Программа создания благоприятной образовательной среды в школе.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Советский»
Программа создания безопасной образовательной среды в школе.
  
 
 
 
 
 
Разработчики: Удовенко Л.В., педагог-психолог,
Нуртдинова О.А., педагог-психолог,
Дидич Т.В., заместитель директора по УВР
г. Советский
2015г.
Актуальность.
Модернизация современной системы российского образования, напрямую связанная с введением новых Федеральных государственных образовательных стандартов III поколения [14], закономерно ставит вопрос о факторах и условиях, необходимых для успешной реализации этой цели. Неоспоримым является то, что усвоение материала, а также развитие личности происходит в условиях психологического комфорта и безопасности. В связи с этим встает вопрос о способах создания и поддержания психологически благоприятного климата в образовательном учреждении.
Понятие «психологический климат» впервые ввел В.М. Шепель[15], определив его как эмоциональную окраску психологических связей всех членов коллектива, которая появляется благодаря их симпатиям, близости, совпадения интересов, характеров. Психологический климат является устойчивым состоянием группы, типичным для нее настроем и наиболее ярко отражает ситуацию взаимоотношений членов коллектива в группе. Педагогам известно, что эмоциональное (психологическое) состояние ребенка влияет на качество усвоение материала. Если у ученика сформировано положительное отношение к самому себе, чувство собственной ценности, уникальности, если он нашел свое место в классе, то он сможет справиться с любой учебной трудностью. Если ученик тревожный, все время о чем-то беспокоится или если он находится в трудной жизненной ситуации, то процент усвоения материала урока заметно снижается. Возможны ситуации, при которых ученик пытается самореализоваться за счет других путем унижения, оскорбления, агрессии. Поэтому роль педагога заключается не только в передаче знаний, но и в поддержке личности каждого ученика. Так, доказано, что формирование мотивации у учащихся младших классов связано с особенностями взаимодействия в диаде «ученик-учитель». При положительном отношении ученика к педагогу интерес к учебной деятельности возрастает. При отрицательном – снижается. Если присутствует так называемое конфликтное (противоречивое) отношение к учителю, происходит задержка в формировании мотивации к обучению, поскольку двоякое отношение к учителю вызывает недоверие, как к нему, так и к его деятельности, временами вызывая боязнь и страх. В средней и старшей школе подросткам нужен неформальный контакт с учителями. Общение со старшими является непременным условием для полноценного нравственного развития подростка. Педагоги же являются не только учителями какой-либо дисциплины, а воспринимаются как носители жизненного опыта, нравственных ценностей, которые можно передать только при неформальном и непосредственном общении. В связи с вышесказанным возникает необходимость говорить не столько о благоприятном психологическом климате образовательного учреждения, но об ощущении психологической безопасности в целом участниками образовательного процесса. Плоскость рассмотрения психологической безопасности на уровне личности особенно важна с точки зрения развития ребенка, которому необходимы безопасные и стабильные условия для становления целостной гармоничной личностью. Таким образом, безопасность образовательной среды является фактором обеспечения психологически благоприятного климата.

Цель программы: создание психологически безопасной образовательной среды.
Задачи:
формирование и развитие психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей учащихся в вопросах создания благоприятного психологического климата в коллективе
развитие у педагогов умения конструктивно взаимодействовать друг с другом, с учащимися и их родителями
формирование ценности здоровья и способов преодоления стресса
формирование у учащихся способности конструктивно взаимодействовать с ровесниками и взрослыми
Направления работы.
1. Профилактическое направление.
Профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учётом возрастных и индивидуальных особенностей.
2. Диагностическое направление.
Диагностика (индивидуальная и групповая) – выявление особенностей психического развития ребёнка, наиболее важных особенностей деятельности, сформированности определённых психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества.
3. Консультативное направление.
Консультирование (индивидуальное и групповое):
оказание помощи и создание условий для развития личности, способности выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучаться новому поведению.
информирование всех участников образовательного процесса по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей с целью создания адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном учреждении.
4. Развивающее направление.
Развивающая работа (индивидуальная и групповая) направлена на формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении.
5. Коррекционное направление.
Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) – организация работы с учащимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики.
6. Просветительско-образовательное направление.
Психологическое просвещение и образование - формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.
Так же приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологической культуре.
Формы работы.
Участники образователь-ного процесса Задачи Формы работы Сроки
Педагоги формирование и развитие психолого-педагогической компетентности;
освоение новых психолого-педагогических технологий;
формирование умения преодолевать стресс;
развитие умения конструктивно взаимодействовать друг с другом, с учащимися и их родителями; Психолого-педагогические консилиумы
Тренинги, практикумы по обучению бесконфликтному поведению.
Консультирование по вопросам индивидуальных особенностей учащихся
Консультирование «Стратегии поддержки детей в период подготовки и сдачи экзаменов»
Анкетирование «Эмоциональное благополучие первоклассников»
ноябрь, январь
ноябрь,
март
сентябрь, февраль
март, апрель
декабрь
Учащиеся формирование ценности здоровья и способов преодоления стресса
формирование у учащихся способности конструктивно взаимодейство-вать с ровесниками и взрослыми Тренинги, психологические игры, классные часы, направленные на адаптацию к новой социально-педагогической ситуации
Серия классных часов «Дружный класс без агрессии»
Классные часы «Как сохранить психологическое здоровье в период подготовки и сдачи экзаменов»
Примирительные беседы
Коррекционно-развивающие занятия с детьми, имеющими проблемы в поведении и общении.
Анкетирование по изучению психологического климата в коллективе сентябрь, октябрь
февраль
апрель
в течение года
в течение года
октябрь, апрель, май
Родители формирование и развитие психолого-педагогической компетентности; Консультирование родителей по вопросам оказания поддержки ребёнку в трудных жизненных ситуациях (адаптация, подготовка и сдача ЕГЭ и др.)
Информирование родителей о способах бесконфликтного общения с ребёнком
Анкетирование по изучению психологического климата в коллективе. декабрь, февраль, апрель
в течение года
декабрь
Предполагаемый результат: наличие психологически безопасной образовательной среды.
Средства мониторинга:
методика Э.М.Александровской (шкалы: «Успешность социальных контактов», «Эмоциональное благополучие»);анкета «Изучение психологического климата в коллектива»
социометрическое исследование
методика диагностики социально-психологической адаптации Роджерса-Даймонд
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
МЕТОДИКА АЛЕКСАНДРОВСКОЙ Э.М.
ОПИСАНИЕ ШКАЛ
I критерий. ЭФФЕКТИВНОСТЬ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Баллы Учебная активность Усвоение знаний
5
Активно работает на уроке, часто поднимает руку и отвечает правильно Безошибочное усвоение школьных заданий.
4 На уроке работает, отрицательные и положительные ответы чередуются. Небольшие помарки, единичные ошибки.
3 Редко поднимает руку, но отвечает правильно. Редкие ошибки, связанные с пропуском букв и их заменой.
2 Учебная активность на уроке носит кратковременный характер, часто отвлекается. Плохое усвоение материала по одному из основных предметов, обилие ошибок.
1 На уроке пассивен, даёт отрицательные ответы или не отвечает совсем, часто переписывает готовое с доски. Частые ошибки, неаккуратное выполнение заданий, непостоянство оценок.
0 Учебная активность отсутствует (не включается в учебный процесс) Плохое усвоение программного материала по всем предметам, грубые ошибки, большое их количество.
II критерий. УСВОЕНИЕ ШКОЛЬНЫХ НОРМ ПОВЕДЕНИЯ.
Баллы Поведение на уроке Поведение на перемене
5 Сидит спокойно, добросовестно выполняет все требования учителя. Высокая игровая активность, охотно участвует в подвижных, коллективных играх.
4 Выполняет требования учителя, но иногда, на короткое время, отвлекается от урока. Активность выражена в малой степени: предпочитает чтение книг, спокойные игры.
3 Изредка поворачивается, обменивается короткими репликами с детьми. Активность ограничивается подготовкой к следующему уроку (готовит учебники, принадлежности и т.п.)
2 Часто наблюдается скованность в движениях, позе, напряжённость в ответах. Не может найти себе занятие, переходит от одной группы детей к другой.
1 Выполняет требования учителя частично, отвлекается на посторонние занятия. Пассивный, движения скованные, избегает других детей.
0 Не выполняет требования учителя: большую часть урока занимается посторонними делами. Часто нарушает норму поведения: мешает другим детям играть, нападает на них, кричит, своего поведения после замечания не меняет.
III. критерий. УСПЕШНОСТЬ СОЦИАЛЬНЫХ КОНТАКТОВ.
Баллы Взаимоотношения с одноклассниками Отношение к учителю
5 Общительный, легко контактирует с детьми. Проявляет дружелюбие по отношению к учителю, стремится понравиться ему, после уроков часто подходит, общается с ним.
4 Малоинициативен, но легко вступает в контакт, когда к нему обращаются дети. Дорожит хорошим мнением учителя о себе, стремится выполнить все его требования, сам обращается к нему за помощью в случае необходимости.
3 Сфера общения ограничена: общается только с некоторыми ребятами. Старательно выполняет требования учителя, но за помощью обращается чаще к одноклассникам.
2 Предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступает с ними в контакт. Выполняет требования учителя формально, не заинтересован в общении с ним, старается быть незаметным.
1 Замкнут, изолирован от других детей, предпочитает находиться один (другие равнодушны к нему). Избегает контактов с учителем, при общении с ним легко смущается, теряется, говорит тихо, запинается.
0 проявляет негативизм по отношению к детям, постоянно ссорится и обижает их (другие дети его не любят). Общение с учителем приводит к отрицательным эмоциям, обижается, плачет, даже при малейшем замечании учителя.
IV критерий. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ
Баллы Эмоции
5. Хорошее настроение, часто улыбается, смеётся.
4. Спокойное эмоциональное состояние.
3. Эпизодические проявления сниженного настроения.
2. Отрицательные эмоции: а. тревожность, огорчение, иногда страх;
б. обидчивость, часто ссорится с детьми, повышает голос.
1. Депрессивное настроение, плач без веских на то причин.
0 Агрессия (вспышки гнева, злости) проявляется в отношениях с детьми (может ударить, что-то сломать), и в отношениях с учителем.
Общий интегральный показатель адаптации вычисляется суммированием баллов по всем перечисленным шкалам и находится в пределах от 0 до 35 баллов.
от 21 до 35 баллов - зона адаптации;
от 15 до 20 баллов - зона неполной адаптации;
от 0 до 14 баллов - зона дезадаптации ( или отсутствие адаптации).
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ
Инструкция: оцените, как проявляются перечисленные ниже свойства психологического климата в вашей группе. На континууме от психологического климата типа А до психологического климата типа В определите ту оценку, которая, по Вашему мнению, соответствует истине. Обведите кружком оценку слева или справа относительно нуля.
Оценки: 3 - свойство проявляется в группе всегда; 2 - свойство проявляется в большинстве случаев; 1 - свойство проявляется нередко;  0 - проявляется в одинаковой степени и то, и другое свойство.
№ свойство психологического климата Аоценка свойство психологического климата В1 Преобладает бодрое жизнерадостное настроение 3 2 1 0 1 2 3 Преобладает подавленное настроение
2 Доброжелательность в отношениях, взаимные симпатии 3 2 1 0 1 2 3 Конфликтность в отношениях, антипатии
3 В отношениях между группировками внутри вашего коллектива существует взаимное расположение, понимание 3 2 1 0 1 2 3 Группировки конфликтуют между собой
4 Членам группы нравится вместе проводить время, участвовать в совместной деятельности 3 2 1 0 1 2 3 Проявляют безразличие к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности
5 Успехи или неудачи товарищей вызывают сопереживание, искреннее участие всех членов группы 3 2 1 0 1 2 3 Успех или неудача товарищей оставляют равнодушными или вызывают зависть, злорадство6 С уважением относятся к мнению других 3 2 1 0 1 2 3 Каждый считает свое мнение главным и нетерпим к мнению товарищей
7 Достижения и неудачи группы переживаются как собственные 3 2 1 0 1 2 3 Достижения и неудачи группы не находят отклика у ее членов
8 В трудные дни для группы происходит эмоциональное единение, "один за всех и все за одного" 3 2 1 0 1 2 3 В трудные дни группа "раскисает": растерянность, ссоры, взаимные обвинения
9 Чувство гордости за группу, если ее отмечает руководство 3 2 1 0 1 2 3 К похвалам и поощрениям группы относятся равнодушно
10 Группа активна, полна энергии 3 2 1 0 1 2 3 Группа инертна, пассивна
11 Участливо и доброжелательно относятся к новичкам, помогают им освоиться в коллективе 3 2 1 0 1 2 3 Новички чувствуют себя чужими, к ним часто проявляют враждебность
12 В группе существует справедливое отношение ко всем членам, поддерживают слабых, выступают в защиту 3 2 1 0 1 2 3 Группа заметно разделяется на "привилегированных" и "пренебрегаемых", пренебрежительное отношение к слабым
13 Современные дела увлекают всех, велико желание работать коллективно 3 2 1 0 1 2 3 Группу невозможно поднять на совместное дело, каждый думает о своих интересах
Обработка
Сложить оценки левой стороны в вопросах 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 - сумма А; сложить оценки правой стороны во всех вопросах - сумма В; найти разницу С = А - В. Если С равно нулю или имеет отрицательную величину, то имеем ярко выраженный неблагоприятный психологический климат с точки зрения индивида. С более 25, значит психологический климат благоприятен. Если сумма менее 25 - климат неустойчиво благоприятен.
Среднегрупповую оценку психологического климата рассчитывают по формуле
C = сумма С / N,
где N - число членов группы.
Процент людей, оценивающих климат как неблагоприятный, определяется по формуле
n (C-) / N . 100 %,
где n (C-) - количество людей, оценивающих климат коллектива как неблагоприятный; N - число членов группы.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Определение характеристик социальной адаптации школьников.
Шкала СПА разработана в 1954г. К.Роджерсом и Р. Даймондом. Данная шкала, по мнению Т.В. Снегиревой, обнаружила высокую дифференциальную способность в диагностике не только состояний школьной дезадаптации, но и особенностей представлений о себе, их перестройки в возрастные критические периоды развития и в критических ситуациях, побуждающих школьников к переоценке себя и своих возможностей.
Критерии дезадаптированности:
неприятие себя и других
наличие защитных «барьеров» в осмыслении своего актуального опыта
кажущееся «решение» проблем, т.е. решение их на субъективном уровне, а в действительности, негибкость психических процессов.
Критерии адаптированности совпадают с критериями личностной зрелости. В их числе:
чувство собственного достоинства
умение уважать других
открытость реальной практике деятельности и отношений
понимание своих проблем и стремление совладать, справиться с ними.
Таким образом, с помощью этой шкалы СПА изучаются:
особенности формирования самосознания подростков в процессе адаптации к новым условиям обучения
возрастная динамика «образования» (детей не рубеже младшего школьного и подросткового возрастов)
изменение школьной адаптации-дезадаптацииструктура эмоционально-поведенческих нарушений.
ИНСТРУКЦИЯ:
В опроснике содержатся высказывания о человеке, о его образе жизни, переживаниях, мыслях, привычках, стиле поведения. Их всегда можно соотнести с нашим собственным образом жизни.
Прочитав или прослушав очередное высказывание опросника, примерьте его к своим привычкам, своему образу жизни и оцените в какой мере это высказывание может быть отнесено к Вам. Для того чтобы обозначить Ваш ответ в бланке, выберите подходящий, по Вашему мнению, один из шести вариантов оценок, пронумерованных цифрами от 0 до 6.

ШКАЛА ОТВЕТОВ:
0 – это ко мне совершенно не относится;
2 – сомневаюсь, что это можно отнести ко мне;
3 – не решаюсь отнести его к себе;
4 – это похоже на меня, но нет уверенности;
5 – это на меня похоже
6 – это точно про меня.
Выбранный ответ отметьте в бланке для ответов в ячейке, соответствующей порядковому номеру высказывания.
ОПРОСНИК СПА.
Испытывает неловкость, когда вступает с кем-нибудь в разговор.
Нет желания раскрываться перед другими.
Во всем любит состязание, соревнование, борьбу.
Предъявляет к себе высокие требования.
Часто ругает себя за сделанное.
Часто чувствует себя униженным.
Сомневается, что может нравиться кому-нибудь из лиц противоположного пола.
Свои обещания выполняет всегда.
Теплые, добрые отношения с окружающими.
Человек сдержанный, замкнутый, держится от всех чуть в стороне.
В своих неудачах винит себя.
Человек ответственный на него можно положиться.
Чувствует, что не в силах хоть что-нибудь изменить, что все усилия напрасны.
На многое смотрит глазами сверстников.
Принимает в целом те правила и требования, которым надлежит следовать.
Собственных убеждений и правил не хватает.
Любит мечтать – иногда прямо среди бела дня с трудом возвращается от мечты к действительности.
Всегда готов к защите и даже нападению. «Застревает» на переживаниях обид, мысленно перебирая способы мщения.
Умеет управлять собой и собственными поступками, заставлять себя, разрешать себе. Самоконтроль для него не проблема
Часто портится настроение. Нападает уныние, хандра.
Все, что касается других, не волнует. Сосредоточен на себе, занят собой.
Люди, как правило, ему нравятся.
Не стесняется своих чувств, открыто их выражает.
Среди большого стечения народа бывает немножко одиноко.
Сейчас очень не по себе. Хочется все бросить, куда-нибудь спрятаться.
С окружающими обычно ладит.
Всего труднее бороться с самим собой.
Настораживает незаслуженное, доброжелательное отношение окружающих.
В душе – оптимист, верит в будущее.
Человек не податливый, упрямый. Таких называют трудными.
К людям критичен и судит их, если считает, что они этого заслуживают.
Обычно чувствует себя не ведущим, а ведомым: ему не всегда удается мыслить и действовать самостоятельно.
Большинство из тех, кто его знает, хорошо к нему относится, любит его.
Иногда бывают такие мысли, которыми не хотелось бы ни с кем делиться.
Человек с привлекательной внешностью.
Чувствует себя беспомощным, нуждается в ком-то, кто был бы рядом.
Приняв решение, следует ему.
Принимая, казалось бы, самостоятельные решения, не может освободиться от влияния других.
Испытывает чувство вины, даже когда винить себя как будто не в чем.
Чувствует неприязнь к тому, что его окружает.
Всем доволен.
Выбит из колеи: не может собраться, взять себя в руки, организовать себя.
Чувствует вялость: все, что раньше волновало, стало вдруг безразличным.
Уравновешен, спокоен.
Разозлившись, нередко выходит из себя.
Часто чувствует себя обиженным.
Человек порывистый, нетерпеливый, горячий. Не хватает сдержанности.
Бывает, что сплетничает.
Не очень доверяет своим чувствам: они иногда подводят его.
Довольно трудно быть самим собой.
На первом месте рассудок, а не чувство: прежде, чем что-либо сделать, подумает
Происходящее с ним толкует на свой лад, способен напридумывать лишнего… Словом – не от мира сего.
Человек терпимый к людям и принимает каждого таким, каков он есть.
Старается не думать о своих проблемах.
Считает себя интересным человеком.
Человек стеснительный, легко тушуется.
Обязательно нужно напоминать, подталкивать, чтобы довел дело до конца.
В душе чувствует превосходство над другими.
Нет ничего, в чем бы выразил себя, проявил свою индивидуальность, свое я.
Боится того, что думают о нем другие.
Честолюбив, неравнодушен к успеху, похвале. В том, что для него существенно, старается быть среди лучших.
Человек, у которого в настоящее время много достойно презрения.
Человек деятельный, энергичный, полон инициатив.
Пасует перед трудностями и ситуациями, которые грозят осложнениями.
Себя просто недостаточно ценят.
По натуре вожак и умеет влиять на других.
Относится к себе в целом хорошо.
Человек настойчивый, напористый; ему всегда важно настоять на своем.
Не любит когда с кем-нибудь портятся отношения, особенно если разногласия грозят стать явными.
Подолгу не может принять решение, а потом сомневается в его правильности.
Пребывает в растерянности, все спуталось, все смешалось у него.
Доволен собой.
Невезучий.
Человек приятный, располагающий к себе.
Лицом, может и не пригож, но может нравиться как человек, как личность.
Презирает лиц противоположного пола и не связывается с ними.
Когда нужно что-то сделать, охватывает страх: а вдруг не справлюсь, а вдруг не получится.
Легко, спокойно на душе. Нет ничего, что сильно бы тревожило.
Умеет упорно работать.
Чувствует, что растет, взрослеет: меняется сам и отношение к окружающему миру.
Случается, что говорит о том, в чем совсем не разбирается.
Всегда говорит только правду.
Встревожен, обеспокоен, напряжен.
Чтобы заставить хоть что-то сделать, нужно как следует настоять и тогда он уступит.
Чувствует неуверенность в себе.
Обстоятельства часто вынуждают защищать себя, оправдываться и обосновывать свои поступки.
Человек уступчивый, податливый, мягкий в отношениях с другими.
Человек толковый, любит размышлять.
Иной раз любит прихвастнуть.
Принимает решения и тут же их меняет, презирает себя за безволие, а сделать с собой ничего не может.
Старается полагаться на свои силы, не рассчитывает на чью-либо помощь.
Никогда не оправдывается.
Испытывает ощущение скованности, внутренней несвободы.
Выделяется среди других.
Не очень надежный товарищ, не во всем можно положиться.
В себе все ясно, хорошо понимает.
Общительный, открытый человек; легко сходится с людьми.
Силы и способности вполне соответствуют тем задачам, которые приходится решать; со всем может справиться.
Себя не ценит. Никто его всерьез не воспринимает, в лучшем случае к нему снисходительны, просто терпят.
Беспокоится, что лица противоположного пола слишком занимают его мысли.
Все свои привычки считает хорошими.
ИНТЕГРАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ И КЛЮЧИ ИНТЕРПРЕТАЦИИ.
«адаптация»
А=а:(а+в)*100%
«принятие других»
L=1,2а:(1,2а+в)*100%
“интернальность” (контроль)
I=а:(а+1,4+в)*100%
«самопринятие»
S=а:(а+1,6в)*100%
«эмоциональная комфортность»
Е=а:(а+в)*100%
«стремление к доминированию»
D=2а:(2а+в)*100%
№ показатели номера высказываний нормы
1 а адаптивность
в дезадаптивность4, 5, 9, 12, 15, 19, 22, 23, 26, 27, 29, 33,
35, 37, 41, 44, 47, 51, 53, 55, 61, 63, 67, 72, 74, 75, 78, 80, 88, 91, 94, 96, 97, 98
2, 6, 7, 13, 16, 18, 25, 28, 32, 36, 38, 40, 42,43, 49, 50, 54, 56, 59, 60, 62, 64, 69, 71, 73, 76, 77, 83, 84, 86, 90, 95, 99, 100
(68 – 170)
68 – 136
(68 – 170)
68 - 136
120015075565002 а лживость
(сумма)
в 34, 45, 48, 81, 89
8, 82, 92, 101 (18 – 45)
18 - 36
3 а приятие себя
в неприятие себя 33, 35, 55, 67, 72, 74, 75, 80, 88, 94, 96
7, 59, 62, 65, 90, 95, 99 (22-52) 22-42
(14-35) 14-28
4 а приятие других
в неприятие других (конфликт с другими) 9, 14, 22, 26, 53, 97
2, 10, 21, 28, 40, 60, 76 (12-30) 12-24
(14-35) 14-28
5 а эмоциональный комфорт (оптимизм, уравновешенность)
в эмоциональный дискомфорт (тревожность, беспокойство) 23, 29, 30, 41, 44, 47, 78
6, 42, 43, 49, 50, 83, 85 (14-35) 14-28
(14-35) 14-28
6 а внутренний контроль (ориентация на то, что достижение жизненных целей зависит от себя самого, акцент на личную ответственность и компетентность)
в внешний контроль (расчет на толчок и поддержку извне, пассивность в решении жизненных задач) 4, 5, 11, 12, 13, 19, 27, 37, 51, 63, 68, 79, 91, 98, 13
25, 36, 52, 57, 70, 71, 73, 77 26-52
(18-45) 18-36
7 а доминирование
в ведомость (зависимость от других) 58, 61, 66
16, 32, 38, 69, 84, 87 (6-15) 6-12
(12-30) 12-24
8 эскапизм (уход от проблем) 17, 18, 54, 64, 86 (10-25) 10-20
Зона неопределенности в интерпретации результатов на каждой шкале для подростков приводится в скобках, для взрослых – без скобок.
Результаты «до» зоны неопределенности интерпретируются как чрезвычайно низкие, а «после» самого высокого показателя в зоне неопределенности – как высокие.
Адаптация - приспособление к успешному функционированию в новых условиях. Дезадаптация - не способность приспособиться к изменившимся условиям, необходима работа, направленная на выявление и возможное устранение причин дезадаптации или изменение отношения к ситуации.
Принятие других - показатель взаимоотношений с окружающими. Если он высокий, то можно говорить, что данный человек не конфликтен, общителен. Если низкий - частые конфликты с одноклассниками, изолированность от других, постоянные недовольства.
Локус контроля – устойчивое свойство индивида, формируемое в ходе социализации.
Локус контроля – качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности:
внешним силам – экстернальный, внешний локус контроля. Проявляется наряду с такими чертами, как неуверенность в своих способностях, неуравновешенность, стремление отложить реализацию своих намерений на неопределенный срок, тревожность подозрительность, конформность и агрессивность;
собственным способностям и усилиям – интернальный, внутренний локус контроля; такие люди более уверенны в себе, последовательны и настойчивы в достижении поставленной цели, склонны к самоанализу, уравновешенны, общительны, доброжелательны и независимы, и более популярны, а также проявляют большую терпимость. Показано, что внутренний локус контроля является социально одобряемой ценностью, идеальному Я всегда приписывается внутренний локус контроля. Интерналы более активно ищут информацию и обычно более осведомлены о ситуации. У интерналов обнаружена более активная позиция по отношению к своему здоровью: они лучше информированы о своем состоянии, больше заботятся о своем здоровье и чаще обращаются за профилактической помощью. Они менее склонны подчинятся давлению других, сопротивляться, когда чувствуют , что ими манипулируют, и реагируют сильнее. Люди с интернальными локусами контроля лучше работают в одиночестве, чем под наблюдением или при видеозаписи.
Самоприятие - восприятие себя, своего тела, влюбленность. Проявление данного критерия показательно , т.к. данный возраст - это критичный возраст для различных психопатий, резко проявляется характер, а некоторые его свойства могут усиливаться сложившимися ситуациями и условиями.
Высокий показатель - подросток принимает себя таким какой он есть, любит себя.
низкий показатель - возможен внутриличностный конфликт, неприятие своего тела.
Эмоциональная комфортность - показатель преобладающих эмоций.
Стремление к доминированию - желание преобладать, господствовать.
высокий уровень- стремление управлять другими, оказывать влияние, быть лидером.
низкий уровень - не стремятся управлять другими, настаивать на своем мнении.