Статья по теме Инновационная модель успешной социализации школьников


Инновационная модель успешной социализации школьниковВ России в настоящее время происходят серьезные изменения условий формирования личности. Личность - это сущность человека, самое главное в нем, то, что отличает человеческий вид от всех других биологических видов. В настоящее время объектом пристального внимания различных общественных институтов и организаций стала проблема социальной адаптации молодежи в условиях общественного и духовного кризиса.
Для начала, необходимо четко понимать, что конкретно означает термин «Социализация». Социализация - это процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, ролей, в результате, которого он способен функционировать в данной конкретно-исторической обстановке.
На первых этапах формирования личности социализация осуществляется через общение, обучение, воспитание, затем через практическую деятельность. Она представляет собой выражение той ограниченной совокупности этих отношений, через которые она непосредственно связана с другими индивидами.
Изменение парадигмы образования направлено на решение проблемы успешной социализации подростков. Основными факторами её решения является научный психолого-педагогическийподход кобразованиюи
воспитанию, предпрофильная подготовка, деятельностный подход в обучении, и в частности исследовательская работа с учащимися в учебное и внеурочное время.
В процессе социализации детей школа, как институт воспитания, уделяет внимание, прежде всего, гармоничному, целостному развитию личности, системно объединяя три группы задач, выделяемые А. В. Мудриком: естественно-культурные, социально-культурные и социально-психологические задачи. Причем, учитывается, что на каждом возрастном этапе их содержание и способы решения специфичны:
Для младшего школьника большую значимость имеют естественно-культурные и социально-культурные задачи.
Для подростка определяющими в процессе жизнедеятельности и жизнеутверждения становятся социально-психологические задачи.
Отсюда вытекает цель работы школы в данном направлении:
помочь в определении задач социализации ребенка, путей их решения, привлекая всевозможные методы и приемы педагогики и социальной психологии.
Особенностью инновационной модели социализации школьников при изучении школьного курса музыки и посещения детьми вокального кружка, является ее динамичность, так как моделируется процесс становления и гармоничного развития личности школьника как движение от цели к результату.
При этом используется дифференцированный подход, предполагающий воспитательное воздействие ученика через семью, педагогов дополнительного образования, педагогический коллектив, вспомогательные службы школы. Для решения задач воспитания, развития и социализации личности в школе имеются профессии в первую очередь - педагога дополнительного образования, педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда. Работают структурные подразделения:
Приоритетные задачи, которые необходимы для формирования модели успешной социализации школьников на уроках музыки:
формирование психологической компетентности участников образовательного процесса (учащихся, педагогов, родителей).
создание системы работы образовательного учреждения, основанной на анализе школьной среды, определении критериев эффективного обучения и развития и внедрения эффективных форм и методов.
Задачи социализации реализуются через следующие направления работы:интеллектуальная социализация;
национальная социализация;
профессиональная социализация;
социально значимые проекты.
Решение любой из поставленных задач имеет три плана, которые ребенок осваивает постепенно: во-первых, учится видеть, оценивать, окружающий мир (действительность); во-вторых, учится оценивать себя в этом мире, развивать личностные качества, видеть частное и общее в поведении человека; в-третьих, приобретает знания, умения, навыки, познание собственного «я» через общественно-полезные виды деятельности, развивает личностные творческие способности. Исходя из принципа педагогической инверсии, воспитатель определяет - что в данном возрасте является главным для ребенка. Лишь поочередно, от возраста к возрасту, доминирование какой-либо стороны очередного желаемого результата в итоге дает возможность достигнуть желаемого результата к концу школьного обучения.
Участники реализации модели, направленной на социализацию личности:Учащиеся
Педагог дополнительного образования
Родители
Классные руководители
Социальный педагог
Администрация школы
Ценностные установки воспитания и социализации школьников, используемые как основополагающие:
Содержанием воспитания и социализации являются ценности, хранимые в религиозных, этнических, культурных, семейных, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению. А именно:
■ патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
груд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий присваиваются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;
искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
человечество (мир во всем мире, многообразие и равноправие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).
Успешная социализация школьников содействует:

Категории учащихся, нуждающиеся в социализацииУчащиеся, в период адаптации к новым условиям образовательного процесса (1, 5, 10 классы).
Учащиеся с социально-педагогической запущенностью.
Учащиеся и подростки с отклоняющимся поведением.
Учащиеся в период перехода к профильному обучению.
Учащиеся из неблагополучных семей.
Учащиеся с особыми образовательными потребностями.
Выпускники в период сдачи ГИА и ЕГЭ.
Дети «группы риска», и учащиеся, находящиеся под опекой.
Учащиеся с ОВЗ
Приоритетные формы работы по социализации школьников в условиях модернизации образования
Приоритетными приёмами воспитательной работы по социализации учащихся для школы являются: игровые, творческие, театральные, ситуативные,
психологические, состязательные, позволяющие учащимся познать собственное «я», осознать свое место в школьном коллективе, а затем и в жизни.
Так, например, успешная социализация школьников достигается в процессе специального мероприятия - игры посвященной знакомству «новеньких» - вновь прибывших детей в кружок или иной другой коллектив с уже закрепившимися в коллективе детьми.