Создание условий для развития одаренности за рамками урока


Создание условий для развития одаренности за рамками урока
или технология «Единый тематический день»
авторы: Волкова Т.И..
Павлова С.Ю.
На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). В нашем случае социальная среда школы это сильнейших фактор для создания условий для развития одаренности. Но проблема в том, что урок ограничен во времени, школьной программой, планом урока. Процесс же по развитию одаренности не имеет границ, поэтому наша задача выйти за рамки урока и создать условия для постоянной мотивации к самосовершенствованию ученика. По словам ученого Ганса Селье : «Самым редким даром является оригинальность личности и мышления. Одно это качество может компенсировать недостаток всех остальных. Ведущим же качеством можно считать энтузиазм, поскольку без мотивации к исследовательской работе остальные качества лишаются смысла». Мы же привыкли на уроке давать нашим ученикам знания, но как утверждал Карл Густав Юнг: «если вы одарённый человек, это не значит, что вы что-то получили. Это значит, что вы можете что-то отдать».
Технология Единого тематического дня учебного заведения становится катализатором разнообразных изменений в школьной жизни, в направлении внедрения компетентностного подхода в образование. Освоение технологий проектной деятельности, расширение систем оценивания, выход за рамки предметного обучения и постановка задач овладение надпредметными умениями и навыками, повышение познавательной активности учащихся, приобретение опыта самоорганизации — все это не может не привлекать педагогов, размышляющих над вопросами нового качества образования. 
Этот день становится праздником, подводящим итоги компетентностно-ориентированных "уроков". Деятельность учащихся по подготовке Дня рассматривается как проектная. День проводится для всей школы. Содержательно такой День объединяет учителей различных предметов и учащихся в совместной продуктивной деятельности. Занятия Дня носят не предметный, а проблемный, тематический характер. Конечно, это могут быть и обычные уроки, но желательно максимально возможное расширение их спектра и жанровое разнообразие (лекции, игры, занятия в лабораториях, пресс-конференции, посещение читального зала, видеосалона, музыкального клуба).
Подходы к организации Единого тематического дня позволяют считать эту технологию универсальной:
Тема Дня планируется и разрабатывается совместно учителями всех предметов, находятся точки соприкосновения тем, определяется предметная интеграция согласно учебному плану школы. В процессе подготовки рекомендуется учитывать "общественное мнение" при выборе темы и жанра, проводить социологические исследования, задумываться над актуальностью, современностью проекта, актуальностью темы.
Все уроки проводятся строго по расписанию, что не нарушает режим и учебный план школы.
Все занятия планируются и анонсируются учителями для своих классов заранее (рекламные проспекты, расписание с темами на дверях кабинетов, специальные домашние задания, индивидуальные проекты и т.д.). Темы уроков соответствуют единой теме дня.
Перемены – это тематические зоны обратной связи и обмена информации («свободный микрофон», «музыкальный салон», «интеллектуальный ринг», «вернисаж проектов», «спортзал» и т.д.). Разнообразные конкурсы, мастерские, презентации на переменах содержательно связанны с уроками.
Тематическое оформление школы, обеспечивающее обратную связь. Это могут быть результаты проектов, сделанных на уроках, фото коллажи и т.д. Оформление полифункционально: многие работы не только украшают школу и создают настроение, но также являются источниками информации, полезной для самообразования и участия в конкурсах Дня
Итоги дня освещаются школьным радио, оформляются уголки проектов и фотоматериалов. Анкетирование, интервьюирование позволяет составить рейтинг уроков, проектов, конкурсов; изучить и принять во внимание пожелания учителей и учеников на следующий единый тематический день.
Главная цель тематического дня: сформировать у детей целостный взгляд на окружающий мир, помочь им осознать личностный смысл проживания в этом мире.
Единый тематический день это непросто нестандартные уроки, объединенные
одной темой. Это условие для получения важных результатов для учащихся:
Видение взаимосвязи всех учебных знаний, приобретаемых в школе, с проблемами, которые придётся решать в жизни;
Формирование комплексного мировоззрения на проблему;
Понимание того, что любую жизненную ситуацию способен решать сам человек;
Возможность проявить себя и раскрыть новый творческий и интеллектуальный потенциал в будущих исследовательских работах.
Что даёт проблемно-тематический день учителю?
Реализовать целостный, системный подход к организации образовательного процесса в школе;
Интегрировать усилия взрослых и детей для организации крупных воспитательных доз, которые могут ярко завершить учебную четверть;
На каждом этапе образовательного процесса определять привлекательную перспективу, которая станет ярким мотивом к учебной деятельности;
Целенаправленно организовать внеурочную деятельность, органично соединив её с учебным процессом, создать условия для развития темы дня в исследовательских практиках учеников.
Отличительными признаками единого тематического дня являются:
Наличие актуальной проблемы, которая может быть представлена в виде вопроса, решение которого связано с поиском информации самими детьми в течение подготовки и проведения дня. Нами же предлагаются наиболее универсальные темы для Единого тематического дня: «Дом», «Человек», «Планета». «Вода», «Язык», которые позволяют развернуть обсуждение и изучение проблемы в рамках любого учебного предмета. При определении тематики и содержания тематических дней, необходимо учитывать содержание учебного материала по различным дисциплинам, интересы и потребности детей, актуальность проблемы.
Целостность дня, подчинённость проблеме, его интегративный характер.
Значительную часть дня составляют импровизации, творчество, обсуждение, практическая деятельность детей.
В подготовке проведения дня участвуют родители, жители микрорайона, приглашённые специалисты в области поставленной проблемы.
Принципы организации Единого тематического дня:
– выявление проблемы, которая связана с интересами и потребностями детей;- доступность формулировки проблемы и возможность ее решения самими детьми при педагогическом сопровождении;- организацию целеполагания, обеспечивающего положительную мотивацию участия детей в деятельности;- решение конкретных практических задач, показывающих личный вклад ребенка, значимость действий для его жизни, семьи, близких людей;- организацию рефлексии с учетом обсуждаемых проблем.2. Социально-практическая деятельность детей, предполагающая:- выявление проблем, связанных с жизнью школы, микрорайона, города, страны;- участие детей в обсуждении социально -значимых проблем;- реальный вклад детей в изменение окружающей среды через решение практико-ориентированных задач, выполнение практических работ;3. Разнообразие и вариативность, направленные на создание эмоциональной атмосферы, развитие активности детей, что предусматривает:- включение детей в различные виды деятельности;- использование игровых, соревновательных приемов;- создание ситуации выбора и принятия решения;- предоставление каждому ребенку возможности высказать свое мнение по обсуждаемому вопросу;- изменение места проведения занятий;- разнообразие и сменяемость контактов детей, их ролевых позиций;-оптимальное сочетание групповой и индивидуальной работы.4. Комфортность и естественность образовательной среды, что означает:- отсутствие давления, навязывания мнений со стороны взрослых;- принятие каждого мнения, решения, одобрение полученного результата;- добровольность участия ребенка в обсуждении проблемы и деятельности;- создание атмосферы успеха и эксперементирования;- поддержка, одобрение самостоятельности суждений, проявление инициативы;- возможность выбирать и не соглашаться с мнением большинства, двигаться своим путем и темпом. Частота проведения таких дней – один раз в четверть. Проведение Единого тематического дня на первый взгляд требует больших затрат, усилий и времени педагогов. Такое ощущение возникает в том случае, если учитель пытается все сделать сам и склонен к исполнению заранее подготовленного сценария, разработанного детально, где дети выполняют его замыслы.Если же педагог работает в режиме развивающего обучения, способен к импровизации, может привлечь к активной работе родителей, других специалистов, он не будет писать сценариев, а выступит в роли организатора и координатора деятельности взрослых и детей. Такое построение образовательного процесса вполне соотносится с идеями образовательного стандарта второго поколения. По мере накопления опыта проведения проблемно-тематических дней будет возрастать самостоятельность детей, формироваться субъективная позиция детей. Проблемно-тематический день, как комплексное мероприятие, должно приобрести черты коллективного творческого дела, созданного совместными усилиями взрослых и детей, в котором обучающиеся будут организаторами своей собственной деятельности, а педагог займет позицию рядового участника, «первого, среди равных».