«Социализация личности школьника в воспитательном пространстве летнего оздоровительного лагеря».

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 77»

Педагогический совет «Технология воспитания личности как создание условий для успешной самореализации ребенка в различных видах социальной деятельности».
Социализация личности школьника в воспитательном пространстве летнего оздоровительного лагеря
Анализ ситуации, сложившейся в детской и подростковой среде, свидетельствует о том, что, в последние годы на фоне кризисных явлений российского общества, происходит значительный рост различных форм асоциального поведения детей и подростков. Истоки детской агрессивности кроются в неблагополучной социально-психологической атмосфере общества, которая связана с целым комплексом причин. К их числу относят:
разрушение нравственных и семейных устоев;
ранний алкоголизм несовершеннолетних;
рост наркомании;
неорганизованная досуговая деятельность школьников;
безнадзорность детей в каникулярное время;
отсутствие должного внимания общества к организации
свободного времени детей и подростков.
В связи с этим перед учреждением встает задача создания некой модели летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей. Сразу представить структуру лагеря сложно – это и организация отдыха и игровой деятельности, физкультура и спорт, экскурсии, знакомство с людьми разных профессий, психологическая помощь в определении потенциала творчества, лидерских, коммуникативных качеств личности, физических и интеллектуальных способностей. Сюда же входят мероприятия по совершенствованию знаний, умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах, воде, предотвращению детского дорожно-транспортного травматизма, пожарная безопасность, профилактика безнадзорности, правонарушений и вредных привычек – все эти вопросы требуют тщательной разработки. И все же главное в работе школьного лагеря – «пропитать» всю систему воспитательной работы идеей социализации, готовить детей к жизни в гражданском обществе.
Социальное значение организации жизнедеятельности ребенка в летнем оздоровительном лагере велико по следующим причинам:
деятельность в свободное время ребенок воспринимает как
удовольствие, что развивает инициативу, фантазию и воображение;
жизнь детей в лагере - это добровольная практическая деятельность целью, которой является самовыражение и
удовлетворение интересов, возможность проявления социальной, творческой активности – это является сферой их самоутверждения в различных видах деятельности. Именно здесь ребята более тесно взаимодействуют со взрослыми, между ними быстрее возникает «зона доверия»;
поиск своего "Я" происходит за счет возможности выбора видов
деятельности и быстротой их смены на протяжении всего дня.
Расширение круга общения и приобретение новых друзей - это один из основных показателей эффективности социально-педагогической работы лагеря. Это имеет большое значение и для постлагерного этапа. После смены педагоги лагеря продолжают контактировать с детьми, оказывать им необходимые помощь и поддержку. Да и сами ребята после смены общаются друг с другом.
Все это, дает основания выделить три сферы составляющие процесс социализации личности школьника в воспитательном пространстве летнего оздоровительного лагеря: деятельность, общение, самопознание.

Анализ практической деятельности лагеря, позволил мне выделить основные условия, которые необходимо соблюдать и от которых зависит эффективность социализации ребенка в условиях летнего отдыха.
Индивидуально-психологические:
Временный характер детского объединения позволяет, в си
·лу своих характерных особенностей, решать многие вопросы эффективней, чем в более стабильных детских коллективах (школьном классе, спортивной секции, дворовой компании и т.д.), дает возможность ребенку выбрать новую, необычную стратегию поведения, апробировать новые отношения.
Доминирование коллективного характера жизнедеятельности: ребенок
вынужден сам строить новые отношения, актуализировать свои возможности, отбирать новые способы взаимодействия с окружающими по новым правилам. Право выбора линии социального поведения влечет за собой контролируемую ребенком социальную ответственность. Кроме того, коллективное участие в освоении нового, демонстрирует каждому школьнику успешность: вместе со всеми он исполняет новую песню, разучивает новую игру, изготавливает коллективную поделку и т. д.
Организационно-педагогические:
Ребенок, который в повседневной жизни не всегда задумывается о том, какой вид деятельности для него является наиболее существенным и зачастую просто не имел возможности примерить на себя столь разнообразные способы самореализации, в лагере оказывается в ситуации постоянной смены видов деятельности. Жизнь в лагере предоставляет право участия в тех видах деятельности, которые не были доступны ранее, и дает ощущение наличия большого количества способностей.
Социально - психологические: лагерь - это поистине
многочасовой тренинг, карусель социальных ролей, широкий диапазон социальных инициатив. Задача педагога не только заинтересовать воспитанника каким-либо делом, но и помочь ему достичь определённого положительного результата. И я с твердой уверенностью могу заявить, что педагоги - воспитатели, работающие со мной, отлично справляются с этой задачей.
Как итог хочу отметить, что правильно организованная система летнего дополнительного образования, которая базируется на актуализации интересов и потребностей ребенка, решает целый комплекс проблем:
обогащает социальный опыт детей;
выравнивает стартовые возможности развития личности ребенка;
обеспечивает каждому ребенку «ситуацию успеха»;
содействует самореализации личности ребенка.
Таким образом, ценность детских оздоровительных лагерей заключается в том, что они повышают эффективность социального развития детей и подростков. Создают условия для эмоционально-привлекательного досуга школьников, восстановления их здоровья, удовлетворения потребностей, в новизне впечатлений, творческой самореализации, общении и самодеятельности в разнообразных формах, включающих, познание, искусство, культуру, игру и другие сферы возможного самоопределения.
Об этом свидетельствуют и диагностические исследования, проводимые педагогами и студентами школьного оздоровительного лагеря «РОДНИКИ ДОБРА».
Ответы детей:
лагерь помог мне приобрести новых друзей - 96 %,
в лагере я всегда находился в хорошем настроении, мне
было интересно - 81 %,
в лагере я научился делать разные поделки и играть в новые игры - 84 %,
в лагере я делал вещи, которые поначалу боялся делать - 63 %
(танцевать, играть в спортивную игру, дежурить по столовой, и др.)
Ответы родителей:
мой ребенок стал увереннее после лагеря - 60 %,
мой ребенок продолжает заниматься тем, чему научился в лагере
- 57 %,
мой ребенок продолжает дружить с детьми из лагеря - 69 %,
мой ребенок стал более активным в школе - 43 %,
мой ребенок начал заниматься спортом - 21 %.
Таким образом, мы с уверенностью можем говорить о летнем школьном оздоровительном лагере, как о положительном институте социализации детей и подростков.