Разработка занятия по обществознанию на тему История воззрений на общество


Дисциплина, специальность: обществознание.
Тема: История воззрений на общество.
Мотивация изучения темы:
Мыслители с древнейших времён и до сегодняшнего дня стремятся раскрыть закономерности, управляющие общественными процессами.
Цели занятия:
Учебные:
а) познакомиться с понятиями «воззрения», «общественные науки», «политология», «культурология» и т.д.; узнать о личностях и представлениях философов разных времён относительно общества, его идеального и реального устройства;
б) повторение и закрепление пройденного материала; уточнение, обобщение и систематизация полученных знаний;
в) формирование практических умений, необходимых для овладения последующими учебными дисциплинами; профессиональных умений и навыков;
г) контроль, анализ и оценка знаний и умений студентов, корректировка учебного процесса на основе результатов проверки, уточнение и дополнение знаний, подкрепление умений.
Воспитательные:
- воспитание гражданина, способного на основе имеющихся гуманитарных знаний оценивать социально значимые факты и явления и т.д.
Развивающие:
- формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческой активности.
Интеграционные связи: тема связана с психологией, биологией, историей, философией.
Оснащение (средства обучения):
компьютер с проектором для демонстрации презентации;
Фильмы ВВС «Нострадамус» ,«Да Винчи».
учебник;
тетради.
Основные этапы занятия :1) организационный момент;
2) актуализация знаний через постановку темы и цели урока обучающимися;
3) повторение изученного материала;
4)изучение нового материла;
5) закрепление изученного материала ;6) инструктаж д/з;
7) итог урока.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Оргмомент: отмечаются отсутствующие и внешний вид студентов и аудитории, сообщается тема, формулируются цели с проведением мотивации, сообщается план проведения занятия.
Проверка домашнего задания по теме «Познание».
Задание №1.
Выполняется на отдельном листке.
Напишите ответ на вопрос «Какую роль играет познание в жизни человека?» (Приведите примеры процесса познания).
Обязательно использовать термины, изученные на занятии по теме «Познание».
Задание №2.
Ответить на вопросы теста.
На работу дается 20 минут.
Изучение нового материала.
Мыслители с давних пор стремились открыть тайные пружины, управляющие глобальными общественными процессами и механизмами взаимодействия двух и более людей.
Платон (427-347 гг. до н.э.)– автор первого труда об обществе «Государство».
Считал, что величайшим благом является справедливость, несправедливость - это зло.
Платон мысленно строит идеальное государство, которое могло бы предотвратить многочисленные несправедливости.
Платон считал, что в идеальном государстве должно существовать разделение общества на слои –
Высший (мудрецы);
Средний (воины);
Низший (ремесленники и крестьяне).
Аристотель (384-322 гг. до н.э.)- ученик Платона, один из величайших философов Античности. Формы государственного устройства Аристотель делит на правильные (достигается общая польза) и неправильные (где имеется ввиду лишь польза для некоторых).
Аристотель(384-322 гг. до н.э.) считал, что в идеальном государстве должно существовать разделение общества на слои –
Средний;
Богатый;
Бедный.
В Средние века (3-15 вв) основой всего считался Бог и божественная воля.
Просмотр отрывка фильма «Нострадамус»
Минута 2-16.
Просмотр отрывка фильма «Да Винчи»
Минута 1- 18.
В 15 – 17 веках наука стала выходить из-под контроля Церкви.
Поворот к подлинно научным знаниям произошел в 17-18 веках.
Задание – заполнить таблицу «История воззрений на общество» (по параграфу 2).
Выписывать фамилии исследователей общества и их основные достижения.
Исследователь Даты жизни, век Достижения
Подведение итогов. Формулирование выводов.
Определение настроения в конце занятия (учащиеся высказывают своё мнение):
Да, я узнал много интересного. Настроение приподнятое
Да, но я уже всё знал раньше
Занятие не вызвало положительных эмоций. Нет, мне не понравилось
Домашнее задание: §2, тетрадь.
Использованная литература:
1. Введение в обществознание: 8-9 кл./ Под ред. Боголюбова Л.Н.,.- М., 2007.
2. Иоффе А.Н Методические материалы по гражданскому образованию.- М., 2003. -240 с.
3. Морозова С.А. Методика преподавания права в школе.-М.,2004.-224 с.
4. Гражданское образование: содержание и активные методы обучения / под ред. Н.Воскресенской и С. Шехтера.-М.,2005
5. Пронькин В.Н. ,Гутников А.Б. Живое право. Занимательная энциклопедия практического права.-М.,2000.-512с
6. Любимов А.П.Конституция Российской Федерации в таблицах и схемах.-М.,2004.-176 с.
7.Сборник материалов по повышению правовой культуры молодых избирателей под редакцией О.А. Абанина.- Биробиджан, 2005.
8. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (извлечения)
9.Ирхин Ю.В., Зотов В.Д. Политология: Учебник. - М.,2001.
10.Лозанский Э.Д., Муштук О.З. Общество. Власть. Политика: Учебное пособие по курсу “Политология” для системы открытого образования, - М.: МЭСИ, 2003 .
11.Мухаев Р.Т.Политология.10-11 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.,1997
12.Политология: Курс лекций. Под ред. Марченко М.Н. -М.,1997.