СПЕЦИФИКА РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАРШРУТОВ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

УДК 378.147.091.31-059.1
Т. В. Неженская
Асистент кафедры методик начального и дошкольного образования Евпаторийского института социальных наук (филиал)
ФГАОУ ВО «Крымский гуманитарный университет им. В. И. Вернадского», Евпатория
Специфика реализации индивидуальных образовательных маршрутов будущих учителей начальных классов
В статье рассматривается актуальная проблема формирования у будущих учителей начальных классов способности проектировать индивидуальные образовательные маршруты. Теоретический анализ позволяет выделить виды, структуру индивидуальных образовательных маршрутов магистров, а так же особенности их реализации в образовательном пространстве педагогического института.
Ключевые слова: индивидуальный образовательный маршрут, будущие учителя начальных классов, профессиональная компетентность педагога.
В национальной доктрине образования в Российской Федерации от 4 октября 2000 г. № 751 признано, что в достижении целей образования ведущая роль принадлежит педагогу. В этом случае государство обеспечивает: дошкольные и общеобразовательные учреждения учителями и воспитателями, как правило, с высшим образованием; условия для творческого роста, повышения квалификации и своевременной переподготовки для педагогов всех уровней образования, выделение для этих целей бюджетного финансирования; привлечение в систему образования талантливых специалистов, способных на высоком уровне осуществлять учебный процесс, вести научные исследования, осваивать новые технологии, информационные системы, воспитывать у обучающихся духовность и нравственность, готовить специалистов высокой квалификации; ответственность педагогических и научных работников за качество обучения и воспитания детей и молодежи; условия для подготовки и закрепления в высших учебных заведениях докторов и кандидатов наук с целью расширения фундаментальных и прикладных научных исследований и повышения научного уровня обучения студентов и аспирантов; условия неуклонного повышения престижа и социального статуса преподавателей и работников сферы образования (2(.
В последнее десятилетие многие завоевания отечественного образования оказались утраченными, поэтому доктрина призвана способствовать изменению направленности государственной политики в области образования, укреплению в общественном сознании представления об образовании и науке как определяющих факторах развития современного российского общества.
Исходя из роли педагогов в современном образовании, акцентируем внимание на том, что рост профессиональной компетентности педагога, адекватный меняющимся условиям деятельности и соответствующий тенденциям развития современного образования, обеспечивается методическим сопровождением, наполненным новыми методами, формами и технологиями. Индивидуальный образовательный маршрут и является одной из таких технологий, основанной на образовательных потребностях и мотивационной сфере педагога и решающей, в первую очередь, группу профессиональных задач проектирования и осуществления профессионального самообразования.
Индивидуальный образовательный маршрут определяется учеными как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации (С.В. Воробьева, Н.А. Лабунская, А.П. Тряпицына, Ю.Ф. Тимофеева и др.).
Подчеркнем, что под «индивидуальным образовательным маршрутом» мы понимаем целенаправленную проектируемую дифференцируемую образовательную программу, обеспечивающую слушателю позицию субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы [1, с. 82].
Наряду с понятием «индивидуальный образовательный маршрут» рассматривается понятие «индивидуальная образовательная траектория», последнее понятие значительно шире и предусматривает содержательный компонент, а также разработанный способ его реализации.
В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования направления подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование» выделено одной из общепрофессиональных компетенций будущих педагогов начального образования – способность осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейшие образовательные маршруты и профессиональную карьеру. Исходя из этого следует рассмотреть основные типы индивидуальных образовательных маршрутов. А.В. Слепухин выделяет следующие:
1. Я-центрированный (маршрут характеризуется ориентированностью на познание себя, своих особенностей, способностей и возможностей)
2. Маршруты, ориентированные:
– на получение знаний (маршрут связан с выделением конкретных предметных областей как областей более активного внимания);
– на формирование себя как человека образованного (в рамках маршрута линия знаний конкретизирована определённой позицией – стать образованным человеком);
– на формирование себя как будущего специалиста (характеризуется совершенствование знаний, умений в будущей профессиональной деятельности);
– на формирование себя как учителя (характеризуется стремлением овладеть предметной областью преподавания и передачи знаний учащимся);
– на научную деятельность (маршрут нацелен на получение определённых результатов в интересующей научной области) (3(.
Любой из представленных индивидуальных образовательных маршрутов состоит из нескольких компонентов: содержательного, деятельностного и процессуального.
Содержательный компонент индивидуальной образовательной траектории будущих педагогов начального образования включает вариативные учебные планы и образовательные программы направления подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование», определяющие индивидуальный образовательный маршрут. Деятельностный компонент включает специальные педагогические технологии. Процессуальное направление – это организационный аспект. Процесс разработки индивидуального образовательного маршрута будущего педагога представим в форме алгоритма:
– диагностика профессионального мастерства, самоопределения педагога;
– составление на основе результатов индивидуального образовательного маршрута;
– реализация индивидуального образовательного маршрута;
– рефлексивный анализ эффективности индивидуального образовательного маршрута.
Эффективность разработки индивидуального образовательного маршрута определяется: осознанием студентами и преподавателями необходимости и значимости индивидуального образовательного маршрута как одного из способов самообразования, самоопределения, самореализации и определении правильности выбора профессиональной карьеры – учителя начальных классов; осуществлением психолого-педагогического сопровождения и информационной поддержки процесса разработки индивидуального образовательного маршрута студентами направления подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование»; активным включением студентов в деятельность по созданию индивидуального образовательного маршрута; организацией рефлексии как основы коррекции индивидуального образовательного маршрута.
Исходя из вышесказанного приходим к выводу, что индивидуальный образовательный маршрут целесообразно проектировать на основе личных образовательных потребностей, специфики проблемы научно-исследовательской работы, особенностей проблематики образовательного учреждения в конкретном регионе.
Библиографический список
1. Лабунская, Н.А. Индивидуальный образовательный маршрут студента: подходы к раскрытию понятия. Известия Российского государственного университета им. А.И. Герцена. № 2 (3): Психолого-педагогические науки (психология, педагогика, теория и методика обучения): Научный журнал. СПб.: 2002. – С. 79 – 90.
2. Национальная доктрина образования в Российской Федерации от 4 октября 2000 г. N 751
3. Слепухин, А. В. Возможности информационно-коммуникативных технологий в реализации индивидуальных образовательных маршрутов студентов педагогического вуза // Педагогическое образование в России. – 2011. – № 2. – С. 29 – 37.

Заголовок 215