Технологическая карта урока физики по теме Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов (9 класс)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет
физика
Класс
9

Тема урока
Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Опыт Резерфорда.

Планируемые образовательные результаты

Предметные
Метапредметные
Личностные

Осознают эволюцию взглядов на природу атома, знают понятия альфа-, бета- и гамма-излучене, объясняют смысл и результаты опыта Резерфорда
Ориентируются и воспринимают тексты научного стиля, выдвигают гипотезы
Осознают неполноту знаний, проявляют интерес к новому содержанию, умеют выражать свои мысли , самостоятельно делают вывод

Решаемые учебные проблемы
Создание модели атома.

Основные понятия, изучаемые на уроке
Радиоактивность. Альфа-, бета- и гамма-частицы. Модель Томсона. Модель Резерфорда. Планетарная модель строения атома

Вид используемых на уроке средств ИКТ
презентация

Образовательные интернет-ресурсы
http://fizira-class.narod.ru
http://www.proshkolu.ru

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

1. ЭТАП 1 Актуализация знаний
Основные задачи учителя. Актуализация имеющихся знаний, способов действия в новых условиях; формирование умения задавать вопросы;
развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся;
формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.

Деятельность учителя
Предлагает: 1. объяснить различие линейчатых спектров у химических элементов, 2.вспомнить с каких времен люди знают о строении атомов, 3.объяснить менялось ли представление об атоме в результате развития физики
Деятельность учащихся
1.Вспоминают строение атомов из курса химии 8 кл., 2.смотрят в 1 абзац на стр.226 учебника
3.испытывают затруднения в ответе на вопрос о причинах изменения представления о строении атомов

2. ЭТАП Создание проблемной ситуации

Деятельность учителя
Рассказывает о случайном открытии неизвестного излучения Беккерелем, изображает на доске его опыт, предлагает назвать явление, о котором идет речь и объяснить результаты опыта.
Деятельность учащихся
Слушают, находят уран в таблице Менделеева, испытывают трудности при объяснении опыта, осознают недостаточность знаний в процессе диалога с учителем

3. ЭТАП целеполагания - постановка практической частной познавательной задачи или определение учебной задачи обобщенного типа.
Основные задачи учителя. Формирование рефлексивных умений определять границу между знанием и незнанием;
овладение обобщенными способами приобретения новых знаний: приемами постановки и определения проблемы, формулировки частной познавательной задачи, выделения в задаче известных и новых компонентов;
формирование познавательных мотивов учебной деятельности: стремления открыть знания, приобрести умения;

Деятельность учителя
Предлагает изучить опыт Резерфода
Деятельность учащихся
Осознают необходимость научного обоснования результатов опыта Беккереля

4. ЭТАП планирования.
Основные задачи учителя.
Формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал;
определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи;
воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников;
формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах;

Деятельность учителя
Предоставляет учащимся возможность изучить опыт Резерфорда с помощью интернет-ресурсов, учебника, презентации
Деятельность учащихся
Учащиеся разбиваются на группы и выбирают средства, которыми воспользуются для открытия "нового" знания.

5 ЭТАП "Открытие" нового знании.
Основные задачи учителя: Формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличное; развитие способности к обобщению;
воспитание способности высказывать свою точку зрения о способах решения практической задачи;
формирование способности определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи;
формирование способности сравнивать свое планирование с итоговым коллективно составленным алгоритмом;
овладение приемами самоконтроля правильности полученных результатов:
формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах:
воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников, умения оказывать и принимать помощь;

Деятельность учителя
Побуждает учащихся к объяснению строения атома и доказательств его сложного строения, обоснованию опыта Резерфорда.Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности.
Формулирует обобщенные вопросы: Что мы узнали нового?

Деятельность учащихся
Обсуждают в группах варианты объяснения строения атома и доказательства своего мнения . Обосновывают выбор общего решения или несогласия с мнением других. Представители от групп сообщают о результатах коллективной поисковой работы, отвечают на вопросы учеников из других групп. Оценивают правильность своих выводов, решений.

6 ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания.

Деятельность учителя
Предлагает на выбор готовые тестовые задания на "новое" знание со взаимопроверкой в парах или самостоятельное создание теста с выбором ответа по данной теме. Создает условия для сотрудничества - работы в парах, группах для создания теста.
Деятельность учителя
Выполняют задания на новый материал

7 ЭТАП Рефлексия (итог урока).
Основные задачи учителя: Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. Вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей.

Деятельность учителя
Предлагает вспомнить тему и задачи урока, оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом
- Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Чьи версии подтвердились? Как оцените свою работу?

Деятельность учащихся
Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.
Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы. Могут отметить продуктивную работу группы..

8 ЭТАП Домашнее задание. П.65-66 учебника



15