Методические рекомендации по организации предметно-развивающей среды в детском образовательном учреждении


Методические рекомендации по организации предметно-развивающей среды в детском образовательном учреждении
   Обновление содержания дошкольной ступени образования предусматривает его вариативность, обеспечивающую переход на личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми, индивидуализацию педагогического процесса.  В повседневную практику широко внедряется педагогическая импровизация, которая позволяет педагогам самим выбирать формы, методы, приемы обучения в каждой конкретной ситуации взаимодействуя с ребенком. Учет неповторимости и уникальности личности каждого ребенка, поддержка его индивидуальных интересов и потребностей дает педагогам возможность осуществлять индивидуальный подход в обучении и воспитании. Одним из необходимых условий становится создание развивающего пространства в дошкольном образовательном учреждении.
    Организуя предметную среду в групповой помещении, педагоги должны учитывать все, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребенка: закономерности психического развития дошкольников, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также эмоционально - потребностной сферы.   Правильно организованная развивающая среда позволит каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего общения. Свободная деятельность детей в развивающих центрах помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаемые в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагога.
   При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии дошкольников, а это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и образования.   Педагоги уделяют много внимания созданию предметно - развивающей среды, которая должна соответствовать возрастным особенностям воспитанников, их потребностям и интересам, а также выбранной педагогами программы. В таких ДОУ детям комфортно, уютно, каждый ребенок может найти для себя любимое занятие. Все групповое пространство доступно детям: игрушки, дидактический материал, игры; дети прекрасно знают, где взять бумагу и краски, ножницы и ткань для шитья одежды кукол, костюмы и украшения для инсценировки любимой сказки. Есть уголок уединения, где можно посмотреть картинки в любимой книжке, рассмотреть фотографии своей семьи и просто посидеть и отдохнуть детского коллектива.
    Создавая предметно-развивающую среду, педагоги учитывают период обучения, сезонности. Так, осенью группу украшает букет из осенних цветов и листьев, на подносе – собранный урожай; зимой в группе снежинки на окнах, украшенная елка, силуэты сказочных героев, сделанных из бумаги педагогами и детьми.
   
Существует восемь принципов построения развивающей среды:
1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.
   Одним из условий среды, которое дает возможность педагогу приблизиться  к позиции ребенка, а ребенку «подняться» до позиции воспитателя, - это разновозрастная мебель. В современном ДОУ появилась такая мебель, которая легко трансформируется и дает возможность педагогу ставить ее по разному.
  Хорошо, ели в группе есть уголок «взрослой» мебели – кухонный уголок, диван. Приблизив ребенка к позиции взрослого, педагог помогает малышу преодолеть чувство тревоги оттого, что всех детей забрали домой, а его нет. В такой обстановке время пролетает незаметно, и малыш не чувствует себя одиноким.
2. Принцип активности, самостоятельности, творчества.
   Для читающих детей подобраны книги с крупным шрифтом и простым текстом. Дети любят играть с водой и песком, уголок-лаборатория помогает им развивать любознательность, инициативность. Использование пиктограмм позволяет детям самостоятельно определять, как можно использовать тот или иной инвентарь.
3. Принцип стабильности – динамичности развивающей среды.
   Предметно-развивающая среда меняется в зависимости от возрастных особенностей, периода обучения и реализуемой педагогами программы. Важно «помнить, что ребенок не пребывает в среде, а преодолевает, перерастает» ее, постоянно меняется, становится другим в каждую минуту.
4. Принцип комплексирования и четкого зонирования.
   Жизненное пространство в детском саду должно давать возможность построения пересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии, со своими интересами и желаниями в одно и тоже время свободно заниматься,  не мешая друг другу, разными видами деятельности. Среда должна представлять единый комплекс различных модальностей, каждая из этих модальностей вносит свой вклад в построение среды.
(Физкультурный зал, музыкальный зал, изостудия, комната сказок и другие)
5. Принцип эмоциональности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого.
   Учитывая то, что ребенок в детском саду находится целый день, необходимо создавать ему оптимальные условия для игр, обучения и развития в разных видах деятельности. Каждому ребенку должно быть обеспечено личное пространство.
6. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.
   В группе должно быть не только уютно и комфортно, но и красиво. Хороший интерьер группы развивает вкус, чувство прекрасного. Интерьер должен меняться, целесообразно ввести предметно-развивающую среду предметы, атрибуты, игрушки, сделанные руками взрослых.
7. Принцип открытости – закрытости.
   Дети приобщаются к миру прекрасного, они учатся слушать и различать звуки, наслаждаются красотой цветущих растений и при этом отдыхают. Вместе со взрослыми дети пересаживают и поливают цветы, кормят птиц, хомяков, черепах и чистят их клетки. Среда организуется таким образом, чтобы способствовать формированию и развитию « Я - образа».
8. Принципы учета половых и возрастных различий детей.
   При создании среды педагоги учитывают возрастные особенности воспитанников, интересы. Наклонности мальчиков и девочек.
    Предметную среду необходимо проектировать с той программой, которая реализуется в образовательном учреждении. Уметь создавать среду должен сам педагог, владеющий знаниями по дошкольной педагогике и психологии. При отборе предметного содержания развивающей среды важно ориентироваться на «зону ближайшего развития», на завтрашние детей. Проектируя предметно-пространственную среду, необходимо учитывать потребности ребенка, как в индивидуальной, так и в совместной деятельности. В построении развивающего пространства целесообразно использовать преимущество принципа интеграции различных по содержанию видов деятельности. Создавая условия для гармоничного всестороннего развития ребенка, не стоит забывать об эстетической составляющей организации пространства. Поэтому в оформлении помещений желательно соблюдать единый стиль и использовать только высокохудожественные, произведения профессионалов.
   Известно, что выбор цвета для стен, мебели, аксессуаров оказывает непосредственное влияние на эмоциональное состояние и на интеллектуальное развитие воспитанников. Краски группы должны поднимать настроение. В группе ни в коем случае не должно быть сумрачно. Замечательно если освещен каждый уголок. Чем бы ребенок ни занимался в группе, спальне, столовой, он не должен напрягать глаза. Современный детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционального - практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее важных для развития сферах жизни. Возможности организации и обогащение расширяются  при условии создания в группе детского сада предметно-пространственной, развивающей среды, в которой возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы. Развивающая среда способствует установлению, утверждению у дошкольника чувства уверенности в себе, дает ему возможность испытывать и использовать свои способности, стимулировать проявление им самостоятельности, инициативности, творчества.
   Определяющим моментом в создании развивающей среды является педагогическая идея – цель, которой руководствуется коллектив педагогов детского сада. Вместе с тем очень важно учитывать особенности каждой группы: возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности, половой состав, характеристики детей.
   Особенности организации предметно - пространственной среды второй младшей группы. Возраст 3-4 лет – это период физического укрепления, быстрого развития психики и начала формирования основных черт личности ребенка. Обстановка во второй младшей группе должна быть прежде всего комфортной для ребенка. Маленькие дети плохо реагируют на   пространственные изменения обстановки, они предполагают стабильность в этом отношении. Не советуем часто переставлять оборудование в младшей группе, лучше  тщательно спланировать обстановку в помещении до прихода детей. Дети во второй младшей группы еще не умеют хорошо взаимодействовать со сверстниками, предпочитая игры рядом а не вместе.
   У младших детей активно развивается двигательная активность: ходьба, бег, лазание. Вместе с тем движение еще плохо скоординированы: нет ловкости, быстроты реакции, увертливости.  Поэтому пространственная организация среды должна учитывать для ребенка возможность достаточно широких, хорошо просматриваемых путей передвижения. Для стимулирования двигательной активности желательно поставить в групповой комнате горку со ступенями, физкультурно-оздоровительный комплекс.
  Маленький ребенок активно входит в предметный мир и с интересом изучает его. Игрушки и предметы в группе должны отражать богатство и многообразие этого мира. В этом возрасте закладывается база для развития интеллекта – сенсорные способности ребенка. Поэтому предметная среда группы должна стимулировать развитие восприятия детей, способствовать развитию анализаторов.  Предметы подбирать желательно чистых цветов, четкой и желаемой формы, разных размеров, они должны быть выполнены из безопасных для здоровья ребенка материалов. Для развития мелкой моторики необходимы специальные дидактически игрушки: вкладыши, пирамидки, шнуровки. С этой же целью можно включать в обстановку пластиковые контейнеры с крышками разных форм. Игра – любимая и естественная деятельность младших дошкольников – в этом возрасте у них только начинает развиваться. Игрушки для малышей должны быть прежде всего функциональными и носить обобщенный характер. Важно, чтобы автомобиль имел кузов, колеса, кабину, чтобы его можно было катать. Для таких детей уже можно использовать игрушки, отражающие реальную жизнь: машина «скорой помощи», «кукла-доктор» и т.д. Маленькие дети предпочитают крупное оборудование, крупные игрушки. Для них основной толчок  к активному действию – внешний стимул.
   Поэтому необходимо размещать материалы на открытых полках, а сами материалы должны быть внешне привлекательны, яркими, броскими и довольно часто их нужно менять.    Рекомендуется во второй младшей группе отводить место для игр с песком, водой, глиной, красками. Эти игры требуют специального оборудования. Материалы для таких «неопрятных» дел лучше размещать ближе к источнику воды, на полку следует поставить емкости переливание воды, резиновые надувные мелкие игрушки, формочки, ведерки.
    Для рисования, к которому ребенок в этом возрасте начинает проявлять все более активный интерес, лучше всего иметь специальные доски для рисования с палочками, восковые мелки. Эти материалы хороши тем, что способствуют развитию  первых изобразительных умений и не создают проблем в организации: не пачкают руки, не требуют частой смены, восковые мелки не осыпаются на пол. Практически каждый ребенок младшего возраста испытывает интерес и влечение к книжке с яркими картинками. Та как пальчики неумелые действия импульсивные и плохо скоординированные следует насыщать сразу книгами с прочными листами из плотной бумаги. Обязательно в группе должны быть материалы для  театрализованных детских игр: мелкие игрушки, плоскостные фигурки животных, для проведения развлечений с детьми – теневой и плоскостной театры, перчаточные куклы.
   Маленький ребенок познает не только окружающий мир, но и людей, в том числе себя. В группе надо иметь места, где крепятся фотографии, картинки на которых изображены люди разного возраста, с отражением разных эмоциональных состояний, с разной внешностью. Очень полезно иметь в группе много зеркал в разных местах, чтобы каждый малыш мог видеть, а уголок ряженья позволить ребенку направленно изменять свой облик и наблюдать эти изменения,  познавая себя, такого знакомого и незнакомого одновременно.
    Психология дошкольника такова, что все должно быть освоено и закреплено им в практической деятельности. Внимательно наблюдая за каждым воспитанником, педагог вдумчиво и рационально организует развивающее пространство.
     Построение предметной среды – это внешнее условие педагогического процесса, позволяющее организовать самостоятельную деятельность ребенка, направленную на его саморазвитие под наблюдением взрослого. И так, среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, коммуникативную функции. Но само главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
Вопрос создания предметно - развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
 В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.
 Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.
Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития»
(С.Л. Новоселова).
Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Селестен Френе считал, что благодаря ей ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Современные ученые и педагоги – Короткова, Михайленко и другие – считают, что при этом насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы (М.Н. Полякова).
Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.   Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.         Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.Необходимы материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек,  как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т.п.; мальчикам - детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Важно иметь большое количество «подручных» материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек), которые творчески используются для решения различных игровых проблем. В группах старших дошкольников необходимы так же различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным  шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу.Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.
Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них.
Создавая предметно-развивающую необходимо помнить:    1.Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
         2.Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
          3.Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.          4.Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
       5.В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной  деятельности.
          6.Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы
7.Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
      8.При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
        9.Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
 Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.      Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
 В связи с изменениями в современном обществе, экономическими и социальными реформами, увеличилась ценность образования, возросла потребность его качества. Необходимым условием эффективного решения проблемы современного качественного дошкольного образования, является реализация комплексных мер. Одним из важных аспектов является создание предметно-развивающей среды в ДОУ.
 По определению Светланы Леонидовны Новосёловой ( к.п.н.Академика РАЕН и Академии творческой педагогики): «Развивающая предметная среда детства – это система условий, обеспечивающая всю полноту развития деятельности ребёнка и его личности».
Принципиальным требованием к организации и содержанию предметно-развивающей среды   является то, что она должна соответствовать возрастным особенностям и возможностям детей.
 В каждой возрастной группе должны быть созданы условия для самостоятельного активного целенаправленного действия во всех видах деятельности ( игровой, двигательной, изобразительной, театральной и т.д.),которые размещаются в центрах (зонах ) и содержат разнообразные материалы для развивающих игр и занятий, а также для предоставления права выбора деятельности и реализации  индивидуальных интересов и возможностей детей.
 Организация и расположение предметов развивающей среды в пространстве групповых помещений должно быть рационально логичным и удобным для детей, отвечать возрастным особенностям и потребностям детей, иметь отличительные признаки. Н-р, в подготовительных группах для детских игр можно задействовать пространство не только групповых, но и спальных комнат. У детей будет возможность сохранять постройки и игровые уголки, созданные ими для того, чтобы продолжить игру столько времени, сколько им необходимо. Важно использовать не только стационарную, но и мобильную мебель: полифункциональное игровое оборудование: ширмы, игровые скамейки со множеством отверстий, так называемый «запасник ценных вещей», где в неглубоких коробках, ящиках сосредоточены разнообразные полифункциональные предметы, материалы, куски ткани, сумки, элементы разных костюмов и прочие детали внешних знаков ролей, которые примеряют на себя дети дошкольного возраста. Всё это предоставит детям право изменять пространственную среду; обустраивать свой мир игры с позиций своих детских интересов.            Расположение мебели, игрового и прочего оборудования в предметной среде должно отвечать требованиям техники безопасности, принципам функционального комфорта, позволять детям свободно перемещаться в пространстве, а также отвечать санитарно-гигиеническим нормативным требованиям. И, конечно же, необходимо отметить, что оформление предметно-развивающей среды должно отвечать требованиям эстетики, привлекать внимание детей, побуждать к активному действию в ней.
Во всех возрастных группах должно быть уютное место для отдыха, которое лучше оформить в спальном помещении. Это подиумы с мягкими подушками, с которыми можно, обнявшись, полежать; лёгкие воздушные беседки из прозрачной ткани или других материалов, в которых будут размещены цветы, диваны, будут предоставлены детям разные успокаивающие игрушки типа: «снегопад в шарике», «плавающие рыбки».
Начиная с трёх лет у ребёнка в группе должно быть «неприкосновенное» место, где он мог бы хранить своё личное имущество: зеркальце, открытки, значки, подарки от воспитателей, друзей, принесённые из дома игрушки и пр.
Что касается содержания предметно-развивающей среды, то все центры, игровые зоны, поля должны быть наполнены развивающим содержанием, соответствующим программным требованиям, задачам воспитания и обучения, возрастным возможностям, связанным с физическим, интеллектуальным, прочим развитием ребёнка, а также интересам мальчиков и девочек, не только игровым, но и тем, которые они проявляют в других видах деятельности. Н-р, детям старшего дошкольного возраста центр ручного труда и конструирования будет гораздо более привлекателен, если мальчики найдут в нём образцы изготовления разнообразной техники( межпланетных кораблей, катамаранов, подводных лодок), крепости, занимательные игры типа «автомобильные гонки», «приди первым» и др., а девочки – образцы сумочек, украшений, сундучков для их хранения и т.д.
В предметно-развивающей среде должны быть созданы условия, способствующие формированию психологических новообразований, которые появляются у детей в разные годы дошкольного детства.
Содержание предметно-развивающей среды должно периодически обогащаться с ориентацией на поддержание интереса ребёнка к предметно-развивающей среде и на пройденный программный материал.
Детскому образовательному учреждению как воздух необходима современная предметно-развивающая среда, расширяющая кругозор детей, обогащающая их представления о человеческих возможностях, о жизни людей нашей Родины и других стран, о природе родного края и всей Земли, о современных информационных возможностях, о культуре быта и об экологически правильном поведении.
Необходимо создание такой предметной среды, в которой  ребёнок действует, применяя уже имеющиеся у него знания и способы действия, которая должна быть для него неисчерпаема, информативна, удовлетворяя потребность ребёнка в новизне, преобразовании и самоутверждении. Детский сад, оборудованный в соответствии с концепцией развивающей предметной среды, приобретает статус культурного образовательного центра района, города, села, поднимающий в глазах родителей и общества в целом престиж образованности и воспитанности детей.
Современные философы трактуют понятие «среда» как систему, включающую взаимосвязи предметного и личностного характера. Через среду воспитание адаптирует личность к обстоятельствам, а образование выступает при этом моделью социума.
Педагоги окружающую среду рассматривают как возможность наиболее эффективного развития индивидуальности ребенка с учетом его склонностей, интересов и уровня активности.
При построении среды в ДОУ необходимо руководствоваться принципами В.А.Петровского:
-          дистанции позиции при взаимодействии: поддержание визуальной связи взрослый -ребенок. Создание условий для доверительного общения взрослый – ребенок, ребенок – ребенок. Возможность выбора дистанции взаимодействия с учетом своих представлений.
-          активности: включение всех помещений в действующую среду. Предоставление возможности свободно и самостоятельно моделировать среду, действовать в ней. Использование активного фона в горизонтальных и вертикальных плоскостях. Интенсивное насыщение проблемными и незавершенными образами, стимулами движений; эффектами «всамоделишности».
-          стабильности и динамичности: использование в пространстве с постоянными габаритами переменных и заменяемых элементов убранства.
-          комплексирования и гибкого зонирования: использование кассетной системы, позволяющей детям одновременно заниматься разными видами деятельности. Использование трансформирующего оборудования для обеспечения непересекания сфер активности (или наоборот, пересекания).
-          эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого: предоставление «личного» пространства. Предоставление ребенку возможности уединяться, заняться любимым делом. Использование стимулов личностного развития, факторов психического и физического оздоровления. Наличие игрушки – символа.
-          сочетания привычных и неординарных элементов в эстетически организованной среде: использование своеобразного языка искусства в дизайне: линии, образы, краски и т.п. Использование в интерьере простых, но талантливых произведений искусства. Включение эффективных зрелищ: цветовых, световых, музыкальных (бра, светильники, радуги, занавески и тому подобное).-          открытости-закрытости: взаимодействие и связь с природой. Введение элементов культуры своей страны, края. Предоставление возможности родителям принимать участие в организации среды. Предоставление возможности ребенку выражать свое «я».Исключение всего, что ведет к нарушению Прав ребенка.
-          учета половых и возрастных различий: трехуровневое моделирование. Ориентация на зону ближайшего развития ребенка. Обеспечение полной или частичной изоляции мальчиков и девочек в спальне, душевой, туалетной. Обеспечение мальчиков и девочек равноценными по значению игрушками, сведениями, информацией.                        
Границы взаимодействия с окружающим миром ребенка младшего возраста значительно расширяются в сравнении с ранним возрастом. При организации развивающей среды в младшей группе нужно учесть, что дети этого возраста плохо реагируют на пространственные изменения обстановки и предпочитают в этом смысле стабильность (М.Н.Полякова), поэтому не следует часто переставлять оборудование в группе. Важно помнить, что в младшем возрасте формируются сенсорные способности ребенка, поэтому предметно-развивающая среда должна создавать условия для развития анализаторов. При оформлении микрозон в младшей группе особое значение приобретает использование пиктограмм, алгоритмов и схем. Использование алгоритмов и схем способствует формированию самостоятельности у детей, развитию мышления и зрительного восприятия. Педагоги обязательно должны подробно объяснить детям, что изображено на схеме, что обозначает каждый символ.
При организации предметной среды в средней группе необходимо учитывать высокую подвижность детей 5 лет. У детей среднего дошкольного возраста ярко проявляется потребность в игре со сверстниками, особенность уединяться, создавать свой мир игры в укромных уголках, поэтому дети 5-го года жизни будут с большим удовольствием использовать созданные вами уютные домики, красивые дворцы, военные крепости и другие сооружения, наполненные разным содержанием и рассчитанные на игру 2-3 детей.При организации предметной среды в группах старшего дошкольного возраста необходимо учитывать потребность детей в творчестве и самоутверждении. Среда в старшей и подготовительной группе – это поле деятельности, образ жизни, передача опыта, творчество, предметное образование, историческая эпоха. Эта среда изменчива, динамична. Она достаточно разнообразна.
Во всех группах используют не только горизонтальную плоскость (пол), но и вертикальные поверхности (стены), а так же осваивают воздушное пространство (к  потолку подвешивают игрушки, поделки). Зоны важно организовывать так, чтобы ребенок мог располагаться в ней, сидя на стульях, кубах, на полу, стоя у мольберта, наборного полотна, на коленях у подиума с разнообразными конструкторами, материалами, макетами и пр. Содержание предметно-развивающей среды должно периодически обогащаться с ориентацией на поддержание интереса ребенка к предметно-развивающей среде и:
-          на пройденный программный материал;
-          на индивидуальные возможности детей;
-          обеспечение зоны ближайшего развития;
-          неисчерпаемую информативность.
Предметно-развивающая среда в ДОУ
Артамонова О.В. Организация предметно-пространственной среды в до школьном учреждении: Метод, рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений. - Тольятти: Изд. инф.-техн. Центра, 1994.
Гайказова р.Т., Кострикина Т.Д. Оформление детских дошкольных учреждений. – М., Просвещение, 1974.
Давыдов В.В., Переверзев Л.Б. К исследованию предметной среды для детей // Техническая эстетика. - 1976. - № 3-4. - С. 4-6.
Доронова Т.Н., Ерофеева Т.И., Короткова Н.А., Рунова М.А. Материалы и оборудование для детского сада: Пособие для воспитателей и заведующих / Под ред. Т.Н. Дороновой и Н.А. Коротковой. М., ЗАО «Элти-Кудиц», 2003.
Дыбина О.В. Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста. М., 2008.
Как знакомить дошкольника с природой / Под ред. П.Г. Саморуковой. - М: Просвещение, 1978.
Комарова Н.Ф. и др. Детский сад - «Открытая система»: Программно-метод. разраб. / С.Л. Новоселова, Л.А. Парамонова, Н.А. Реуцкая. - М., 1994.
Комарова Т.С., Филипс О.Ю. Эстетическая развивающая среда в ДОУ. Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
Любимова Г.Н. О специфике предметной среды для детей дома и в дошкольном учреждении // Техническая эстетика. - 1977. - № 12. - С. 11-12.
Любимова Г.Н. О формировании предметно-пространственной среды для детей // Техническая эстетика. - 1976. - № 3-4. - С. 1-4.
Майорова Е.В. Организация предметной среды в группах раннего возраста //Кроха: метод. рекомендации к программа воспитания и развития детей раннего возраста в условиях дошк. Учреждений /Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Д.В. Сергеева и др. – М., Просвещение, 2007.
Михайленко Н.Я. Основные способы построения сюжетно-ролевой игры // Проблемы дошкольной игры: Психолого-педагогический аспект / Под. ред.
Н.Н. Поддъякова, Н.Я. Михайленко. - М.: Педагогика, 1987. - С. 27-45.
Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования: Метод, рекомендации. - М., 1993.
Новикова Л.И. Школа и среда. - М.: Знание, 1985.
Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда: Метод, рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детском саду и УВК. - М.: Центр инноваций в педагогике, 1995.
Оборудование игровой комнаты в школе продленного дня и в школе- интернате: Метод, рекомендации / Подг. Б.С. Кобзарь, Н.В. Кудыкина. - Киев, 1984.
Одинцова Л. Организация педагогического процесса в разновозрастной группе // Дошкольное воспитание. - 1987. - № 8. - С. 35-36.
Пантелеев Г.Н. Оформление помещений дошкольных учреждений. - М.: Просвещение, 1982.
Пантелеев Г.Н. Эстетика участка дошкольного учреждения: Книга для работников дошкольных учреждений. - М.: Просвещение, 1988.
Петровский В.А. и др. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении / В.А. Петровский, Л.М Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова. -М., 1993.
Полякова М.Н. Построение развивающей среды в детском дошкольном учреждении. СПб.- Детство-пресс, 2005.
Полякова М.Н. Создание моделей предметно-развивающей среды в ДОУ Учебно-методическое пособие. – М.. Центр педагогического образования, 2008.
Пособие по проектированию интерьера детских яслей-садов / ЦНИИЭП учебных заведений Госгражданстроя. - М.: Стройиздат, 1982.
Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации / Сост. Н.В. Нищева. – СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006.
Рекомендации по размещению, планировке и оборудованию участков
дошкольных учреждений // Под ред. Т.В. Ворониной. - М.: ЦНИИЭП учебных заведений, 1984.
Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений. М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2003.