Создание творческой среды на уроках английского языка


МОУ СОШ № 3
16
Создание творческой среды на уроках английского языка и во внеурочной деятельности
учитель английского языка
Анисимова Ирина Владимировна


Создание творческой среды на уроках английского языка и во внеурочной деятельности
Ситуация нового времени требует от современного человека гибкости, позволяющей адаптироваться в новых обстоятельствах, оставаясь при этом самими собой, сохраняя свою индивидуальность. Развитие в детях способностей и качество творческой личности в процессе обучения английскому языку посредством создания обучающей и творческой среды становится одной из важнейших задач современной школы.

(Слайд 1)
Современное общество предъявляет высокие требования к педагогам школы, исходя из которых, учитель должен строить образовательный процесс так, чтобы не только учитывались способности и возможности учащихся, но и осуществлялось максимальное развитие их личности. При деятельностном подходе в образовании человек, взаимодействуя с миром, строит сам себя, происходит саморазвитие, самоактуализация его личности. Задачей учителя становится подтолкнуть ученика к такому саморазвитию, создав определенные условия и мотивировав к выполнению определенных заданий.

(Слайд 2)
Подразделяя все факторы, определяющие успешность обучения иностранному языку, на методические, общепсихологические и индивидуально-психологические, исследователи считают мотивацию обучения важнейшим среди общепсихологических факторов.
Создание обучающей и творческой среды стимулирует умственное развитие способностей детей и оказывает им эмоциональную поддержку.

(Слайд 3)
Чем богаче творческая обучающая среда, тем легче раскрыть индивидуальные возможности каждого учащегося, опереться на них с учетом выявленных интересов, склонностей и разнообразия субъектного опыта ребенка, накопленного им в семье, в общении со сверстниками, обучении, реальном взаимодействии с окружающим миром.
Существуют множество педагогических приемов и методов, ставящих целью усилить мотивацию изучения иностранного языка. У любого педагога найдется немало примеров того, как можно заинтересовать учащихся, как сделать процесс обучения творческим, как раскрыть способности учащихся. Очень часто авторы различных УМК предлагают такие задания, и учитель, оценив возможности учеников, может предложить выполнить такую работу или придумать, переработать что-то другое – самое главное, чтобы с развитием у учащихся эпизодического интереса формировался устойчивый интерес к изучению иностранного языка.
Основными компонентами субъектного опыта творческой деятельности являются: мотивация творчества, способность творчески мыслить, способность к творческому сотрудничеству, опыт использования полученных знаний в нетрадиционных ситуациях, а также все решенные проблемы и творческие задачи. Приобретение знаний, умений и навыков самостоятельной работы приучает учащихся к творческой работе, развивает творческое мышление, создает предпосылки для их применения в системе профессиональной деятельности, совершенствует способности устного и письменного общения, отдавая предпочтение выражению мнений, эмоций и чувств, а также умению аргументировать. Чем больше разнообразных заданий используется, тем эффективнее результаты.
Учебно-методические этапы:
Формирование мотивации к изучению английского языка (1-4 классы);
Творческая деятельность и формирование основ исследовательской деятельности (5-7 класс);
Вовлечение в исследовательскую деятельность (8-11 класс).

(Слайд 4)
Существуют следующие формы работы над развитием творческих способностей учащихся:
практические занятия,
использование песен и стихотворений;
творческие домашние задания;
ведение языковых портфолио;
применение компьютерных программ;
защита рефератов и проектов;
деловые игры, конференции;
работа с текстом, диалогом или монологом, построенная необычным способом.

(Слайд 5)
Первое условие успешного создания творческой обучающей среды развития способностей детей — раннее начало. Уже на начальном этапе обучения английскому языку создаю условия для развития творческого потенциала детей и формирования положительной мотивации к изучению иноязычной культуре. На уроках изучаем детский фольклор, инсценируем, поем, озвучиваем видеофрагменты. Традиционным стало проведение праздника "Алфавита", "Путешествие в мир сказок", Рождественского концерта.

(Слайд 6)
Эти мероприятия способствует становлению творческой личности учащихся, интереса к изучению иностранных языков и приобщению их к культуре народа, язык которого они изучают. Формирование этнокультуроведческих знаний у младших школьников, способствует их адекватному и целостному представлению о зарубежной культуре, обогащает их знания и помогает им быстрее адаптироваться в языковой и культурной среде.
Есть разные способы стимулировать детей к активности, но самыми эффективными являются игра, творчество и любопытство. В настоящее время игры являются неотъемлемой частью обучения английскому языку. Игры способствуют интенсивной языковой практике. Они могут использоваться в начале урока или в конце для стимуляции, уменьшения напряжения после контрольной, для смены деятельности на уроке.

(Слайд 7)
Важно, чтобы игры доставляли радость, помогали в тренировке языковых явлений. Одной из форм работы для развития творческих способностей является конференция в виде интервью, варианты проведения занятий варьируются. Учащимся предлагаются различные темы и роли. Цель этой работы – позволить каждому учащемуся проявить себя в определенной роли, раскрыть актуальные для молодых и активных людей аспекты нашей повседневной жизни – политические вопросы, экологические проблемы. Стремление учащегося сыграть свою роль хорошо сопровождается активной работой над всеми аспектами изучения иностранного языка.
Второе важное условие — заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его творческую деятельность. Для реализации этого условия наиболее актуальным становится применение проектной деятельности и решение творческих задач с созданием продуктов собственного творчества. Для младших школьников - это проведение конкурсов рисунков и открыток, инсценировка сказок. На средней ступени обучения ребята создают медиапрезентации по темам "Праздники народов мира", "Моя школа", "Увлечения", делают литературные переводы стихотворений, участвуют в фестивале иностранной песни. Старшеклассники разрабатывают электронные приложения к разделам "Современная молодежная культура", "Страноведение", "Знаменитые люди", "Научный прогресс", которые используются в качестве наглядного дополнительного материала.

(Слайд 8)
Ребята участвуют в научно-практических конференциях, сочиняют собственные литературные произведения на английском языке.
Проектные работы, которые становятся итогом пройденной темы, широко используется в моей практике. Проектной работой может стать плакат с картинками и текстом о предмете исследования (город, праздник, традиция стран изучаемого языка). Цель такой проектной работы – показать учащимся необходимость умения пользоваться информационными ресурсами, находить нужную информацию и правильно её преподносить, представляя продукт своей работы. Для учащихся старшей школы проектами становится презентация на заданную тему, выполненная на компьютере, с использованием интернета как информационного ресурса. Цель этой работы – развитие и поддержание интереса к изучению иностранных языков, развитие творческих способностей учащихся. К тому же это наглядный пример того вида деятельности, который будет предложен им при написании курсовых и дипломных работ. Работа с информационными ресурсами требует чёткого представления о предмете поиска. Проектные работы, дают ребятам возможность на практике применить свои знания, независимо от их уровня, и поэтому поверить в свои силы в самостоятельном изучении иностранного языка.
Как, известно обучение иностранному языку предполагает отработку как устной, так и письменной речи. Сочинения, проводимые в системе, - не только средство контроля. Они носят также обучающий характер, развивают творческие способности учащихся и являются эффективным приемом обучения английскому языку, так как обеспечивают участие зрительной и моторной памяти учеников, затрагивают эмоциональную среду, стимулируют активность.
Третье условие вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Активное участие в олимпиадах различного уровня, международном конкурсе "Британский бульдог", дистанционных олимпиадах, проведение викторин, конкурсов, решение сложных творческих задач, реализация проектов помогает ученикам максимально развивать свои способности.

(Слайд 9)
Внеурочная работа так же способствует выявлению и развитию способных, талантливых детей, развитию коммуникативных навыков и умений. На предметной неделе иностранного языка проводится конкурс газет, КВНы между параллелями, викторины «А знаешь ли ты…». Следовательно, формируются и развиваются способности, необходимые для общения, сотрудничества на иностранном языке в различных сферах. Большое значение в повышении мотивации изучения иностранного языка имеют различные праздники, вечера.
Преимущества использования ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности:
Ускоряют процесс обучения;
Способствуют резкому росту интереса учащихся к предмету;
Улучшают качество усвоения материала;
Позволяют индивидуализировать процесс обучения;
Дают возможность избежать субъективности оценки;
Раскрывают творческий потенциал ребёнка.

(Слайд 10)
Ежегодно в школе проводится Неделя иностранных языков.
Целями проведения Недели являются:
– усилить мотивацию к изучению иностранных языков,
– способствовать практическому владению речевой деятельностью,
– увеличивать активный языковой запас учащихся,
– стимулировать в целом их интеллектуальную и языковую активность,
– расширять общий кругозор школьников,
– повышать их культурный уровень,
– развивать творческие способности детей.

(Слайд 11)
С помощью проведения мероприятий Предметной Недели можно привлечь родителей, носителей языка, представителей других школ, университетов, курсов. Опыт приглашенных людей составит у детей определенное представление о культуре языка и отношении людей к нему.
Главным принципом Недели иностранных языков является вовлечение учащихся всех параллелей, независимо от уровня их знаний иностранного языка, в события Недели, предлагая им задания и мероприятия посильного уровня.
Ключевым событием Недели является одно общее масштабное мероприятие (концерт, спектакль на английском языке, общешкольный конкурс плакатов, викторины, командные игры).

(Слайд 12)
Создаваемая таким образом в процессе обучения английскому языку обучающая и творческая среда способствуют наиболее полному раскрытию задатков ребенка, обеспечивает ему условия для формирования интереса к изучению иностранного языка, максимальной творческой самостоятельности и активности.