Статья: Из опыта работы социального педагога с родителями учащихся девиантного поведения





Публикация статьи:

«ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ»






Социальный педагог
МБОУ СОШ № 16
Саркисян Анаида Юрьевна






13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415




ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ.

Сегодня, в период социально-экономических преобразований в нашей стране, дело воспитания молодого поколения приобретает решающее значение для развития общества.
В своей работе социального педагога я старалась придерживаться следующих принципов:
Социальный педагог – это помощник, защитник своих воспитанников.
Воспитывают не классные часы, морализование, указание ребенку на его промахи и ошибки, воспитывает совместная и индивидуальная деятельность.
Воспитывает только тот педагог, которого дети уважают, любят, которому тайно или явно подражают.
Даже самый «трудный» ребенок хочет быть хорошим, только он нуждается в помощи.
Каждый ребенок – личность. Главное – воспитать личность, найти в ребенке хорошее и поддержать в нем это хорошее.
Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидна. Социально-психологическая защищенность, успешность достижений ребенка зависят от того, как и кто влияет на его развитие.
Так как большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, важно, чтобы воздействия педагогов и родителей не противоречили друг другу, а активно и положительно воспринимались ребенком.
Взаимодействие с семьей – одна из актуальных и сложных проблем в работе каждого учителя.
Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый и правильный ответ на вопрос о том, как взаимодействовать с семьёй. Многое зависит от самого учителя, от различных обстоятельств, которые нужно проанализировать.
Я хочу поделиться своим опытом работы с родителями учащихся девиантного поведения.
В сотрудничестве с родителями выделяла два основных направления:

Психолого-педагогическое просвещение родителей -
Для этого организую:
1)дни творчества родителей и детей;
2)родительские собрания;
3)круглый стол по обмену опытом
в воспитании детей;
4)встреча родителей с администрацией школы и учителями предметниками.


Их вовлечение в учебно- воспитательный процесс.
Формы работы:
1)индивидуальные консультации;
2)помощь в организации и проведении внеклассных мероприятий(концерты, поездки, совместные праздники, спортивные соревнования);
3)шефская помощь(озеленение, ремонт класса).

Одной из наиболее распространенных форм работы с родителями является родительское собрание. Тематику определяла на основе целей и задач работы школы, а также исходя из запросов родителей.
В начале сентября, познакомившись с ребятами, изучала семьи своих учеников.
Для этого обращала внимание на следующую информацию о семье ученика:
Общие сведения о родителях и лиц их заменяющих;
Жилищные и материальные условия;
Интересы родителей к школе и к жизни ребенка в классном коллективе; о чем хотели бы поговорить, в каких делах могли бы быть организаторами.
Уровень педагогической культуры родителей;
Степень значимости воспитательного воздействия родителей на ребенка;
Положение ребенка в семье (благоприятное, неблагоприятное)
Семейные обычаи, традиции.
Эта информация помогала мне ближе познакомиться с самими учениками, понять уклад их жизни, духовные ценности, взаимоотношение детей и родителей, узнать их семейные традиции и обычаи.
При проведении диагностики мною были использованы следующие методики:
проективная методика «Кинетический рисунок семьи»;
анализ семейных взаимоотношений;
опросник родительского отношения к школе;
измерение родительских установок и реакций.
В результате было получено три фактора:
1) гиперопека в воспитании;
2)демократичность в воспитании;
3) диктат воспитания.

Изучая микроклимат семьи и положение ребенка в семье, я выяснила, что дети дают высокую оценку своим родителям, но мам оценивают выше, а пап – ниже, чем себя. Видимо сказывается, высокий авторитет мам, так как они больше времени уделяют ребенку. Мамы эмоционально ближе к детям.
Было выяснено:
– благоприятная семейная ситуация в 34,7% семей;
- тревожность присутствует в 26,5% семей;
- конфликтность в семье 13% семей;
- чувство неполноценности в семье испытывает 21,2% детей;
- враждебность в семейной ситуации в 4,6% детей.

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Данные диаграммы свидетельствуют о том, что большинство детей нашей школы чувствуют полноценность в семейной ситуации. Однако есть дети, которые требуют особого внимания. Именно эти данные легли в основу построения и организации коррекционной работы с детьми и их родителями.
Известно, что в каждом классе есть неблагополучные дети, относящиеся к «группе риска». Их можно определить по поведению, внешнему виду. При выявлении такого ребенка обращаюсь за помощью к руководству школы и службе родительского патруля, чтобы организовать целенаправленную работу с ребенком и семьей. Для этого проводим педагогический консилиум: приглашаем учителей, работающих в классе, психолога, зам.директора по ВР и УВР, обсуждаем сложившуюся ситуацию, намечаем план действий по воспитанию ребенка и взаимодействию с семьей.
В работе с такими учащимся и его родителями используем индивидуальные формы:
- беседы;
- совместное обсуждение проблем ребенка ( низкая успеваемость, пропуски занятий);
- привлечение его к занятиям в спортивных секциях или кружках с учетом желаний и потребностей;
- общение с родителями и детьми в домашних условиях;
- наблюдение за поведением учащихся на уроке с приглашением родителей. Эта работа дала положительный результат.
Нужно отметить, что большинство детей группы риска из нашей школы являются участниками театральной и хоровой студии.
Чтобы выявить заинтересованность родителей к обучению и воспитанию своих детей использовала тестирование и анкетирование.
Вот примерные вопросы для анкетирования :
1)С каким чувством переступает порог школы ваш сын или дочь?
2)Как чувствует себя ваш ребенок в ученическом коллективе?
3)Знаете ли вы друзей своего ребенка из класса? Назовите их.
4)Каким вы видите классного руководителя своего ребенка?
5)Какие традиции и обычаи, по вашему мнению, должны развиваться в детском коллективе?
6)Чем бы вы могли помочь классному руководителю в создании и укреплении детского коллектива?
7)Какие проблемы воспитания вызывают у вас серьезную тревогу и опасение.
8)Назовите положительные черты характера своего ребенка?
9)Какие отрицательные черты характера вашего ребенка мешают ему комфортно чувствовать себя в коллективе?
10) Делится ли ваш ребенок своими впечатлениями о событиях школьной или классной жизни?
Проанализировала анкеты родителей и их данные использовала для подготовки и проведения внеклассных мероприятий как с родителями, так и с учащимися, проводила индивидуальные консультации и беседы с родителями и детьми.
Очень интересные результаты узнала из сочинений-размышлений: «Люди, без которых моя жизнь была бы невозможна», «Праздники и будни моей семьи», «Советы родителям по воспитанию детей». Такая диагностика помогла скорректировать отношения детей и родителей, а родителям взглянуть по-новому на своих детей.

По мнению психологов, ученики 7-х классов проявляют повышенную тревожность. Это связано, в первую очередь, с проблемой адаптации 5-классников. Но дело не только в адаптации. Это связано и с изменением положения ребенка в семье. Часто можно услышать такие слова: «Раньше ты был маленький, а теперь большой. Я не буду нянчиться с тобой, как раньше». Они демонстрируют изменение эмоционального восприятия ребенка в семье. Чтобы провести сравнительный анализ, предлагаю заполнить таблицу и детям, и родителям.



Слова и фразы, с помощью которых я . . .


Поддерживаю ребенка ругаю его



После анализа данного теста можно определить трудности эмоционального восприятия между детьми и родителями.

Одной из больших проблем в воспитании – это наказание и поощрение в семье. На родительском собрании знакомлю родителей с видами наказаний и поощрений. Нужно помнить, что эта тема деликатная. Родители будут откровенны в том случае, если доверяют классному руководителю.
Я предлагаю родителям ответить на следующие вопросы:

Как вас наказывали родители?
Какие наказания используете
Вы в воспитании своего ребенка
Отметьте знаком «+»
или «- « самые действенные
из них.

1)ставили в угол
2)прекращали общаться на длительный период времени.
3)применяли телесные наказание.
4) Ограничивали свободу.
5)Лишали любимого занятия
6)Читали бесконечные нотации
7)стыдили при друзьях и знакомых
8)оскорбляли и ругались
9)лишали любимого лакомства
10)ограничивали в покупках
11)выгоняли из дома




Учащимся тоже предлагаю некоторые вопросы:
Какие наказания используют твои родители;
Какие из них самые действенные;
Какие из них самые болезненные и страшные для тебя;
Какие способы наказания ты не будешь применять никогда в своей будущей семье.
После анализа данных вопросов мы приходим с родителями к следующим выводам, что чаще всего в семье используют методы наказания, чем поощрения. Обсуждаем, какие поощрения используются родителями по отношению к их детям.
Готовясь к родительскому собранию, я не старалась превратить его в обсуждение только успеваемости ребят, а пыталась дать родителям теоретические и практические знания, вызвать у них интерес к воспитанию своих детей, желание посещать школу и общаться с классным руководителем.
На собрании старалась отмечать родителей, воспитавших прекрасных детей, победителей олимпиад и конкурсов, родителей, принимавших активное участие в делах класса.
В конце учебного года подвела итоги конкурсов на «Самого активного родителя» и «Самую дружную семью». В виде поощрения родителям оформила благодарственные письма, шутливые медали, сувениры.
Чтобы заинтересовать мам и пап учебно-воспитательным процессом в классе, вместе с родительским комитетом привлекала родителей к организации и проведению разовых классных часов: о полезных и вредных привычках, о режиме дня школьника, о профессии своих родителей ребята узнавали из экскурсии на предприятия, о памятных местах родного города.
При проведении КВНа ко дню Защитника Отечества в работе жюри принимали участие наши мамы, которые порадовали нас своими кулинарными шедеврами. А к 8 марта подготовили для мам и бабушек праздничный концерт «Фабрика звезд».
Чтобы поближе познакомиться с семьями и узнать об их традициях, провела классный час «Дверь в детство»: оформила выставку детских фотографий, подготовила музыкальные номера силами ребят, которые обучаются в музыкальной школе, зачитала интересные сочинения о родителях и самих ребятах.
Чтобы привлечь внимание детей к прошлому семьи, к истории обучения и воспитания в былые годы, провела классный час «Учились наши мамы и папы ...». На этапе подготовки дети заранее узнали у родителей о том, как они учились, какие предметы изучали, на какие темы писали сочинения, какие экзамены сдавали, какие предметы были самыми любимыми. Также ребята принесли на классный час похвальные грамоты, тетради, дневники, медали своих родителей, оформили фотовыставку о школьных годах родителей, попросили их выступить с подробным рассказом.
В итоге обсудили следующие вопросы:
В чем сходство и в чем различие школы родителей и нашей школы?
Что из прошлого можно было бы повторить в современной школе?
Что положительного, нового появилось в современных школах за последние годы?
Оказание шефской помощи родителей заключается в ремонте классной мебели вместе с ребятами, в проведении генеральной уборки класса 1 раз в четверть, в приобретении необходимых учебников.
Сотрудничество учителей и родителей может реализовываться в различных формах совместной деятельности: собраниях, обсуждении ситуации из жизни класса, диспутах, семейных конкурсах, творческих заданиях, организациях выставок, экскурсиях, открытых уроках для родителей. Но главное условие для формирования сотруднических отношений – это единство стремлений и взглядов на воспитательный процесс как со стороны учителя, так и со стороны родителей.









Root Entry