Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в процессе формирования у детей здорового образа жизни.


Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в процессе формирования у детей здорового образа жизни.
Забота о здоровье - это важный труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит
их духовная жизнь, мировоззрение,
умственное развитие, прочность знаний,
вера в свои силы.
В.А. Сухомлинский.
Характерной особенностью нашего времени является активизация инновационных процессов в образовании. Предлагается иное содержание, иные подходы, право, отношение, поведение, иной педагогический менталитет. Поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности ДОО – основной механизм оптимизации развития системы дошкольного образования. Новшеством и условием повышения качества дошкольного образования сегодня является введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва). С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье дошкольников. Поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей.
Одним из направлений моей работы является формирование представлений о здоровом образе жизни, внедрение новых инновационных подходов в образовательный процесс, свою работу по формированию навыков здорового образа жизни стараюсь реализовать через все виды деятельности детей.
Комплекс разнообразных форм и видов деятельности, направленных на сохранение и укрепление здоровья воспитанников получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии».
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий:
- обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья,
- сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни,
- научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Здоровьесберегающие технологии
Виды здоровьесберегающих педагогических технологий Время проведения в режиме дня СП Особенности методики проведения
1. Физкультурно-оздоровительные технологии
НОД по физическому развитию младший возраст – 15 мин, средний – 20 мин, старший возраст - 25-30 мин НОД проводятся в соответствии основной общеобразовательной программой (ООП ДО)
Валеологическое образование НОД по темам: «Я - человек», « Если хочешь быть здоров», «Я вырасту здоровым» Развитие представлений о своем теле, о его строении
Динамические паузы
(физминутки) Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей Для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики
Подвижные и спортивные игры Как часть НОД, на прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В СП используем лишь элементы спортивных игр
Оздоровительный бег Ежедневно в конце прогулки С детьми старшего дошкольного возраста, по длительности 2 минуты.
Самостоятельная двигательная деятельность Ежедневно на прогулке, в группе В процессе игровой деятельности
Утренняя гимнастика Ежедневно для всех возрастных групп По программе Л.Д. Глазыриной
Гимнастика пальчиковая индивидуально либо с подгруппой ежедневно Всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени
Гимнастика после сна Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях
Физкультурные праздники 2 раза в год Средний, старший дошкольный возраст на свежем воздухе
Физкультурные развлечения 1 раза в месяц На свежем воздухе, в спортзале, бассейне
2. Здоровьесберегающие образовательные технологии
Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия) В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом Деятельность может быть организована незаметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности
Коммуникативные игры 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой
Технологии эстетической направленности Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, оформлении помещений к праздникам и др. Осуществляется на НОД, а также по специально запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса
НОД из серии «Здоровье» 1 раз в неделю по 30 мин. Включены в НОД в качестве познавательного развитияНеделя здоровья 1 раз в год зимой
Спортивные мероприятия
3. Медико-профилактические технологии
Гимнастика корригирующая В различных формах физкультурно-оздоровительной работы Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей
Гимнастика для глаз Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога
Закаливающие процедуры Все возрастные группы, после сна Босохождение, обливание ног, воздушные ванны, сухое растирание, хождение по ребристой доске, массажным дорожкам здоровья.
Кислородный коктейль Все Каждый месяц по 10 дней
3. Психолого-педагогические технологии
Технологии музыкального воздействия В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.
Эффективность работы по укреплению здоровья детей зависит от четкой слаженной работы с родителями. Опыт показывает, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое сообщество (дети - родители - педагоги), для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересен каждого, его прав и обязанностей.
Взаимодействие с родителями стараюсь строить на следующих основных положениях, определяющих ее содержание, организацию и методику.
1. Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.
2. Систематичность и последовательность работы (в соответствии с конкретным планом) в течение всего года и всего периода пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
3. Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье на основе учёта их интересов и способностей.
В соответствии с этими основными положениями система работы с семьёй включает:
1) ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития;
2) ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;
3) обучение конкретным приёмам и методам оздоровления, дыхательной гимнастике, самомассажу, разнообразным видам закаливания.
4) ознакомление с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в Детском саду «Солнышко» с. Борское, обучение отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского организма.
В результате проведения всего комплекса мероприятий по формированию навыков здорового образа жизни детей:
- прослеживается уменьшение уровня общей заболеваемости за счёт проведения лечебно-профилактических мероприятий и взросления детей (младше 3-ёх лет детей нет).
- уровень физического развития детей по сравнению с прошлым годом вырос на 2 %.
- сократилось количество детей, состоящих на диспансерном учете.
- нет детей, неадаптированных к детскому саду.