Статья Социальное партнерство в инклюзивном образовании


Социальное партнерство в инклюзивном образовании
          Напоминание.
Один молодой человек ехал на новой сверкающей дорогой машине в прекрасном настроении, напевая какую- то мелодию. Вдруг увидел он детей, сидящих у дороги. После того, как он, осторожно объехав их, собрался снова набирать скорость, он вдруг услышал, как в дверь машины ударился камень. Молодой человек остановил машину, выскочил из нее, и, схватив одного из мальчишек за шиворот, начал его трясти с криком:
Паршивец! Какого черта ты бросил в мою машину камень?! Ты знаешь, сколько стоит эта машина?!
Простите меня, ради Бога, - ответил мальчик. У меня не было намерения причинить вред Вам и вашей машине. Дело в том, что мой брат - инвалид, он выпал из коляски, но я не могу поднять его, он слишком тяжел для меня. Уже несколько часов мы просим помощи, но никто не останавливается. У меня не было другого выхода, кроме как бросить камень, иначе вы бы тоже не остановились. Молодой человек помог усадить инвалида в кресло, пытаясь сдержать слезы и подавить подступивший к горлу ком. Затем он пошел к своей машине и увидел вмятину на новенькой блестящей двери, оставшуюся от камня. Он ездил многие годы на этой машине, и всякий раз говорил «нет» механикам на предложение выровнять эту вмятину на дверце, потому что она каждый раз напоминала ему о том, что нельзя проходить мимо чужой беды, что беда «чужой» не должна быть...
«Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Инклюзивное образование – это не только реализация права ребенка на образование, но изменение подходов к работе всей образовательной системы, нацеленность ее на то, чтобы и люди с инвалидностью могли на равных участвовать в жизни общества. «Речь идет не только о детях с инвалидностью. Дети должны расти в обществе, где различия считаются нормой, а не отклонением, – Тогда не произойдет маргинализации тех, кто не такой, как все».
По словам Елены Клочко, заместителя председателя Координационного совета по делам детей-инвалидов при Общественной палате РФ, речь должна идти, во-первых, о межведомственном взаимодействии и, во-вторых, об общественном партнерстве. Для наиболее оптимального оказания услуги человеку с инвалидностью, для наиболее полного включения его в общество нужно скоординированные усилия социальной защиты, образовательных структур и медицинских учреждений. И все эти услуги должны оказываться человеку по месту жительства, начиная с ранней диагностики и помощи родителям. «Родительская активность – залог успешного реформирования.
Кроме этого, общественники активно продвигают идею специальной программы по сопровождению человека с инвалидностью в течение всей жизни – и в школе, и в вузе, и при трудоустройстве.
Для создания адекватных условий развития ребенка, нужно объединить усилия разных специалистов, принадлежащих к разным ведомствам. Такой подход, когда специалисты «окружают» ребенка и совместно разрабатывают меры поддержки, дает позитивные результаты. Качество развития и включения в образовательную среду и в жизнь общества становится намного выше. У тех детей с ОВЗ, которые получат место в детском саду по достижении 3х летнего возраста, вырастают шансы быть включенными в школьную среду и развиваться при поддержке специалистов, разрабатывающих совместно меры медицинской, социальной реабилитации и обучения.
Социальное партнерство является ключевым фактором в развитии инклюзивного образования. Лучшие позитивные практики инклюзии связаны с партнерством и сотрудничеством различных субъектов образовательного процесса. Этот термин подразумевает участие разных заинтересованных сторон, обмен опытом и сотрудничество при реализации инклюзивного образования. 
Работа педагогов в направлении интеграции основывается на концепции нормализации. Это означает, что жизнь и быт детей с ограниченными возможностями должны быть, как можно более приближены к условиям и стилю жизни общества, в котором они живут.
Главная задача руководителя – организация успешного воспитания и образования детей с ограниченными возможностями здоровья и создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном учреждении.
Главное условие: независимо от степени выраженности нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья, их участие вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятиях.
Главный девиз педагогов «Ребенок не должен сравнивать себя с другими и играть роль поводыря в общей группе инвалидов – он должен чувствовать себя полноценной личностью, отчасти даже уникальной, и частью полноценного обществ».
Важным компонентом подготовки учителя является овладение им современными педагогическими технологиями, формами и методами межэтнического и межкультурного образования и, прежде всего, личностно-ориентированными технологиями и интерактивными методами обучения, которые способствуют формированию и развитию ценностных ориентаций школьников, самоуважению и уважению других, содействуют развитию способности слышать других, диалогу, мирному урегулированию конфликтов, способности к сотрудничеству
   Стратегию развития своего учреждения руководитель разрабатывает вместе со своей административной командой, опираясь на запросы социума, имеющиеся ресурсы и собственные убеждения. Убеждения – что только педагоги и школа помогут обществу взглянуть на детей с ОВЗ по-другому. Изменение сознания, собственных взглядов и принципов важнее, чем создание материально- технической базы. А вот изменение сознания - процесс более длительный, затратный, глубинный и сложный, особенно в большом учреждении.
   Педагогический коллектив школы должен понять всю меру ответственности, которую примет на себя, должен понять, что основная работа по внедрению инклюзии в образовательном учреждении ляжет на плечи самого учреждения, как и те риски, с которыми предстоит столкнуться (недостаточная материально- техническая база, неготовность родителей и детской среды к совместному обучению и др.).
Инклюзивное образование позволяет учителям и ученикам получать доступ к необходимой поддержке и услугам, тогда и там, где это необходимо. Гибкое расписание, работа с родителями, взаимодействие с общественными организациями, совместная внеклассная работа - вот несколько способов, которые помогут нашим педагогам лучше подстраиваться под интересы и нужды детей, способствовать тому, чтобы дети с ОВЗ получали необходимую поддержку и услуги.
Важно само участие и сотрудничество. Каждый получит знания в разных местах и традиционный класс – это только одно из этих мест. Ведь есть еще и библиотека, спортивный зал, столовая, лаборатории, компьютерный класс, кабинет психологии, детская площадка, школьный двор и др. Неважно, где будут находится ученики, главное, что они будут находится среди своих сверстников.
Любой учитель скажет Вам, что в его классе все ученики разные – по национальной принадлежности, по способностям, по темпераменту. Это разнообразие вынуждает педагогов искать индивидуальный подход к своим ученикам. В инклюзивном классе к детям с ОВЗ и к здоровым детям тоже применяется индивидуальный подход. При этом важно соблюдать такие факторы как сотрудничество всех педагогов, приспособление образовательных программ под индивидуальные нужды учеников, выстраивание индивидуального образовательного маршрута, а главное - вера в успех своих учеников.
Педагогический коллектив школы должен понять всю меру ответственности, которую принимает на себя, должны понять, что основная работа по внедрению инклюзии в образовательном учреждении ложится на плечи самого учреждения, как и те риски, с которыми сталкиваются школы (недостаточная материально- техническая база, неготовность некоторой части родителей и детской среды к совместному обучению и др.).    В  настоящее время, актуальной проблемой является развитие социального партнерства направленного как на взаимодействие с семьей, так и с другими социальными институтами, которое направлено включение детей с ограниченными возможностями в социум, т.е. развития у детей мотивации к общению, взаимодействию, формирование у них социальных умений, навыков. Эффективная реализация социального партнерства может разрешить сложившееся  противоречие между воспитательным потенциалом социума и его использованием.
   В контексте социально-педагогической деятельности, мы рассматриваем социальное партнерство, как взаимодействие воспитателей, семьи и социального педагога, использование потенциальных возможностей социума для интеграции детей с ограниченными возможностями, развитию у них социальных потребностей и способностей. Социальное партнерство нацелено как на активную адаптацию детей с ограниченными возможностями к условиям жизни в социуме, так и создание благоприятной среды для этого.
   Существуют аспекты социального партнерства в инклюзивном образовании:
Социальное партнерство представляет собой сложное и специфическое социально-педагогическое явление. Важное место в нем занимает социально-педагогические аспекты, которые выражаются в разрешении проблем личности посредством потенциальных возможностей социума.
Социальное партнерство осуществляется посредствам совместной социально значимой деятельности и выступает эффективным механизмом разрешения проблем личности ребенка с ограниченными возможностями в процессе инклюзивного образования по средствам образовательного и воспитательного потенциала социума.
Социальное партнерство как особый вид социально-педагогической деятельности направлен на решение задач всестороннего развития личности ребенка с ограниченными возможностями.
Социальное партнерство представляет собой тесное взаимодействие не только субъектов и объектов инклюзивного образования, но и специалистов различного профиля и представителей различных социальных институтов.
В социальном партнерстве необходимо использовать всесторонне потенциал социума в целом и воспитательный потенциал в частности, то есть формирование у детей с ограниченными возможностями такие социально значимые качества как социальные потребности, социальные способности, стремления и желание включаться в совместную деятельность со здоровыми сверстниками.
Важнейшим направлением социального партнерства в инклюзивном образовании является использование его субъектами потенциальных возможностей социума при осуществлении всего комплекса мероприятий, а так же знание социально-педагогических аспектов деятельности всего арсенала воспитательного воздействия.
Содержание социального партнерства включает изучение состояния реальных потенциальных возможностей социума определенных форм, методов, возможностей, ресурсов социума в инклюзивном образовании.
Всестороннее обеспечение взаимодействия специалистов, своевременное внесение корректировок в социально-педагогический процесс.
Социальное партнерство осуществляется на четырех уровнях:
Воспитательная работа в социуме (в целом о образовательном учреждении);
В микросоциуме (работа с родителями);
Социально-педагогическая деятельность педагогов с детьми;
Самостоятельная работа воспитуемых по самовоспитанию, самоконтролю за социальными отношениями внутри детского социума.
   Рассмотрим социальное партнерство в структуре инклюзивной образовательной вертикали на примере ДОУ.
   Социальное партнерство в детском саду осуществляется следующим образом. Ресурсный центр является своеобразной оболочкой детского сада и участвует в партнерстве как подразделение сада.   Производится сотрудничество по следующим направлениям:
обмен опытом;
обучающие семинары для педагогов;
направление в консультационные центры;
   Дальнейшее распределение детей после детского сада осуществляется с помощью партнеров из средних образовательных школ.
   Социально-психологическая служба сада определяет  насколько ребенок адаптирован к социуму и определяет последующие типы образовательных учреждений: это либо средние коррекционные образовательные школы , либо средние общеобразовательные школы, либо центры образования.
   Взаимодействие со школами и другими образовательными учреждениями осуществляет социальный педагог, он направляет детей на собеседования в определенные школы и направляет в школы заключения социально-психологической службы сада.
   Активно используются такие возможности социума как правовая и информационная поддержка инклюзии, обеспечение медико-психолого-социального сопровождения ребенка и семьи.
   Производится обмен опытом между партнерами и разработка методик и технологий реабилитации. Создаются условия для социальной адаптации детей-инвалидов и их родителей и обеспечения возможности формировать индивидуальную образовательную траекторию. Постоянно и непрерывно повышается квалификация сотрудников инклюзивного образовательного учреждения.
   Вместе с тем почти не охваченным остается взаимодействие и включение в партнерские отношения с образовательным учреждением семьи и родителей. Это взаимодействие носит скорее фрагментарный характер. Нет четкой программы взаимодействия и интеграции их в воспитательный процесс.
   В рамках социального партнерства в инклюзивном образовании необходимо использовать потенциальные возможности социума для решения проблем детей с ограниченными возможностями:
включение детей с ограниченными возможностями в социальные отношения со здоровыми сверстниками;
формирование у детей социальных потребностей, это относится как к детям с ограниченными возможностями, так и к здоровым детям;
необходимо развитее у детей социальных способностей за счет включения их в социальную деятельность;
включать в социальную деятельность не только детей, но и воспитателей, родителей, ведь только в совместной социальной деятельности процессы интеграции проходят более эффективно;
активно использовать возможности различных социальных институтов, для решения проблем детей с ограниченными возможностями;
способствовать усилению взаимодействия образовательного учреждения и родителей.
Недоступность образования в особенности является проблемой, когда дети проживают в интернатах для детей с умственной отсталостью. До 80% детей при этом не являются сиротами, имеют родителей, однако не проживают дома. В отсутствие поддержки семьи и целостной системы сопровождения детей, проживающих в семьях, родители часто останавливают свой выбор на помещении ребенка в интернат. Так они пытаются решить проблему ухода за ребенком. 
Между тем, научно доказано, что пребывание в интернате деструктивно влияет на развитие мозга у детей, сокращает продолжительность их жизни и ее качество. Поэтому многие страны выбирают стратегию полного закрытия интернатов.
При этом правильное распределение ресурсов дает значительный рост качественного инклюзивного образования в течение уже первых 10 лет. Залог успешности этого процесса - в привлечении финансистов и специалистов в управление экономическими ресурсами. Дело в том, что огромные средства в бюджете интернатов должны быть сохранены и перенаправлены целевым назначением на развитие специальной помощи при организации инклюзивного образования. Это очень сложно, так как довольно сложно провести изменения в бюджетной системе. Однако уже есть положительные примеры таких серьезных реформ.
Деинституализация (то есть перевод детей в семьи из интернатов) не должна причинить ребенку дополнительный вред. Поэтому нельзя допускать попадание детей в учреждения, нужно, чтобы дети нашли семью, и получали поддержку в местах проживания. Это достигается за счет обособления и переноса ресурсов. 
Два процесса - деинституализация и развитие инклюзивного образования должны идти параллельно. Обязательными элементами всего процесса является включение семей и объединение профессионалов разных сфер вокруг ребенка на самом первом уровне.
Социальное партнерство является ключевым фактором в развитии инклюзивного образования. Лучшие позитивные практики инклюзии связаны с партнерством и сотрудничеством различных субъектов образовательного процесса. Этот термин подразумевает участие разных заинтересованных сторон, обмен опытом и сотрудничество при реализации инклюзивного образования.      Напомним, что инклюзия (от inclusion - включение) – процесс увеличения степени участия всех граждан в социуме, и в первую очередь, имеющих трудности в физическом развитии. Это процесс реального включения инвалидов в активную общественную жизнь и в одинаковой степени необходим для всех членов общества. Ведь инвалидность – это не обделённость судьбой, это, скорее, такой образ жизни при сложившихся обстоятельствах, который может быть очень интересен инвалиду и окружающим его людям.         К сожалению, получению качественного образования детьми-инвалидами препятствуют множественные структурные ограничения, так или иначе связанные с социальным неравенством. Социологические исследования, проводимые на Западе и в России, начиная с 1960-х годов, показали, что образование в большей степени склонно отражать и подтверждать существующее неравенство, чем содействовать его устранению. Цель инклюзивной школы - дать всем учащимся возможность наиболее полноценной социальной жизни, наиболее активного участия в коллективе, местном сообществе, тем самым обеспечить наиболее полное взаимодействие, помощь друг другу как членам сообщества.      Для Российской Федерации указанные проблемы исключительно актуальны и сложны. Это обусловлено рядом обстоятельств. Прежде всего, необходимо отметить, что число детей, официально получающих пособия по инвалидности, в нашей стране резко возросло. Система образования в современной России переживает глубокие изменения. Различные учебные заведения трансформируются в результате правительственных реформ и под влиянием рыночной экономики. Специальное образование, охватывающее учащихся с особыми потребностями - инвалидов, испытывает серьезные потрясения ввиду сокращения финансирования и структурных преобразований. Социальная роль таких учреждений, как школы-интернаты для детей с нарушениями развития, подвергается переоценке. На практике специальное образование, с одной стороны, создает особые условия для удовлетворения потребностей учащихся указанной категории в медицинских и педагогических услугах, а, с другой, - препятствует социальной интеграции инвалидов, ограничивая их жизненные шансы. 
    Неограниченные возможности известны с давних пор:     • Гомер - древнегреческий поэт (автор поэм "Одиссея" и "Илиада") был слепым.     • Иоганн Себастьян Бах - композитор - в 14 лет стал терять зрение и к концу жизни полностью ослеп     • Людвиг ван Бетховен - композитор, потерявший слух в 28 лет     • Леонардо да Винчи - художник, ученый страдавший церебральным параличом     • Борис Кустодиев - русский живописец последние десятилетия жизни был прикован к инвалидному креслу Проблема социализации детей с ограниченными возможностями в последнее время входят в число актуальных проблем современной педагогики и психологии. И только терпеливая, кропотливая работа педагогов, семьи и самих детей изо дня в день, дает свои результаты.
Встречается множество трудностей и вопросов, с которыми может столкнутся проектная команда. Бесспорно одно: к каждому ребенку необходим индивидуальный подход, особые требования и много внимания, несмотря на то что, он занимается в инклюзивной группе. Только в этом случае можно достичь положительной динамики развития, даже самого «проблемного» ученика.
     Подводя итог выше сказанному, хочется подчеркнуть, что инклюзивное образование сегодня с полным правом может считаться одним из приоритетов государственной образовательной политики России. Переход к нему предопределен уже тем, что наша страна ратифицировала Конвенции ООН в области прав детей, прав инвалидов. Однако чтобы такой переход совершился, нужны не только соответствующие правовые акты, но и необходимые условия, благоприятное общественное мнение. 
    
Рассказывают, что на параолимпийских играх в Сиэтле девять участников забега на 100 метров, все с физическими или умственными недостатками, вышли на дистанцию. После стартового сигнала все побежали, не с одинаковой скоростью, но с одинаковым желанием показать свой лучший результат, закончить дистанцию и выиграть. Все, кроме одного юноши, который споткнулся, упал на дорожке и заплакал.
Остальные восемь участников услышали плач, замедлили бег, оглянулись назад и, не сговариваясь, развернулись и пошли к упавшему. Одна девушка с синдромом Дауна помогла юноше подняться, поцеловала и сказала: — Все скоро заживет.
И вдевятером, взявшись за руки, они вернулись на исходную линию.
Весь стадион встал и аплодировал несколько минут. Может, у атлетов и были умственные недостатки, но они точно не имели недостатка в отзывчивости и сострадании.
Эти спортсмены показали всему Миру, что быть одиноким победителем не главное в жизни, а главное — помочь другим победить, даже если это означает замедлить шаг и изменить направление.
  Литература:1. Агеева Т.Л. О работе интегративного детского сада «Наш дом»/ Особый ребенок: исследование и опыт помощи 2000.- Вып.3.-С.141-145.
2. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений/Авт.-сост.: Т.А.Данилина, Т.С. Лагода, М.Б.Зуйкова. – 3-е изд., испр.и доп. – М.:АРКТИ, 2005.- 80с.
3. Грибоедов Т. П., Мешкова С. И. Социальное партнерство в образовании: теория, опыт, механизмы реализации : учебно-методическое пособие /; Новокузнецк : МОУ ДПО ИПК, 2008