Создание творческой среды на уроках английского языка


Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Новочесноковская Средняя общеобразовательная школа»
Районные педагогические чтения на тему: «Образование 21 века. Взгляд современного педагога»
Доклад учителя английского языка Гусейновой Идижраны Камал кызы
Тема: «Создание творческой среды для развития»
2014-2015 уч. год
Тема: Создание творческой среды для развития 
Целью данной работы является исследование нестандартных форм организации уроков иностранного языка как средства повышения интереса к предмету. В ходе рассмотрения работы решаются следующие задачи:
рассмотрение нестандартных форм проведения уроков иностранного языка;
анализ деятельности учителя по применению нестандартных форм проведения урока;
определение влияния нестандартных форм проведения урока на интерес учащихся к предмету.
Начав работать в школе, я, как и любой молодой специалист, ощутила острую нехватку практических знаний. На подготовку уроков уходило много времени, но далеко не каждый из них был успешен. Учить иностранный язык тяжело. Многие дети, начинающие изучать в школе иностранный язык, считают, что это весело и забавно. Но спустя некоторое время они начинают понимать, что это совсем нелегко, и вскоре иностранный язык становится одним из нелюбимых предметов. Одной из причин, которая приводит к такому результату - трудности в изучении грамматики. Традиционные способы объяснения и тренировки к желаемому результату не приводят. Обучение более эффективно, если ученики активно вовлечены в процесс. Познавательный интерес положительно влияет на успешное развитие любой деятельности, в том числе учебной. Повышается внимание, и возрастает работоспособность. Задача учителя — создать положительную атмосферу занятий, способствующую налаживанию контакта с учеником, правильно организовать процесс обучения.
Организация активной речевой деятельности на уроке — это всегда очень сложная задача. Её успешному решению способствуют совершенные приёмы обучения и организационные формы урока иностранного языка. Одним из способов выявления организационных форм урока и приёмов обучения, которые нравятся учащимся, было анкетирование, проведённое с учениками 5–10 классов.
Учащимся были заданы такие вопросы:
Какая форма урока тебе больше всего нравится? Почему?
На каких уроках ты лучше всего понимаешь материал?
Если бы ты был учителем, какие уроки ты бы проводил?
Вот некоторые ответы школьников: «Если бы я был учителем, я бы проводил уроки в виде соревнования или праздника, так как на таких уроках меньше эмоциональной напряженности», «Мне нравится, когда учитель беседует с нами, выслушивает наше мнение, дискутирует», «Больше всего мне нравятся ролевые игры, экскурсии. На таких уроках мы имеем возможность проявлять свои способности, лучше узнаём друг друга, учимся использовать иностранный язык в повседневных ситуациях», «Плохо усваиваю материал урока, когда учитель долго говорит сам», «Не люблю нудных, неинтересных уроков, когда нужно целый урок делать одно и то же».
Исходя, из ответов учащихся мною были определены формы проведения уроков, ведущие к повышению речевой активности учащихся и повышению интереса к предмету. Одной из наиболее удачных форм проведения уроков иностранного языка, на мой взгляд, является нестандартная форма организации урока. Нестандартный урок — это педагогический феномен, расширяющий представление об обычном школьном уроке. Основная функция нетрадиционного урока в системе образования заключается в создании необходимого дидактического фона для проявления и удовлетворения личностных потребностей учащихся и педагогов.
Кроме того, можно выделить целый ряд функций, которые выполняет нестандартный урок:
обучающая — развитие памяти, внимания, навыков владения языком, восприятия информации различного характера;
развлекательная — создание благоприятной атмосферы, трансформация урока в увлекательное действо;
коммуникативная — сплочение коллектива, установление положительных эмоциональных контактов;
развивающая — гармоничное развитие личностных качеств;
воспитательная — психотренинг и психокоррекция проявления личности в условных (игровых) моделях жизненных ситуаций;
релаксационная — снятие эмоционального напряжения.
Такая функциональная нагрузка урока позволяет использовать элементы сразу нескольких эффективных педагогических технологий (личностно ориентированного обучения и воспитания, дифференцированного, проблемного, диалогового, рефлексивного и т. д.) или какую-либо одну (в соответствии с целями и задачами). При выборе форм нестандартного урока учитель должен учитывать возрастные особенности и интересы учащихся.
Приведу несколько примеров нестандартных форм проведения уроков, используемых мною в педагогической деятельности.
1. Урок-проектСоздание различных проектов на уроках иностранного языка способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, которая требует для своего оформления владения определенными языковыми средствами. Законченный проект может быть представлен в самых разнообразных формах: статья, рекомендации, альбом, коллаж, презентация и многие другие, которые затем представляются в классе для обсуждения. Главным результатом работы над проектом будут актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и умений и их творческое применение в новых условиях. В своей работе я часто использую метод проектов, например, на уроках английского языка в 5 классе по теме «Моя семья», «Моя школа». Эта работа осуществляется в несколько этапов: выбор темы или проблемы проекта; формирование группы исполнителей; разработка плана работы над проектом, определение сроков; распределение заданий среди учащихся; выполнение заданий, обсуждение в группе результатов выполнения каждого задания; отчет по проекту, оценка выполнения проекта.
2. Урок-экскурсия.Уроки-экскурсии проводятся мной при завершении одной из разговорных тем (например, в 6 классе по темам «В музее», «Экскурсия по городу»). Сегодня, когда все шире и шире развиваются связи между разными странами и городами, знакомство с культурой становится необходимым элементом процесса обучения иностранного языка. Ученик должен уметь провести экскурсию по городу, рассказать иностранным гостям об особенностях родной культуры, исторических местах своего города. В ходе таких уроков учащиеся с интересом составляют план-маршрут экскурсии с посещением интересных в городе мест, выступая при этом в роли экскурсовода, создают презентации, показывающие красоту и привлекательность родного края. С помощью такой формы организации урока учащиеся понимают, что они на практике могут применять полученные знания.
3. Музыкальный урок. Песня на уроках иностранного языка способствует развитию творчества учащихся. Благодаря музыке на уроках создается благоприятный психологический климат, снижается психологическая нагрузка, повышается эмоциональный тонус. Музыка помогает снять усталость, восстанавливает работоспособность, выступает как своего рода релаксация в середине или в конце урока.
Кроме всего вышеперечисленного, пение на уроках иностранного языка позволяет решать целый комплекс педагогических задач.
Первая задача — развитие артикуляционного аппарата. С помощью звукоподражательных напевок, народных детских песенок страны изучаемого языка отрабатывается дыхание при артикуляции труднопроизносимых звуков и звукосочетаний, непривычных для русскоязычного ребенка. Несложные детские песенки я использую в начальной школе, когда учащимся проще запомнить произношение звука в определенной рифмовке, в песне. А в конце четверти или года устраивается «Музыкальный урок», на котором учащиеся с интересом демонстрируют изученные песни или инсценируют некоторые из них.
Вторая — обогащение словарного запаса, активное усвоение иноязычной лексики, развитие долговременной памяти.
Третья — совершенствование навыков иноязычного произношения. Использование песен и музыки как одного из приемов обучения иностранному языку значительно облегчает учебный процесс, делает его ближе и доступнее детям.
Можно выделить следующие основные функции музыки, лежащие в концепции обучения иностранным языкам:
психологическая (укрепляет память);
функция настроения, выражения эмоций и чувств;
социопсихологическая (усиливает сплоченность в группах);
функция бессознательного изучения ИЯ;
функция решения коммуникативных задач.
При использовании песен в классах среднего и старшего звена лучше усваиваются грамматические конструкции, которые при традиционном объяснении и закреплении нередко вызывают трудности. В песнях уже знакомая лексика встречается в новом контекстуальном окружении, что помогает ее активизации. В песнях часто встречаются имена собственные, географические названия, реалии страны изучаемого языка, поэтические слова. Это способствует развитию у школьников чувства языка, знания его стилистических особенностей.
В ходе работы я провела анкетирование среди учащихся с целью определения роли песни в изучении иностранного языка. Учащимся было задано четыре вопроса:
Любишь ли ты слушать песни на иностранном языке? (Да, нет, иногда)
Понимаешь ли ты текст? (Да, нет, иногда)
Помогает ли прослушивание песен на иностранном языке обогащению твоего словарного запаса? (Да, нет, иногда)
Знаешь ли ты хотя бы одну песню наизусть на английском языке? (Да, нет).
По результатам анкетирования: — 100 % учащихся любят слушать песни на иностранном языке; — почти 20 % понимают текст песни; — по данным последнего вопроса 35 % считают, что с помощью иностранных песен у них обогащается словарный запас.
Учащиеся постоянно слышат англоязычные песни по радио, телевидению. Они им нравятся, поэтому они любят сами их петь, повторять, тем самым учатся хорошо выговаривать иностранные слова, понимают смысл песен, если что-то непонятно, смотрят в словари и узнают, о чем идет речь, тем самым учатся иностранному языку.
4. Урок с использованием интернет-ресурсов.В последнее время актуальным стал вопрос применения новых информационных технологий на уроке. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество. Возможности использования интернет -ресурсов огромны. Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов, необходимую литературу и многое другое. Учащиеся могут как самостоятельно, так и под руководством учителя принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях и т.д. Для уроков с использованием Интернета характерны самостоятельность учеников в выборе материала, активность, заинтересованность.
Использование интернет -ресурсов делает процесс обучения иностранному языку более привлекательным, так как:
Материал озвучен и анимирован, что делает его более наглядными и привлекательными;
Компьютер помогает учащимся исправлять ошибки так, что они не боятся их допускать, что является очень важным моментом в обучении иностранному языку;
Ученики могут работать в подходящем для них режиме;
Компьютер проводит анализ ошибок и объективно оценивает выполненные задания.
В своей работе я широко использую ресурсы сети Интернет. Например, для получения различной страноведческой информации, так как нередко в учебниках этого материала недостаточно либо он преподносится не так интересно и красочно. Прекрасная возможность посмотреть достопримечательности городов дают различные онлайн-экскурсии, что несомненно повышает интерес к стране изучаемого языка и, соответственно, к изучению иностранного языка. Интернет является эффективным средством для формирования навыков чтения. Чтение иноязычных онлайн-газет и журналов. Предлагаю ученикам работать в парах или группах по трое, изучить статьи, охватывающие разные стороны жизни: спорт, образование, работу, погоду, культуру. Преимуществом такой работы является вовлеченность всего класса в сочетании с дифференциацией заданий: сильные ученики занимаются изучением более трудных статей, а менее сильные анализируют отчет о погоде или информацию из области культуры.
В ходе работы над навыками чтения учащиеся пополняют словарный запас. Для этого они составляют словарные статьи, опираясь на прочитанную информацию. Возможно приобретение новых грамматических навыков, примеры которых встретились в статьях. Результатом такой работы становится создание своей презентации, посвященной одному конкретному событию, где учащиеся передают свое видение проблемы, основываясь на анализе различных источников информации.
Овладение коммуникативной компетенцией невозможно без практики общения, и использование ресурсов Интернет на уроке просто незаменимо. Это на самом деле средство коммуникации. Виртуальное общение может осуществляться с помощью электронной почты, различных социальных сетей, Skype, которые сейчас очень популярны среди молодежи. Так как стаж моей педагогической деятельности небольшой, не все еще удалось попробовать. В будущем планируется установление дружеской переписки с носителями языка. Обмен письмами можно осуществлять в любом классе и на любом уровне владения языком. Использование сети Интернет существенно повышает интерес к самому процессу изучения языка.
Урок - игра
Применение игр - эффективный способ повторения языковых явлений.
В целом, ученики любят игры, которые имеют элемент удачи, потому что она добавляет увлеченность игре. Игры, которые зависят от умений учеников, становятся скучными, так как выигрывают одни и те же способные ребята, и увлеченность большинства игроков падает. Игры с элементом удачи включают в себя игры на угадывание, игры с кубиками и картами. [19] Большинство игр носят состязательный характер, и победителем может стать один человек или команда. Использование командных и групповых игр помогает уменьшить давление соревнования на одного человека.
Помня об этих принципах - удача и умение, состязание и сотрудничество, неожиданность, которые являются основой всех игр, - учитель может упражнение из учебника превратить в игру.
Применение различных игр помогает увлечь ребят иностранным языком, создает условия для достижения успеха в изучении языка. И учащиеся, которые захотят играть, обязательно захотят улучшить свои знания по иностранному языку.
Планируя уроки, учитель должен думать не только о том, чтобы ученики запомнили новые слова, ту или иную структуру, но и стремился создать все возможности для развития индивидуальности каждого ребёнка. Чтобы поддержать интерес детей к своему предмету, нужно понять, какие приёмы работы могут увлечь ребят. Каждый учитель иностранного языка, постоянно должен искать резервы повышения качества и эффективности обучения иностранному языку. Мы считаем что, главная задача учителя - добиваться того, чтобы не пропадал интерес к изучению иностранного языка.
Игры помогают детям стать творческими личностями, учат творчески относиться к любому делу. Творчески относиться к делу - значит выполнять его качественно, на более высоком уровне. Творчество - это постоянное совершенствование и прогресс в любой деятельности. Игры приносят детям и взрослым радость творчества. Без радости творчества наша жизнь превращается в скуку и рутину. Творческий человек всегда чем-то увлечен. От творческих возможностей человека зависит его жизненный уровень.
Увидеть необычное в обычном может и взрослый, и ребенок. Творчество заложено в детях самой природой. Они любят сочинять, выдумывать, фантазировать, изображать, перевоплощаться. Детское творчество быстро увядает, если к нему не проявляется интереса со стороны окружающих. Совместные творческие игры сближают и взрослых, и детей. В этом - один из главнейших принципов эффективного воспитания.
Ребенок, играя, всё время стремится идти вперёд, а не назад. В играх дети всё как бы делают втроём: их подсознание, их разум, их фантазия "работают" синхронно.
Есть отрасль медицины и психологии - игротерапия. Игрою можно диагностировать, познать ребёнка. Игрою можно ободрить и одобрить ребёнка. С помощью игры можно корректировать, улучшать, развивать в детях важные психологические свойства.
Давайте запомним все - и учителя, и воспитатели и родители - что точно также, как взрослый человек обязан работать, ребёнку необходима игра.
Игра всегда предполагает принятия решения - как поступить, что сказать, как выиграть. Желание решить эти вопросы убыстряет мыслительную деятельность играющих. А если ребёнок будет думать на иностранном языке? Конечно же, здесь таятся богатые обучающие возможности. Дети, однако, над этим не задумываются. Для них игра прежде всего - увлекательное занятие. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности заданий - всё это даёт возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения - оказывается, я могу говорить наравне со всеми.
Игры способствуют выполнению следующих методических задач:
создание психологической готовности детей к речевому общению;
обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;
тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта;
Место игр на уроке и отводимое игре время зависят от ряда факторов подготовки учащихся, изучаемого материала, целей и условий урока и т.д. Например, если игра используется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении, то ей можно отвести 20-25 минут урока. В дальнейшем та же игра может проводиться повторением уже пройденного материала. Одна и та же игра может быть использована на различных этапах урока.
Следует помнить, что при всей привлекательности и эффективности игр необходимо соблюдать чувство меры, иначе они утомят учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия.
Рассмотрим теорию М.Ф. Стронина, который в своей книге "Обучающие игры на уроках английского языка" подразделяет игры на следующие категории:
1. лексические игры;
2. грамматические игры;
3. фонетические игры;
4. орфографические игры;
5. творческие игры;
Во время игры учащихся не следует прерывать, ибо это нарушает атмосферу общения. В. Риверс пишет по этому поводу: "Очень часто в обществе люди предпочитают молчать, если знают, что их речь вызовет отрицательную реакцию со стороны собеседника. Подобно этому ученик, каждую ошибку которого исправляет учитель, не только теряет основную мысль высказывания, но и желания продолжить беседу". [19]
Исправления следует делать тихо, не прерывая речи учащихся, или делать это в конце урока. У. Беннет вообще считает, что некоторые ошибки учитель имеет право игнорировать, чтобы не подавлять речевую активность учащихся.
Игры лучше всего использовать в середине или в конце урока, с тем, чтобы снять напряжение. Важно, чтобы работа с играми приносила положительные эмоции и пользу, и кроме того, служила действенным стимулом в ситуации, когда интерес или мотивация детей к изучению иностранного языка начинает ослабевать.
Использование игр на уроках иностранного языка помогает учителю глубже раскрыть личностный потенциал каждого ученика, его положительные личные качества (трудолюбие, активность, самостоятельность, инициативность, умение работать в сотрудничестве и т.д.), сохранить и укрепить учебную мотивацию.
В данной статье рассмотрены лишь некоторые из форм нестандартных уроков иностранного языка, но наблюдение за образовательным процессом с использованием нестандартных форм урока или отдельных нестандартных по форме этапов урока доказывает, что их применение даёт возможность привить учащимся интерес к языку, повысить интерес к предмету, стимулирует речевую деятельность учащихся, способствует их речевой активности, даёт возможность более целенаправленно осуществлять индивидуальный подход в обучении.
Таким образом, несмотря на трудоемкость процесса внедрения и применения нестандартных форм организации урока, он представляется весьма результативным, о чем может свидетельствовать высокий уровень овладения коммуникативными умениями говорения, аудирования, чтения и письма; развитие творческих способностей учащихся.