Исследовательская работа номинация «История моего сельского населенного пункта»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Астрахановская основная общеобразовательная школа»


Муниципальный фестиваль семейных проектов
«Отечество у нас - одна Россия»

Исследовательская работа
номинация «История моего сельского населенного пункта»


Тема:
«Моя малая Родина»



Работу выполнили:
Ученица 3 класса Рахимова Аделина
Ученик 4 класса Рахимов Вадим
МБОУ«Астрахановская ООШ»
Рахимова Татьяна Васильевна
Руководители:
Амелина Фаина Сергеевна
учитель биологии
Гусак Галина Владимировна.
учитель начальных классов
Адрес:
Оренбургская область
Тюльганский район
село Астрахановка
2012 год
Тел: (35332) 2-63-24


Содержание

1. Аннотация 2-4
2. Введение 5
3. Первые переселенцы 6-8
4.Ветераны –педагоги 8-9
5.Труженники и герои села 9-10
6.Наши таланты 10
7.Традиции села 10-11
8.Заключение 11
9. Литература.Интернет ресурсы 12
10 Приложение 1 - 13
11 Приложение 2 - 14
Прилагается презентация «Моя Малая Родина!»


















Аннотация
Данный проект проводится в рамках фестиваля семейных проектов «Отечество у нас – одна Россия» в номинации: - «История моего сельского населенного пункта» (поселок, село, деревня, хутор, кишлак, улус)
Тема проекта :"Моя малая Родина!»
Данный проект имеет большое значение в деле формирования личности учащихся, воспитания Гражданина и Патриота. Проект – объединяет единой целью не только основных участников образовательного процесса учителей и учеников, но и привлечь не менее заинтересованную сторону в качественном воспитании подрастающего поколения - родителей. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» одним из вопросов рассматривает работу с родителями. Современная школа должна тесно взаимодействовать с семьей. Приходить в образовательные учреждения вместе с детьми должно быть интересно и взрослым.
Актуальность проекта
Воспитание гражданственности, любви к окружающей природе, Родине, семье – один из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленный в Законе Российской Федерации «Об образовании». Воспитание юного гражданина, здорового нравственно и физически, способного к защите Отечества. Зреет в сердцах наших детей как наивысший уровень гражданского самосознания – патриотическое чувство сопричастности судьбам Отечества. В этом смысле воспитание патриотов – самая высокая задача любой системы воспитания, не теряющая значимости и в современное время.
Проблема проекта
Можно ли через изучение своего РОДНОГО КРАЯ, воспитать чувство гражданственности и патриотизма.
В своей практике учителя часто сталкиваются со следующими проблемами:
отсутствие доступной информации по истории своего края;
отсутствие у учеников навыков самостоятельного поиска информации по интересующей теме;
слабое умение представить окружающим полученные знания.
Цель проекта
Обогащение детско-родительских отношений опытом совместной деятельности через формирование представлений о родном городе.
Формирование чувства сопричастности к родному краю, семье.
Приобщение подрастающего поколения к изучению родного края, его духовного наследия и духовной культуры.


Развить исследовательские и коммуникативные навыки учащихся.
Привить уважение к прошлому и ответственность за будущее родного края.
Задачи:
Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и школы.
Обогащать и систематизировать знания детей о городе Армавир.
Развивать эмоционально-ценностное отношение к достопримечательностям нашего города.
Совершенствовать у детей уровень накопительных практических навыков: побуждать к словотворчеству, изобразительной деятельности, детскому дизайну.
Научить детей пользоваться справочной, научно-популярной литературой, периодическими изданиями, современными источниками информации.
Развивать творческое воображение и фантазию детей. Дать родителям и детям возможность продемонстрировать свои творческие способности.
Участник проекта:
Учащиеся 3, 4 класса МБОУ «Астрахановская ООШ», родители учащихся.

Ведущая деятельность
Творческая, поисковая, исследовательская. 
Информационно-техническое оснащение
- сельская и школьная библиотеки,
-интернет,
- архивные материалы школы,
- архивы семей.
Ожидаемые результаты:
Для учеников:
- ответственное отношение к общественно-значимым заданиям;
- развитие у детей инициативы, активности, самостоятельности;
- самореализация.
Для педагога:
- повышение профессионализма;
- внедрение новых методов в работе с детьми и родителями;
- личностный и профессиональный рост;
- самореализация.
Для родителей.
- повышение уровня личностного сознания; укрепление взаимоотношений между детьми и родителями, самореализация.
Принципы реализации проекта :
В процессе работы необходимо руководствоваться следующими принципами:
1) Принцип развития – отражает четкую ориентацию на развитие личности.
2) Принцип дифференциации и индивидуализации – предполагает создание условия для полного проявления способностей каждого ребенка и его семьи.
3) Принцип диалогического общения – отражает открытость, искренность, взаимопонимание всех субъектов творческого проекта.
4) Принцип доступности – предусматривает организацию работы с учетом возрастных особенностей, подготовленности а также индивидуальных особенностей семейных отношений.
5) Принцип системности – достижение цели обеспечивается решением комплекса задач образовательной и воспитательной направленности.
Формы и методы реализации проекта
- Познавательные занятия, встречи;
- Продуктивная деятельность;
Этапы выполнения проекта

Этапы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся и родителей

Подготовительный
Подготовка документации для работы над проектом, определение сроков проекта. Знакомство [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Сбор информации и материалов по проекту, подбор фотографий.


Основной
Помощь оформления творческой работы
Выполнение творческой работы.

Заключительный

Участие в конкурсе

Вывод:
После завершения проекта учащиеся смогут: получить представление об объектах окружающего мира (предпочтение отдается самому близкому, тому, что доступно непосредственному чувственному опыту детей), поймут, что из малого складывается большое – наше село часть большой страны. Поймут роль наблюдений, опытов, книг и др. источников информации в познании окружающего мира, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, удовлетворять познавательные интересы, искать дополнительную информацию о родном крае, стране.



Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живем,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовем.
М. Лисянский

Введение
Живя на русской земле, мы по праву считаем Россию своей Родиной. Издревле величают русские люди Россию – матушкой. Она вскормила нас своим хлебом, споила своими водами, выучила языку, как мать защищает и бережёт. И произносим мы слово Родина всегда с волнением и любовью. Но особенное и необъяснимое чувство заполняет наши души и сердца, когда речь идёт о том месте, где ты родился и вырос, где живут твои родители и где знакомы тебе каждый уголок, каждая травинка и каждое деревце. Это и есть то, что называем мы своей малой Родиной.
Мы родились и живу в селе Астрахановка. Нас волнует вопрос, как возникло село, кто наши предки, как они жили, чем занимались.
Поэтому мы выбрали тему : «Моя малая Родина»
Актуальность:
Большинство учащихся школы и жителей деревни не знают, почему деревня получила своё название; не знают, с чего началась история родной деревни, как она развивалась.
Цель:
Показать, что наша малая родина, посёлок Астрахановка – частичка нашей великой родины - России.
Задачи:
1.Изучить материалы по данной теме, имеющиеся в библиотеках: школьной, поселковой и библиотеке.
2 .Собрать материал у сторожилов села
3.Использовать интернет-ресурс








1.Первые переселенцы
Города и сёла, как и люди: рождаются, живут и умирают. Что же явилось причиной зарождения поселения?
Одной из причин расселения крестьян из центра России на её окраины было невозможность прокормить слишком плотное население.
В давний год, едва не былинный,
С украинской ласковой земли,
По дороге длинной – длинной
Наши деды за землёю шли.
1898 год, раннее утро, повозки двигались с запада, с Исаево –Дедово (теперь Октябрьское)
Остановились на пригорке, и переселенцы были поражены увиденным – перед ними расстилалась степь бескрайняя, степь широкая.
С северной стороны протекала речка, а южную занимали плавно возвышающие холмы.
Всё это было покрыто голубым небесным куполом, сияло в лучах восходящее солнце и душа у них запела .
Фадеев Пётр Каллистратович написал песню, которая стала гимном села
Мы долго, долго ехали
Приехали сюда
И рай земной увидели
К какому шли всегда
И солнце поднимается
Долину золотит
И сердце восторгается
Что здесь мы будем жить
У Уральской горы
Оренбургской стороны
Возле речки Чебеньки
Хаты белые стоят
И живут в них не купцы
Переселенцы-молодцы!
Первые переселенцы приехали в наши края из села Астраханка, что в Таврической губернии. Жители же той Астраханки были сосланы в своё время за откол от официальной церкви. Это были молокане. Название села сохранили в память о той далёкой Астраханке на их Родине.
Первые жилища крестьяне построили на прав
·ом берегу Чебеньки. Но в первый, же год сильное половодье отрезало людей от окружающего мира, и чтобы не погибнуть им вместе со скотом пришлось переждать паводок на возвышенности, рядом.
Так появилась название одного холма «Плач-гора». Позднее тоскуя по Родине, население ходило туда, чтобы выплакать своё горе или же во время засухи просить у бога дождя.
После этого половодья переселенцы перенесли своё село на левый берег речки, где оно стоит и сегодня.
Сначала было две длинные параллельные улицы, но сейчас осталась одна ровная как стрела улица, почти два километра, вдоль тополя с кричащими грачами и такая широкая. Аккуратные сельские домики, построенные с таким расчетом, что места хватает и для сараев, и для большого сада, и для большого огорода, здесь соседям не приходится ругаться из-за межи.
Дома строили из самана: красная глина замешана с соломой.
Крыши крыли камышом, позже соломой. Потом такие крыши стали мазать глиной. Только со временем, когда стали появляться семьи побогаче, они крыли крыши черепицей и железом.
Снаружи и внутри хаты белили белой глиной «охункой», т.е из карьера.
И ещё, возле каждого дома сажали обязательно тополя,это для того чтобы саманные дома не разрушались.
Обустроившись здесь, они начали звать сюда своих родных и друзей.
Впоследствии поселились семьи Мамонтовых, Болотиных,, Комбаровых, Пузанковых.
В их числе и был наш прапрадед Ефим Фадеевич и прапрабабушка Зинаида Ивановна Круговы, у них родилось 5 детей, старшая дочь Феодосия была нашей маме бабушка, у которой родились 8 детей, моя бабушка Юлия была третьим ребенком в многодетной семье.
Надо отметить: выходить замуж или жениться можно было только на молоканах. Говорили так : «Брать хоть курицу, но со своей улицы»
Самым большим наше село за всю свою историю было к 1917 году, здесь насчитывалось 254 двора, численность населения составляла более 1000 человек
2. Ветераны- педагоги
Чёрная туча фашизма нависла над нашей страной. Не обошла она и наш родной край. И хотя здесь не слышалось взрывов орудий и выстрелов пулемётных очередей, труженики деревни испытали немало трудностей..
Многие семьи осиротели: мужчины ушли на защиту Родины от фашистско-немецких захватчиков. С полей сражения не вернулся 61 человек. В боях наши земляки проявляли храбрость и отвагу.
Вернувшиеся ветераны достойно трудились на мирном фронте.
Иван Семёнович Агула в самом начале войны добровольцем ушёл на фронт.
С 4 августа1941 года по декабрь 1942 г. был курсантом артиллерийского училища. В звание лейтенанта, командиром артиллерийского оружия, был отправлен на фронт. Воевал в составе Воронежского 1–го Украинского 2-го Прибалтийского фронтов. За форсирование Днепра был награждён медалью за Отчизну, был ранен. Особенно ветерану запомнились бои на Курской дуге в 1943 г. Он был участником боев в районе Прохоровки, где произошло знаменитое танковое сражение. С обеих сторон в нем приняли участие 1500 танков самоходных орудий. За 12 июля враг потерял более 400 танков.
Иван Семёнович был награждён орденами Отечественной войны 1 степени, Красной звезды, медалями.
Агула Иван Семёнович после войны стал работать педагогом, многие годы посвятил воспитанию молодого поколения. Работал в Украинке учителем истории, затем многие годы был директором в Астрахановской восьмилетней школе.
После ухода на пенсию Иван Семёнович переехал в Благодарное, возглавлял совет ветеранов В. О. войны, вёл большую общественную работу, был наставником молодёжи, частым гостем в школе.
В 43 -м Тимофей Петрович Фадеев, после военной подготовки в Павловских лагерях, попал в пограничные войска, в задачу которых входило уничтожить или пленить остатки немецких подразделений, оказавшихся в нашем тылу, охранять мирных жителей от банд националистов.
Три поколения жителей села Астрахановки были его учениками, которых он обучал на уроках труда бытовому сельскому мастерству и умению, а на уроках физкультуры - любовь к спорту.
В военное время на женские плечи лег весь тяжелый труд. Выполняла все колхозные работы: косили, возили на быках и лошадях сено. Во время сенокоса, посевной и уборочной все жили в поле, в бригадах. Никаких выходных не было. Весной и летом с раннего утра до поздней ночи работали в поле: ухаживали за пшеницей, картофелем, свёклой. Вдоль реки сажали колхозные огороды. Пололи овощи на огромных полях и в жару, и в холод.
А долгими зимними вечерами вязали носки ,теплые вещи, что бы отправить на фронт.
К сожалению, сейчас в нашей деревне не осталось ни одного ветерана войны.
Светлая им всем память! Мы будем помнить их всегда!
3.Труженники и герои села.
Село раскинулось среди холмов и гор
Приволье здесь простор
Степей богатство,
Словно на волшебном блюде
Но главное достоинство здесь –люди!
Много хороших людей вырастила Астрахановская земля.
Среди них есть свои герои.
Герой Социалистического Труда, кавалер орденов Ленина и знак Почёта, механизатор Самотаев Петр Филиппович
Кавалер орденов Трудового Красного Знамени и Знак Почёта Анфимов Пётр Андреевич.
Трудовая династия Пичужковых Константина Тимофеевича и Тимофея Тимофеевича.
Колосков Владимир Петрович сам трудился и приучил к труду своих детей.
Надо отметить и достойный труд наших животноводов, которые всегда были впереди. Выращивали скот, славились хорошими удоями, потому что работали честные, трудолюбивые операторы машинного доения:
Пичужкова Нина Тимофеевна, Пичужкова Валентина Григорьевна, Фадеева Любовь Владимировна, Пяткина Надежда Александровна, Анфимова Надежда Петровна и многие другие труженики села.
Мы любим свою родную школу, здесь не только познаём разные науки, но нас готовят к жизни уже со школьной скамьи.
Более 30-40 лет трудились учителя, ветераны труда Амелина Людмила Тимофеевна, Гусак Нина Ивановна, Пичужкова Нина Андреевна, Пичужкова Мария Федоровна, Тумашова Мария Даниловна, они воспитали не одно поколение детей, которые весьма успешно определили свой жизненный
4.Наши таланты
В нашем селе очень много талантливых людей.
Пяткин Николай Александрович хорошо рисует, делает поделки, а как играет на гармошке, ну а сыновья просто виртуозы, они могут играть на многих инструментах и уж очень хорошо поют.
Фадеева Любовь Владимировна поет как соловей, а какие она пишет стихи и песни Строчки из её стихотворения мы использовали в своей работе.
путь.
5.Традиция села
Вот уже более 30 лет в первое воскресенье июня проходит футбольный матч между командой молодёжи ( кому нет 30 ) и ветеранами (это те, кому уже за 30)
Какие страсти разгораются на футбольном поле!
Но, конечно съезжаются они не только поиграть, а ещё и для того, чтобы встретиться, пообщаться, лишний раз побыть в своём родном селе.
Уже вот век стоит село вдоль речки И, люди здесь в согласии живут.
Речка катит свои воды-
Неиссякаемость ей родники дают.
А тополя шумят, раскинув ветки
От мощных их корней
Всё новые растут.
Так пусть спокойно спят в могилах предки,
Потомки их не подведут!
6.Заключение
"Не зная прошлого, не поймешь настоящего",- сказал когда-то академик Д. Лихачев. И он оказался прав. Интересна история возникновения нашего села Астрахановка.
С этим проектом мы выступили на родительском собрании, среди учащихся нашей школы ,на праздники пожилых людей. Многие узнали впервые, как образовалось село про жизнь села, людей нашего села.
Был оформлен стенд в школе про родное село.
В будущем я постараюсь больше и больше продолжить изучение истории родного края.
В моем селе нет памятников скульптуры, архитектуры, нет красивых кирпичных зданий, но он мне дорог тем, что это – Моя малая Родина!













Литература
Войнович В.М. и др. «Оренбург» Оренбург 1993 г
Газета «Прогресс» №
Савельзон В. «Оренбургская история в лицах», Оренбург 2000 г
Ксерокопии документов из альбома «Наше село», предоставленные сельской и школьной библиотек.
Интервью со сторожилами села: Анфимовым В.В., Гусак Н.И. Круговым В.В..
Фотоматериалы из личных архивов жителей села: Анфимова В.В., Кругова В.В., Симзиковых Т.В., Кузьминой Л.П., Гусак Н.И. Григорьевой Ек.В., Фадеевой Л.В., Пяткиной А.А., Амелиной Л.Т.
Интернет-ресурсы

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


























Приложение 1.
Стихотворение Фадеева Пётра Каллистратовича (1898 год)


Мы приехали из дали,
Степь обширную заняли.
И селом жить все мы стали,
Астраханкою назвали.
Народ едет и идет,
Тройку гонит в один брод.
А кто с броду собьется,
Много горя наберется.
Не пройдет, бывало, дня,
Чтоб не встретилась родня.
Ты сердечно будешь рад,
Что идут и брат и сват.
Тут и сестры соберутся,
Разговорами займутся.





















Приложение 2
Слова и музыка Фадеевой Любовь Владимировны

Засыпает родное село.

Над студеной рекой стынут ели,
Белым снегом поля замело.
Под напевы пушистой метели,
Засыпает родное село. -2 раза

Только вьюге холодной не спится,
И не клонит влюбленных на сон.
Что им вьюга, которая злиться,
Если сердцем в кого то влюблен. -2 раза

Вместо ветки душистой сирени,
Я дарю эту песню тебе.
Моей зорьке весенней счастливой,
Моей светлой счастливой судьбе.-2 раза

Над студеной рекой стынут ели,
Белым снегом поля замело.
Под напевы пушистой метели,
Засыпает родное село. -2 раза










13PAGE 15


13PAGE 141415




Заголовок 315