Исследовательская работа на тему Храмы Переславля-Залесского: прошлое и настоящее













Храмы Переславля-Залесского:
прошлое и настоящее

Исследовательская работа





Выполнена обучающимися
3 «Б» класса МОУ СШ № 4
Голубевым Никитой,
Облыгиной Еленой

Научный руководитель:
учитель начальных классов
Широких Наталья Анатольевна





Переславль-Залесский, 2016





Оглавление
Введение..... 3
Глава 1. Храмы города Переславля-Залесского..... 5
Действующие храмы ....... 5
Недействующие храмы ... 9
Глава 2. Результаты социологического опроса о храмах города Переславля-Залесского..... 11
Заключение ......... 13
Список источников и литературы 14
Приложения .. 15
Приложение 1. Образец анкеты для социологического опроса ..15
Приложение 2. Фотографии действующих храмов .. 16
Приложение 3. Фотографии недействующих храмов ...23















Введение
«Если человек не любит старые улицы, старые дома,
значит, у него нет любви к родному городу.
Если человек равнодушен к памятникам истории,
он, как правило, равнодушен к своей стране».
Д.С. Лихачев.

Знать историю своей Родины важно каждому  человеку – ведь это наше наследие, которое мы должны сохранить и передать другому поколению. Не случайно говорят, что у народа, который не знает своего прошлого, нет будущего. А история каждого человека начинается с истории родного края, где он родился и вырос, с его любви к малой родине. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее. На занятиях кружка «Краеведение» мы знакомимся с историей нашего города. Одна из тем этих занятий была посвящена храмам Переславля-Залесского. Она вызвала у нас большой интерес, потому что в нашем городе много церквей. Их история – это часть истории нашего родного края. Сегодня всё больше людей посещают храмы. Почти в каждой семье есть верующие, которые обращаются к Богу и в трудную минуту, и в минуту радости. Мы решили выяснить историю возникновения храмов, их прошлое и настоящее.
Объект исследования: храмы Переславля-Залесского.
Предмет исследования: названия храмов, дата возведения, сохранность.
Цель исследования: изучить переславские храмы как важнейшие исторические памятники.
Задачи:
Собрать материалы о сохранившихся храмах нашего города;
Узнать, какие из храмов являются действующими в настоящее время;
Провести опрос одноклассников, родителей и учителей о храмах Переславля-Залесского;
Обобщить собранные материалы.
Гипотеза: не все существовавшие ранее храмы Переславля-Залесского сохранились до настоящего времени и продолжают действовать.
Методы исследования:
анкетирование;
анализ литературы и интернет-источников;
метод беседы;
метод интервью.
Практическая значимость исследования: данный материал можно использовать на уроках окружающего мира, истории, при проведении классных часов.



















Глава 1. Храмы города Переславля-Залесского

Действующие храмы
В ходе анализа литературы и интернет-источников, мы узнали о храмах города Переславля-Залесского очень много нового и интересного. Оказывается, до XVII века в нашем городе их существовало около 30. На сегодняшний день сохранилось только лишь 11 храмов, из них действующих только 8 (приложение 2).
Действующие храмы
Церковь Сорока мучеников Севастийских (Сорокосвятская) (ХVIII в.)
Знаменская церковь (ХХI в.)
Собор Владимирской Божией Матери
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (XVIII в.)
Церковь Александра Невского (XVIII в.)
Сретенская церковь (ХVIII в.)
Симеоновская церковь (XVIII в.)
Храм святого великомученика Георгия Победоносца (нач. ХХI в.)
У каждого храма своя история. Необычна она и у собора Владимирской иконы Божией Матери (ХVIII в.) Очень-очень давно паломники (так называют верующих людей, которые ходят и ездят в разные города и посещают различные церкви и монастыри) носили икону Владимирской Божьей матери по городам Руси. Они посетили также и наш город. И на том месте, где останавливались паломники, некоторое время спустя было решено построить церковь и назвать её Владимирской (1740-1749гг.). В начале ХХ века после капитального ремонта просторный и перестроенный Владимирский храм стал называться Новым Городским собором (в отличие от Старого – так именовали древний Спасо-Преображенский собор)[4]. После революции, многие церкви были разрушены, а те, которые сохранились, были закрыты. Богослужения в них не проводились. Использовались они совсем по другому назначению: служили складами, магазинами, в некоторых содержали домашний скот. Эта участь не обошла и Владимирский собор. В 1929 г. он был закрыт и приспособлен под библиотеку и Дом физкультурника. В ограде собора оборудовали физкультурную площадку. Позднее внутренность собора перестроили под хлебопекарню. В 1990-х гг. храм возвращён верующим, в нём возобновились богослужения.
Одна из самых красивых достопримечательностей нашего города – церковь Сорока мучеников Севастийских (ХVIII в.), или Сорокосвятская церковь. История из жизни сорока севастийских воинов-христиан, в честь которых названа церковь, интересна и поучительна. Мы были поражены их подвигом. Они приняли мученическую смерть, отказавшись участвовать в языческой церемонии жертвоприношения. Эта смерть, не предавших своей веры христиан, стала легендой. Согласно историческим сведениям, деревянный храм Сорока мучеников стоял у устья Трубежа с 1628 года. Чуть позже, в 1652 году, в Рыбной слободе при Сорокосвятском храме появилась и вторая церковь. А в 1775 году вместо этих двух деревянных церквей поставили новую, из кирпича[6]. Как и во многих церквях, в годы советской власти здесь были прекращены богослужения. Только с 1995 года в храме снова стали проводиться службы. В настоящее время церковь причислена к объектам культурного наследия ХVIII столетия. В ней хранится значимая святыня  икона Сорока Севастийских мучеников с частичками мощей.
Знаменская церковь (ХХI в.) самая молодая из восстановленных в городе Переславле. Она расположена на месте сгоревшей деревянной, заложенной ещё женой князя Дмитрия Донского. «Что при кораблях»- такое название она получила во времена Петра I из-за того, что неподалёку от неё находились корабли потешной флотилии. Батюшка этой церкви благословлял построенные корабли Петра I. Корабли потом уничтожил сильный городской пожар. Возможно, в этом пожаре сгорела и церковь, т.к. в то время она была деревянной, а может быть, эта церковь обветшала со временем. Неизвестно. Но несколько лет спустя в 1788 году на этом месте построили каменную церковь. Затем её разобрали, а на фундаменте построили винный магазин. Много времени этот магазин приносил неплохую прибыль. Но потом его владелец тяжело заболел, и решил разобрать магазин и восстановить на его месте церковь. Она построена в 1998-2000 годах на средства предпринимателя А.Г. Громыко и пожертвования горожан[4]. Сейчас храм действующий, но нуждается в достройке.
Деревянную Сретенскую церковь (Александро-Невскую) построили в середине XVIII века. Была ли здесь до XVIII века иная церковь – сведения не сохранились. До 1773 года стояли две деревянных церкви
· одна в честь Сергия Радонежского (летняя), другая – Сретения (зимняя). В 1778 г. выдано разрешение на постройку одной новой каменной церкви в честь Сретения Господня взамен обветшавших с двумя приделами в честь Сергия Радонежского и св. Александра Невского[5]. Но почему-то во вновь построенной церкви сделан был только один придел в честь св. Александра Невского. В 1785 год году Сретенская церковь с приделом Александра Невского была отстроена в камне. Это можно видеть из надписи на церковной стене. Закрыта она в конце 30-х годов ХХ века, а в 1988 году вновь возвращена верующим.
Церковь Благоверного князя Александра Невского (XVIII в.) была построена в 40-е годы XVIII в. на средства переславского купца Филиппа Фадеевича Угрюмова (Угримова) и названа в часть святого князя Александра Невского[6]. Храм относился к Богородицко-Сретенскому Новодевичьему монастырю, находившемуся на Красной площади города. Вскоре монастырь был упразднен. После революции в одной части церкви Александра Невского был устроен хлебный магазин, в остальной части здания гараж. В 1990-х гг. храм возвращён верующим. В настоящее время в нём проводятся службы.
На месте настоящей церкви с главным престолом в честь  Покрова Пресвятой Богородицы в  XVII столетии стояла церковь Пятницкая. Вначале, как и многие другие, она была деревянной. В церковных книгах сначала упоминается Пятницкая церковь, а потом на том же месте значится Покровская церковь. Названия эти равнозначащие. В 1659 г. вместо обветшавшей построили новую деревянную церковь, освящённую во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В 1789 г. на средства купца П. Быкова и секретаря уездного суда Д. Тольского построена ныне существующая каменная Покровская церковь. Это единственный на территории Переславля храм, не закрывавшийся в годы советской власти, а продолжавший действовать. Внутри церкви сохранились старинные образцы резьбы по дереву, церковной утвари и иконописи XVIII века. Наружный вид храма без существенных изменений сохранился и до настоящего времени.[6]
Симеоновская церковь (XVIII в.) находится в центре города. Она построена в 1771 году и названа в честь святого Симеона Столпника. Вначале она была деревянной и, как многие церкви, сгорела в городском пожаре. Но некоторое время спустя её восстановили в камне. В июле 1929 года в церкви сначала запретили колокольный звон, под предлогом того, что тем самым она мешает работе находящегося по соседству телеграфа, а потом и вовсе закрыли[6]. В здании храма располагался клуб строителей, потом в верхней части был устроен красный уголок, а в нижней – склад. В 1980-х годах там работал народный театр. В начале 90-х годов XX века храм возвратили верующим и отреставрировали. Сейчас это одна из самых нарядных церквей Переславля. Двухэтажный храм с шатровой колокольней    особенно привлекает внимание своим декоративным убранством.
Изящный храм Георгия Победоносца (н. ХХI в.) стоит в северной части города Переславля-Залесского. Это единственный храм не восстановленный, а вновь построенный по инициативе ветеранов ОАО «Компания Славич». Он возведён к 850-летию города Переславля-Залесского. В храме на гранитных плитах увековечены имена 12233 переславцев, погибших, умерших от ран и пропавших без вести на войне с фашизмом в 1941-1945 годах, погибших в Афганистане, Чечне и при исполнении воинского долга перед Родиной. В оформление часовни включены элементы высшей воинской награды России ордена Святого Георгия (венчающий строение крест, решетки на окнах, ограда). Часовня освящена в 2002 г. во имя Святого Георгия Победоносца.
.
Недействующие храмы
Из интервью с экскурсоводом историко-художественного музея мы узнали, что в Переславле-Залесском три храма из 11 являются недействующими:
Церковь Петра Митрополита (XVI в.)
Смоленско-Корнилиевская церковь (к. XVII – н. XVIII в.)
Спасо-Преображенский собор (XII в.)
Среди этих храмов – 2 нуждаются в восстановлении и реставрации.
Мы открыли для себя, что самым древним храмом Переславля-Залесского, сохранившимся до настоящего времени, является Спасо-Преображенский собор (ХII в.). Он был заложен Юрием Долгоруким в 1152 году. Храм сохранился до наших дней почти в своем первозданном виде. Его поистине можно назвать жемчужиной нашего города. Это уникальный памятник истории и культуры домонгольской Руси XII века. Он единственный из всех храмов, который изначально был построен из камня – белого известняка. Правда, в землю он врос сантиметров на 90, да земляные валы, окружавшие старый город, стали пониже. Мощные белокаменные стены и своды храма устояли против пожаров и войн с ордынцами хана Батыя, с литовцами, с соседями-князьями[5]. Внутри собора висит мраморная доска с краткой летописью невзгод, постигших древний храм. Когда-то он был главным храмом города и усыпальницей переславских князей. В соборе были крещены многие переславские князья, в том числе и Александр Невский. Древнее здание Спасо-Преображенского собора в настоящее время является филиалом историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, хотя в нём время от времени проводятся службы[1]. Самый главный экспонат музея – сам собор.
Мы были поражены необычным видом шатровой церкви Петра Митрополита (1585 г.). Это один из редких памятников архитектуры XVI века, сохранившихся в Переславле-Залесском. Церковь была поставлена во имя одного из самых чтимых русских святых, Петра, митрополита Киевского и всея Руси. Церковь стоит на территории бывшего «государева двора», где, вероятно, митрополит Петр останавливался, будучи в Переславле. Задолго до строительства этой церкви на этом месте состоялся суд над митрополитом Петром. Его оправдали и в честь этого события построили церковь. Сначала она была деревянной, а потом её перестроили в каменную. Во время Великой Отечественной войны её использовали как склад. В настоящее время она закрыта, так как требует реставрации.
Смоленско-Корнилиевская церковь (к. XVII в.) – единственный храм, оставшийся от некогда известного Борисоглебского монастыря[2]. Он служил почти до Великой Отечественной войны. В 1940 году его закрыли. До 1960-х годов храм использовался в качестве склада, там же были размещены и предназначенные для жилья квартиры. В 1960-е гг. он горел. В освобожденном здании планировалось открытие музейного отдела. К сожалению, в 1988 году колокольня обрушилась, и на ее месте остался стоять только нижний ярус. В настоящее время Смоленско-Корнилиевская церковь ремонтируется.







Глава 2. Результаты социологического опроса о храмах города Переславля-Залесского
Мы провели исследование, которое заключалось в опросе одноклассников, родителей и учителей. Нас интересовало, что знают они о храмах нашего города. Всего было опрошено 52 человека. Среди них 23 третьеклассника и 29 взрослых (родителей и учителей).
Вопросы были следующие (приложение 1):
Сколько храмов в г. Переславле-Залесском (не считая монастырей)?
Сколько среди них действующих в настоящее время?
Какой храм самый древний?
Какой из сохранившихся храмов был изначально построен в камне?
Результаты мы представили в таблице.
Знаете ли вы


Сколько храмов в Переславле-Залесском?
Сколько из них действующих?
Какой храм самый древний?

Какой из сохранившихся храмов был первоначально построен из камня?


Знаю
Не знаю
Знаю
Не знаю
Знаю
Не знаю
Знаю
Не знаю

Третьеклассники
(23 человека)
0
23
0
23
3
20
2
21

Родители
( 20 человек)
3
17
2
18
6
14
10
10

Учителя
(9 человек)
2
7
3
6
6
3
7
2


На вопрос о количестве храмов в Переславле-Залесском никто из детей не дал правильного ответа. Верно ответили трое родителей и двое учителей. О действующих храмах владеют информацией лишь пятеро взрослых. Третьеклассники не знали ответа. На вопрос о самом древнем храме мы получили 15 правильных ответов: трое одноклассников дали верный ответ и 12 взрослых. О том, какой из сохранившихся храмов был первоначально построен из камня, было дано наибольшее количество правильных ответов. Родители дали 10 верных ответов, учителя – 7 ответов, а третьеклассники – 2 верных ответа. Проанализировав результаты исследования, мы ещё раз убедились, что тема нашей работы весьма актуальна. История храмов – это  не только история наших предков, это и корни нашей культуры. Бережное отношение  к памятникам старины позволяет нам ощущать себя наследниками прошлого и сознавать свою ответственность перед будущим. Мы уверены, что у того, кто прикоснулся к прошлому, уже никогда не поднимется рука уничтожить, что создавалась веками нашими предками.
















Заключение
Результаты, полученные  в ходе исследования,  имеют большую значимость для тех, занимается историческим краеведением. Было трудное время, когда церкви закрывали, рушили храмы, грабили и уничтожали церковное  имущество. Не обошло оно и нашу малую родину. Подтвердились наши предположения, что не все храмы нашего города сохранились, а некоторые нуждаются в восстановлении и реставрации.  К счастью, в нашем городе не только восстанавливаются, но и возводятся новые храмы. Нам хочется сказать, что нас переполняет чувство восхищения и гордости за наш город. Мы надеемся, что материалы нашего исследования будут полезны и ученикам, и взрослым, всем, кто интересуется историей родного края. Если каждый житель с детских лет будет изучать историю своей малой родины, то он будет передавать эту информацию из поколения в поколение. И можно быть уверенным, что сохранение исторического наследия будет в надёжных руках.















Список источников и литературы
Грушевич А.Н., Боровлева С.Н., Православный Переславль. Переславль-Залесский: 2007. - 59 с.
Переславль-Залесский: альбом. М: Инфомедиа Паблишерз, 2007.-176 с.
Левицкая Н.В., Сукина Л.Б., 850 лет Переславлю-Залесскому. М: Северный паломник, 2002- 96 с.
Храмы России. Переславский район. INTERNET:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Храмы России. INTERNET: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Храмы Переславля-Залесского. INTERNET: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]























Приложения
Приложение 1. Образец анкеты для социологического опроса
Знаете ли вы


Сколько храмов в Переславле-Залесском?
Сколько из них действующих?
Какой храм самый древний?

Какой из сохранившихся храмов был первоначально построен из камня?


Знаю
Не знаю
Знаю
Не знаю
Знаю
Не знаю
Знаю
Не знаю

Ученики









Родители









Учителя






























Приложение 2. Фотографии действующих храмов


Владимирский собор. Открытка (XIX в.). [2]


Владимирский собор. 2015 г.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Церковь Сорока мучеников. Открытка (XIX в.).


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Церковь Сорока мучеников. 2014 г.

Знаменская церковь. 2014 г.



Сретенская церковь. 2015 г.


Владимирский собор и церковь Александра Невского. Открытка (XIX в.).




Церковь Александра Невского. 2015 г.


Покровская церковь. Открытка (XIX в.).




Покровская церковь. 2015 г.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Симеоновская церковь. Открытка (XIX в.).




Симеоновская церковь. 2015 г.


Храм Георгия Победоносца. 2013 г.





Элементы оформления храма.
Приложение 3. Фотографии недействующих храмов

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Спасо-Преображенский собор. Фото из журнала «Живописная Россия».
Дата неизвестна.

Спасо-Преображенский собор. 2014 г.

Церковь Петра Митрополита. 1914 г.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Церковь Петра Митрополита. 2014 г.
Смоленско-Корнилиевская церковь .13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 2008 г.

2014 г.

2015 г.
 (др.-греч.
·
·
·
·
·
·
·, лат. reliquiae) останки христиан, причисленных после смерти к лику святых, являющиеся объектом религиозного почитания в исторических церквях.
 Придел  пристройка православного храма или специально выделенная часть основного здания для вмещения дополнительного алтаря с престолом.









13PAGE \* MERGEFORMAT141715




Рисунок 16Описание: http://photos.wikimapia.org/p/00/01/35/09/91_big.jpgPicture 2Описание: http://www.vidania.ru/photopereslavl/pereslavl_640x480_301.jpgРисунок 6Описание: http://i695.photobucket.com/albums/vv319/vk_uzorochie/Ryabov/130.jpgРисунок 11Описание: http://pereslavl.city/wp-content/uploads/2014/12/pokrovskaya-tserkov.jpg14Canon Inkjet iP5300