Урок по географии на тему: Экономико-географическое положение Республики Казахстан. Природные условия и ресурсы (9 класс)


Тема урока: Экономико-географическое положение Республики Казахстан. Природные условия и ресурсы.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Т.Е.Ц.: 1. Создать условия для формирования у учащихся знаний о становлении экономической географии как науки, об особенностях экономико-географического положения Казахстана, природных условиях и ресурсах Казахстана. Показать классификацию природных ресурсов. Помочь понять значение географического положения для развития экономики, значение природно-ресурсного потенциала Казахстана для его развития как современного индустриального государства.
2. Развивать навыки работы с различными источниками информации, навыки логического мышления на основе выявления причинно-следственных связей, анализа источников информации.
3. Воспитывать взаимоуважение, организованность, аккуратность, умение выслушивать мнение другого человека, любовь и уважение к природе, к своей стране.
Оборудование: учебники, политическая карта мира, физическая карта Казахстана.
Используемая литература: В.В. Усиков, Т.Л. Казановская, А.А. Усикова «Экономическая и социальная география Казахстана», К.Б. Ахметова «Экономическая и социальная география Казахстана», М.Ш. Ярмухамедов «Экономическая и социальная география Казахстана».
Ход урока
Этапы урока Содержание Методы, ФОУД
I. Организа-ционный момент Приветствие. Проверка готовности класса и кабинета к уроку. Отсутствующие. Знакомство с требованиями учителя, структурой, изучаемого предмета. Напоминание правил поведения на уроке, нормы выставления отметок. II. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению знаний. Сегодня мы приступаем к изучению новой науки – экономическая и социальная география Казахстана.
- Как вы думаете, что мы будем изучать в этом учебном году?
(хозяйство нашей страны и её население). Чем отличается экономическая география от физической географии, которую мы изучали в течение нескольких лет?
- Тема нашего урока «Экономико-географическое положение Республики Казахстан. Природные условия и ресурсы».
- Какова цель нашего урока?
- На какие вопросы необходимо ответить, чтобы достигнуть цели? Какими источниками информации вы можете воспользоваться на уроке? Фронтальная беседа.
Запись в тетради.
III. Усвоение новых знаний. - Прежде чем мы начнём разговор непосредственно по теме нашего урока, давайте уточним, что это за наука экономическая и социальная география и как она развивалась.
Экономическая и социальная география Казахстана – это общественная наука, изучающая размещение и развитие хозяйства, расселение людей, использование ими природных условий и ресурсов в разных районах Казахстана.
Сам термин «Экономическая география» ввёл М.В. Ломоносов. Большой вклад в развитие этой науки сделал П.П. Семёнов – Тянь-Шанский. В 1897 г. он организовал I Всероссийскую перепись населения, охватившую и территорию современного Казахстана.
- Откройте учебник на стр.7, рис.1. Посмотрите структуру науки. На какие два главных раздела подразделяется наука?
(общая экономическая и социальная география и региональная экономическая и социальная география).
- К тому же, кроме физической географии, экономическая и социальная география очень тесно связана с такими науками, как история, экономика, статистика, социология и т.д.
- Становление экономической и социальной географии Казахстана происходило постепенно. Сведения о хозяйстве и населении встречались в трудах Кадырали Джалаири (начало XVIII в.) «Сборник летописей», Ш. Уалиханова, но как самостоятельная наука она появилась в 1920-е годы.
- Откройте учебник на стр.8. Какие ученные внесли вклад в развитие науки? (Б.Я. Двоскин, С.Р. Ердавлетов, М.И. Семёнов, К.Б. Ахмедова, К.Ш. Диярова)
1946г – Академия наук Казахской ССР, руководитель К.И Сатпаев.
- Откройте учебник на стр.18, рис.4 – о чём он?
(экономический потенциал: природно-ресурсный, народонаселенческий, производственный, научно-технический)
- Что вам известно о природных условиях и ресурсах?
Стр.20. Что относится к природным условиям? (рельеф, климат, режим рек и озёр, горно-геологические условия залегания гор. пор.)
- Природные условия Казахстана можно назвать неблагоприятными. Докажите почему, или докажите обратное мнение.
(резко-континентальный климат, недостаток пресной воды и т.д.)
Природные ресурсы – часть естественной природы, которую использует (может использовать) человек, для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей.
- Откройте учебник на стр.22, рис.5. Какая даётся классификация природным ресурсам? (по степени исчерпаемости)
- Природные условия и ресурсы будут влиять на экономику страны, а положение нашего государства, будет влиять или нет?
Посмотрите на карту мира, что вы можете сказать о положении РК?
2724,9 тыс.км2 – площадь Казахстана, 14 областей, 2 города республиканского значения (Астана, Алматы).
Длина границ – 12187 км.
16.12. 1991 г. – День независимости, 2.03.1992 г. – принятие в ООН.
Центральная Азия – политико-географический регион.
Президентская республика, унитарное государство.
Адм. тер. деление (регионы): области, районы, округа (сельс, аульн)
- Каковы основные параметры ЭГП Казахстана?
параметры плюсы минусы
Огромная тер-яБогатство пр. ресурс Большие расстояния, сложность освоения.
Центральное пол-е Транзитное пол-е Нет выходов к морю (внутриконтинентал)
Приграничные государства Россия, Китай - высокоразвитыеСреднеазиатские ст,
Удалённость от мировых центров экономики
Сократическая беседа.
Запись в тетради.
Запись в тетради.
Работа с текстом учебника.
Сократическая беседа.
Работа с текстом учебника.
Запись в тетради
Работа с текстом
Учебника.
Эвристическая беседа.
Проблемный вопрос.
Запись в тетради.
Работа с текстом учебника.
Эвристическая беседа.
Работа с картой.
Запись в тетради.
Работа с таблицей, обсуждение.
IV. Закрепление - Что такое экономическая и социальная география?
- Когда она возникла как самостоятельная наука?
- Что такое природные условия? Природные ресурсы?
- Что вы можете сказать об ЭГП Казахстана? Фронтальный опрос.
V. Домашнее задание. § 2, п.2, § 3, п.4, конспект (пересказ).
Словарь понятий. Запись в дневнике.
VI. Итог урока. Оценка работы класса и отдельных учащихся. Выставление отметок.
- Какова была цель урока? Удалось ли её достигнуть?
- Какие затруднения возникали сегодня на уроке? Почему?
- Что нового вы сегодня узнали? Чему научились? Фронтальная беседа.