Веб-квест как способ активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории и обществознания

Исмагилова Светлана Анатольевна, учитель истории и обществознания
МКОУ «Ювинская СОШ»
" WЕB QUEST" КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

«Не вводить знания в готовом виде.
Даже если нет никакой возможности
повести детей к открытию нового,
всегда есть возможность создать ситуацию поиска»
Г.А.Цукерман
В соответсвии с ФГОС ООО современному обществу нужны образованные люди, которые могут самостоятельно принимать решения. Системно-деятельностный подход позволяет организовать учебную деятельность так, чтобы у обучающихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями, предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества.
Содержание этой статьи может быть хорошим отражение конструктивистского принципа: "Мы учимся на практике, но еще лучше мы усваиваем знания, когда говорим о том, что сделали".
Предприимчивый, творческий, самостоятельный и ответственный, способный видеть и решать проблемы автономно и в группе, готов постоянно учиться, находить и применять нужную информацию – вот портрет современного выпускника. Но что нужно сделать педагогическому сообществу для того, чтобы выпустить в жизнь развитую личность? Какие люди нужны современному обществу?
Вызовы современности предопределили введение Федерального государственного образовательного стандарта. ФГОС представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Основой ФГОС является системно-деятельностный подход, а механизмом развития личности обучающегося – формирование системы универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающей развитие способности и готовности учиться. Таким образом, речь идет о важной составляющей качества результата образования – о компетентности личности, способной к жизни в постоянно меняющихся условиях.
Основной задачей введения ФГОС является научно-методическое сопровождение реализации компетентностного обучения и одного из его важнейших направлений – системно-деятельностного подхода. Основная идея деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети добывают их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности.
Любая деятельность должна начинаться с постановки цели, личностно значимой для каждого ученика. Только тогда, когда цель «присвоена» учеником, он может понять и сформулировать задачу. Чтобы у обучающихся возник познавательный интерес, их нужно столкнуть с «преодолимой трудностью», то есть создать проблемную ситуацию, а чтобы решить ее, нужно выполнить определенные учебные действияИ уже на этом этапе создать для каждого ситуацию успеха. Создание психологического комфорта на уроке, вера в силы каждого ребенка, ориентация на творческое начало, мотивирование к деятельности – все это стороны исследовательской деятельности в рамках системно-деятельностного подхода.
Учителя волнуют вопросы:
- Как организовать современный урок с точки зрения системно-деятельностного подхода?
- Какие методы и средства обучения выбрать?
- Как обеспечить рациональное сочетание форм и методов обучения?
Системно-деятельностный подход дает ответ на вопрос «Как учить?»
Одним из эффективных методик в решении данного вопроса считаю использование метода «Web quest». Он позволяет стимулировать интерес к знаниям, показывает необходимость их практического применения. Образовательный «Web quest» - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными. Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся с ним находится на различных веб-сайтах: «Разговор с премьер – министром», «Мы – многонациональный народ», «Пусть будет в будущем по ленинградцам равняться каждый человек», «Ты молод и активен? Займись бизнесом!», «Древнейшая Греция», «Древний Рим», «Цивилизация эпохи Средневековья», «Цивилизация России», "Ливонская война". Кроме того, результатом работы с веб-квестом является публикация работ учащихся в виде веб-страниц и веб-сайтов (локально или в Интернет).
Этапы работы над квестом:
Начальный этап: обучающиеся знакомятся с основными понятиями по выбранной теме. Распределяются роли в команде: по 1-4 человека на 1 роль.
Ролевой этап: индивидуальная работа в команде на общий результат. Участники одновременно, в соответствии с выбранными ролями, выполняют задания. В процессе работы над веб-квестом происходит взаимное обучение членов команды умениям работы с компьютерными программами и Интернет. Команда совместно подводит итоги выполнения каждого задания, участники обмениваются материалами для достижения общей цели.
Заключительный этап: команда работает совместно, под руководством педагога. По результатам исследования проблемы формулируются выводы и предложения. Проводится оценивание выполненных работ, критериями которого являются понимание задания, достоверность используемой информации, ее отношение к заданной теме, логичность, определенность позиций, подходы к решению проблемы, индивидуальность.
В своей работе, на уроках истории и обществознания, я использую данный метод недавно, но уже могу сделать некоторые выводы:
ребята активно принимают участие в данной работе;
собирая нужный им материал, посещают различные образовательные веб-сайты;
учатся самостоятельно составлять презентации и представлять их на уроке;
учатся работать с источниками в Интернете, а так же с сайтами, на которых были выложены задания «Web quest». И в этом плюс данного метода.
Исследование, творческая работа, возможность высказать свои мысли вдохновляют моих обучающихся. К сожалению, у нас еще нет ни одного квеста, результаты которого размещены в Интернете, они существуют пока только на автономных носителях. Единственный, на мой взгляд, минус - это время, необходимое для создания и оформления сайта.
Школа не изменится от появления новых учебников, программ, концепций и даже новых стандартов. Нет сомнения, что основой всех основ является учитель, его личность, образ мышления. Многое, если не все, зависит от таланта и мастерства учителя, его умения организовать «поиски» на уроке. Поэтому нам, учителям основной школы, необходимо овладевать новыми образовательными технологиями, с помощью которых было бы возможно реализовывать требования новых стандартов.

Список литературы:
1. Андреева М. В. Технологии веб-квест в формировании коммуникативной и социокультурной компетенции // Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам. Тезисы докладов I Международной научно-практической конференции. М., 2004.
2. Быховский Я. С. Образовательные веб-квесты // Материалы международной конференции "Информационные технологии в образовании. ИТО-99". - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
3. Concept to Classroom. Workshop: Webquests (Мастерская: веб-квесты) http://www. thirteen. org/edonline/concept2class/webquests/index. Htm.l
8. Николаева Н.В. Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся // Вопросы Интернет-образования. 2002,№ 7.- http://vio.fio.ru/vio_07.






















15