, свойства, способы получения и применение. Сравнение кислотных свойств одно – и многоатомных спиртов, фенола. ПР/Р № 3. Спирты и фенолы. 6 Альдегиды и кетоны (7 ч). Строение молекул альдегидов и кетонов, изомерия и номенклатура. Особенности строения карбонильной группы. Физические свойства главных представителей альдегидов и кетонов. Химические свойства альдегидов и кетонов, их получение и применение. Обобщение и систематизация знаний о спиртах, фенолах и карбонильных соединениях, генетическая связь. ПР/Р № 4. Альдегиды и кетоны. Решение расчетных задач и экспериментальных задач (на распознавание веществ). КОНТР/Р № 3. Спирты, фенолы, карбонильные соединения. 7 Карбоновые кислоты (10 ч). Строение молекул карбоновых кислот и карбоксильной группы. Классификация и номенклатура карбоновых кислот. Физические свойства карбоновых кислот и их зависимость от строения молекул. Карбоновые кислоты в природе, их биологическая роль. Химические свойства карбоновых кислот. Сложные эфиры: получение, строение, изомерия, номенклатура, нахождение в природе, физические и химические свойства. Решение расчетных задач на определение выхода продукта. Состав и строение жиров, их классификация. Омыление жиров, получение мыла. Мыла, объяснение их моющих свойств. Жиры в природе. Биологическая роль жиров. Понятие о СМС. Обобщение и систематизация знаний по теме «Карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Жиры». Генетическая связь. ПР/Р № 5. Карбоновые кислоты. Решение расчетных (на вывод формулы) и экспериментальных задач. 8 Углеводы (10 ч) Классификация углеводов, их биологическая роль. Моносахариды. Строение, свойства и применение глюкозы. Фруктоза как изомер глюкозы. Сравнение строения и химических свойств глюкозы и фруктозы. Фруктоза в природе и ее биологическая роль Дисахариды на примере сахарозы, лактозы и мальтозы. Полисахариды: нахождение в природе, биологическая роль, свойства (гидролиз, качественная реакция на крахмал, образование сложных эфиров из целлюлозы). Сравнение строения и свойств крахмала и целлюлозы. Понятие об искусственных волокнах. ПР/Р № 6. Углеводы. Обобщение и систематизация знаний о кислородсодержащих органических соединениях. КОНТР/Р № 2. Кислородсодержащие органические соединения. 9 Азотсодержащие соединения (11 ч). Амины, классификация, изомерия и номенклатура. Строение аминов, взаимное влияние атомов в молекулах алифатических и ароматических аминов. Физические и химические свойства аминов (взаимодействие с водой и кислотами, алкилирование, ацилирование; взаимодействие анилина с бромной водой). Получение аминов. Строение, номенклатура и изомерия аминокислот. Получение и химические свойства аминокислот (кислотно-основные свойства, этерификация, поликонденсация). Синтетические волокна: капрон, энант. Белки как природные биополимеры. Пептидная группа, пептидная связь. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, качественные реакции. Биологические функции и значение белков. Нуклеиновые кислоты. Понятие о нуклеотиде, пиримидиновых и пуриновых основаниях. Уровни структуры ДНК. Биологическая роль ДНК и РНК. Генная инженерия и биотехнология. ПР/Р №7. Амины, аминокислоты, белки. Обобщение и систематизация знаний по теме «Азотсодержащие соединения». ПР/Р № 8. Идентификация органических веществ. КОНТР/Р № 5. Азотсодержащие органические соединения. 10 Биологически активные вещества (4 ч)..Понятие о витаминах, их классификация. Водорастворимые и жирорастворимые витамины. Авитаминозы, гипер- и гиповитаминозы. Ферменты как биологические катализаторы. Классификация ферментов, особенности их строения и свойств (селективность и эффективность). Гормоны, их классификация. Отдельные представители: инсулин, адреналин, эстрадиол, тестостерон. Понятие о лекарствах как химиотерапевтических препаратах. Группы лекарств. Безопасные формы применения, лекарственные формы. ПР/Р № 9 Обнаружение витаминов. 11 Искусственные и синтетические полимеры (7 ч). Искусственные полимеры. Понятие о пластмассах и волокнах. Ацетатное и вискозное волокна: способы получения и применение. Синтетические полимеры, их классификация, способы получения, свойства и применение. ПР/Р № 10. Распознавание пластмасс и волокон. Вычисления по химическим уравнениям. Подготовка к контрольной работе. Вычисления по химическим уравнениям. Подготовка к контрольной работе. Итоговая контрольная работа. Анализ контрольной работы, работа над ошибками. Резервное время (4 ч) Учебно-методическое обеспечение.
Для реализации данной программы используется учебно-методический комплект Габриеляна О. С., в который входят:
Учебник: О. С. Габриелян. Органическая химия. 10 класс. Профильное обучение – М.: Просвещение, 2014
О. С. Габриелян. Проверочные и контрольные работы по химии для 10 класса. – М.: Просвещение, 2014.
О. С. Габриелян. Настольная книга для учителя химии (с методическими рекомендациями по каждой теме курса). 10 класс. – М.: Дрофа, 2014.