Формы и методы формирования здорового образа жизни у детей в процессе физического воспитания


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Шолоховский Центр внешкольной работы
Методическая разработка воспитательного мероприятия
ФОРМЫ  И  МЕТОДЫ 
ФОРМИРОВАНИЯ  ЗДОРОВОГО  ОБРАЗА  ЖИЗНИ 
У  ДЕТЕЙ    В  ПРОЦЕССЕ  ФИЗИЧЕСКОГО  ВОСПИТАНИЯ
72961558420
Составитель:
Педагог дополнительного образования
Тодавчич Игорь Владимирович
Резкое  ухудшение  состояния  здоровья  детей  младшего  школьного  возраста  в  России  стало  общепризнанным  фактом.  Медицине  и  образованию  не  удается  адекватно  реагировать  на  эти  перемены.  В  связи  с  этим  особую  актуальность  приобретает  профилактическое  направление  работы  —  формирование  здорового  образа  жизни  через  физическое  воспитание,  а  система  образования  остается  тем  временем  единым  доступным  каналом,  через  который  дозволено  воздействовать  не  только  на  ребенка,  но  и  на  его  окружение.
Существует  несколько  определений  понятия  ЗОЖ.  Зачастую  упоминаются  различные  характеристики  ЗОЖ, например,  Воскресенский  Б.А.  считает,  что  ЗОЖ  содержит: 
нравственно-гигиеническое  воспитание, 
правильно  организованный  физиологически  оптимальный  труд,  физкультуру, 
психогигиену, 
закаливание, 
продуманную  организацию  досуга, 
активный  двигательный  режим, 
экологическое  воспитание 
и отказ  от  вредных  привычек . Формирование стандартов здорового образа жизни, привычка заниматься спортом формируется у человека в раннем возрасте, в детстве, и это накладывает особую ответственность на систему образования.
Д. В. Ливанов, министр образования и науки РФ считает, что в настоящее время проблема здоровья приобретает особое значение. Несмотря на достижения современной цивилизации, во всех, даже экономически развитых, странах растут заболеваемость и смертность.
К числу основных негативных влияний современной цивилизации на здоровье человека, можно отнести следующее:
– снижение биологически обусловленного режима двигательной активности при одновременном росте психоэмоциональных нагрузок;
– несбалансированное по составу и избыточное по калорийности питание;
– загрязнение окружающей среды;
– вредные привычки (курение, алкоголизм, наркомания и т. п.);
– нарушение режима учебы, труда и личной жизни.
Формирование здорового образа жизни становится доминирующим направлением при совершенствовании системы охраны здоровья детей и подростков. В Шолоховском Центре внешкольной работе (далее Центр) уделяется огромное внимание здоровому образу жизни, дополнительной занятости детей и подростков. Здесь давно функционируют и плодотворно работают опытные педагоги физкультурно-спортиного направления.
Физическое  воспитание  детей  и  подростков  в Центре представляет  систему,  включающую    дополнительное образование:
гигиеническая  гимнастика, 
физкультминутки, 
спортивные  и массовые  праздники, 
дни  здоровья,
воспитательная работа и внеклассные   занятия. 
Также  в  эту  систему  входят  формы  работы: 
физкультурно-спортивные  занятия, 
спортивная  тренировка, 
индивидуальные  занятия, 
массовые  занятия, 
семейные  и  групповые  занятия. 
Школьный  возраст  —  возраст  интенсивного  интеллектуального  развития.  Интеллект  опосредует  развитие  всех  остальных  функций,  происходит  интеллектуализация  всех  психических  процессов,  их  осознание  и  произвольность,  а  также  осознание  своих  собственных  изменений  в  результате  развития  учебной  деятельности .Необходимо  обратить  особое  внимание  на  формирование  у  детей  знаний,  навыков,  взаимоотношений  с  социальной  средой,  а  также  элементов  творческой  деятельности,  которые  помогут  им  быстрее  приспособиться  и  выжить  в  сложившихся  условиях,  сохранив  и  укрепив  свое  здоровье,  а  также  сделать  более  здоровым  свое  окружение.
Физическое  воспитание  —  вид  воспитания,  специфика  которого  заключается  в  обучении  движениям  (двигательным  действиям)  и  воспитании  (управлении  развитием)  физических  качеств  человека.
Физическая  культура  —  часть  культуры,  представляющая  собой  совокупность  ценностей,  норм  и  знаний,  создаваемых  и  используемых  обществом  в  целях  физического  и  интеллектуального  развития  способностей  человека,  совершенствования  его  двигательной  активности  и  формирования  здорового  образа  жизни,  социальной  адаптации  путем  физического  воспитания,  физической  подготовки  и  физического  развития.
Формы  занятий  физкультурой  и  спортом  в  нашей  стране  очень  многообразны.  Формами  обязательных  занятий  являются  уроки  физической  культуры  по  государственным  программам  учебных  заведений,  уроки  (занятия)  в  спортивных  школах.  Занятия  в  Центре физкультурно-спортивного направлении  по  месту  жительства - самостоятельные,  спортивные  состязания,  утренняя  и  производственная  гимнастика,  туристские  походы  считаются  свободными. 
Очень  важно  так  проводить  занятия,  чтобы  они  приносили  наибольшую  пользу.  Как  бы  ни  были  разными  формы  занятий  физическими  упражнениями,  возводятся  они  идентично:  имеют  предварительную,  основную  и  завершающую  части.
Одной  из  важных  форм  организации  занятий  в  Центре физкультурно-спортивного направления    является: 
организация  учебных  занятий,
спортивно-массовых  мероприятий,  направленных  на  пропаганду  ЗОЖ  с  активно  принимающими  участие  воспитанников,  а  также  родителей. 
Это  могут  быть:
различные  конкурсы, 
викторины, 
спортивные  праздники  «Веселые  старты»,  «Папа,  мама,  я  —  спортивная  семья»,  «День  здоровья»,  «Малые  олимпийские  игры»  и  многие  другие. Занятия   в Центре физкультурно-спортивного направлении  составлены  так,  чтобы  укрепить  здоровье  и сформировать желание стать  в будущем  спортсменом.  В  спортивных  детских объединениях Центра занятия  имеют  цель на оздоровление  занимающихся,  увеличение  спортивного  профессионализма разнородны  и проводятся в  форме: Тренировочные занятия.
Товарищеские встречи.
Выполнение нормативов.
Тестирование и мониторинг здоровья.
Просмотр записей матчей с дальнейшим обсуждением.
Проверка теоретических знании, а также в совершенствовании техники игры в волейбол, баскетбол, настольный теннис, футбол.
Соревнования между группами.
Промежуточная аттестация.
Тестирование и мониторинг здоровья.
Индивидуальная отработка.
Итоговая аттестация.
Форма обычного занятия.
Сдачи нормативов турнира, соревнования.
Соревнования  дворовых  коллективов, 
Туристские  походы. 
 Физкультминутку  организовывают в  особенности  с  младшими  школьниками.  Она  длится  всего  2-5  минут  и  помогает  переключить  внимание,  отдохнуть. 
В  последнее  время  в Центре физкультурно-спортивного направления наиболее  обширное  распространение  получают  самостоятельные  занятия. Для  их  эффективного  проведения  необходимо  сначала  проверить  состояние  здоровья,  ознакомиться  с  методическими  пособиями.  Занятия  ЗОЖ  воспитывают  и  физически  развивают  ребёнка,  а  также  укрепляют  здоровье  и  волю,  вырабатывают  силу,  мужество,  выносливость,  помогают  изучить  массу  разнообразнейших  движений,  обучают  обладать  своим  телом. 
В Центре физкультурно-спортивного направления на занятиях  применяются  традиционные  дидактические  методы:
словесные;
наглядные;
практические.
1.  В  словесных  методах  часто  используются:
Объяснения,  когда  идет  сообщение  нового  материала  или  дополнения  к  технике  элементов;
Пояснения  и  комментарии  при  выполнении  учащимися  отдельных  элементов  техники,  для  исправления  ошибок  и  неточностей.  Главное  требование:  конкретность  и  точность  пояснений.  При  правильном  выполнении  упражнений  комментарий  играет  роль  поощрения  интереса  к  занятию,  повышения  мотивации  на  учебу.
Рассказ,  беседа  проводится  при  изучении  инструкции  по  технике  безопасности.  Диалог  помогает  активизации  учащимся  на  освоение  данного  материала:
-для  повышения  активности  деятельности  учащихся  на  занятиях  применяются:
-команды:  для  перестроений  и  построений,  движений  по  залу.
-указания  (методические  и  организационные)
-подсчет:  для  проведения  упражнений  разминки  на  месте  и  в  ходьбе.
Чтобы  повысить  эмоциональность  занятий  при  проведении  разминки  используется  музыкальное  сопровождение.
2.  Наглядные  методы  даются  с  использованием  непосредственного  и  опосредованного  показа. 
Кроме  выполнения  упражнений  педагогом    применяется  показ  наглядных  пособий:  карточек,  кинограмм,  DVD,  и  видео  материалов.
Показ  на  занятиях  играет  особую  роль, особенно для  детей  младшего  школьного  возраста, так как они   запоминают  не  то,  что  слышат,  а  то,  что  видят,  поэтому  необходимо  соблюдать  требования  к  непосредственному  показу.  Он  должен  быть  правильным,  точным  и  даваться  с  нужными  пространственно-временными  характеристиками.  Показ  педагога  часто  сопровождается  словесными  комментариями.
3.  Очень  большая  и  важная  группа  методов  —  это  практическое  выполнение  упражнений. 
Сколько  бы  учащийся  не  знал  и  не  видел  упражнений,  если  он  не  будет  его  выполнять  сам,  то  никогда  его  не  освоит.  Все  движения  нужно  прочувствовать  через  своё  тело  и  только  при  неоднократном  повторении  упражнения  происходит  их  заучивание.
4.К  практическим  методам  относятся: 
соревнование,  игра, 
упражнение. 
Таким  образом,  в  работе,  направленной  на  формирование  ЗОЖ  у  учащихся Центра,  все  методы  работы  с  детьми  важны  для  освоения  знаний  о  здоровом  образе  жизни. 
Эффективность  формирования  ЗОЖ  в  значимой  степени  будет  зависеть  от  разнообразия  методов,  которые  педагог дополнительного образования  Центра физкультурно-спортивного направления использует  в  своей  работе,  а  также  учета  возрастных  особенностей  воспитанников детских объединений  при  выборе  этих  методов  и  личного  примера  педагога  и  родителей.
Здоровый  образ  жизни  соединяет  всё,  что  способствует  успешному  выполнению  игровой,  учебной,  общественных  и  бытовых  функций,  трудовой  деятельности,  способствующих  сохранению,  укреплению  здоровья  и  повышению  работоспособности  воспитанников детских объединений  Центра физкультурно-спортивного направления.
-289560160020 
Список  литературы:
1.Баль  Л.В.  Педагогу  о  здоровом  образе  жизни  детей:  кн.  для  учителя.  М:  Просвещение,  2005.  —  192  с.
2.Васильков  А.А.  Теория  и  методика  физического  воспитания:  Учебник.  Ростов  н/Д:  Феникс,  2008.  —  381  с.
3.Воскресенский  В.А.  Здоровый  образ  жизни  и  гигиеническое  воспитание  подростков.  М.:  Знание,  1987.  —  128  с.
4.Железняк  Ю.Д.  Теория  и  методика  обучения  предмету  «Физическая  культура»:  Учеб.  пособие  для  студ.  высш.  пед.  учеб.  заведений.  М.:  Издательский  центр  «Академия»,  2004.  —  272  с.
5.Здоровый  я  —  здоровая  страна  /  сост.  Л.Н.  Воронецкая,  Е.А.  Попок.  Минск:  Красико-Принт,  2008.  —  128  с.
6.О  физической  культуре  и  спорте:  федер.  закон  Рос.  Федерации  от  4  декабря  2007  г.  №  329-ФЗ:  принят  Гос.  Думой  16  ноября  2007  г.:  одобр.  Советом  Федерации  23  ноября  2007  г.  //  Рос.  газ.  2007.  8  декабря. 
7.Подласый  И.П.  Педагогика  начальной  школы:  Учеб.  пособие  для  студ.  колледжей.  М.:  Гуманитарный  издательский  центр  «Владос»,  2008.  —  474  с. 
8.Главатских Е. Б. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 14. URL: http://sibac.info/archive/humanities/guman8(11).