РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


38061905715091059061595
Кожакметова А.С Бектенгалиева Г.Х
Учителя русского и английского языков Актюбинской областной специализированной школы-интерната для одаренных детей имени М.КусаиноваРАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ
ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Одной из приоритетных в современном образовании является проблема раннего выявления, обучения и воспитания одаренных детей. От ее решения в итоге зависит интеллектуальный и экономический потенциал государства.
Для полноценного развития высокого творческого потенциала и личности одаренного ребенка необходимы помощь и поддержка взрослых, а также целый ряд необходимых условий, в том числе: богатая информационная и культурная среда; состояние здоровья ребенка; любовь вар слоги как условие нормирования позитивной Я-концепции; раннее развитие речи и мыслительных навыков; приобщение ребенка к творчеству; специальные творческие программы обучения для одаренных детей.
Особое значение в воспитании одаренных детей имеет система продуктивной, творческой деятельности, основанная на внутренних мотивах воспитанников, дающая право на собственное мнение и ошибку и создающая возможность для экспериментирования.
Создание  оптимальных  условий для развития личности в школьной среде  и возможность проявить себя во внеклассной деятельности позволяют  учащимся расширить свой  кругозор, раскрыть свой творческий  потенциал, участвуя в городских турнирах.
Современными научными исследованиями доказано существование особого вида одаренности — творческой, то есть способности к творческой самореализации в различных областях жизнедеятельности. Творческая одаренность не связана однозначно с интеллектом. Как указывает известный авторитет в области одаренности Э. Торранс, если бы мы выявляли одаренных детей на основе тестов на интеллект, то мы бы отсеяли 70% наиболее творческих из них.
Интеллектуальной одаренностью обладает небольшое число людей; она может быть относительно легко выявлена с помощью психологических тестов. В основе творческой одаренности лежит творческий потенциал — нереализованные возможности, имеющиеся у каждого человека. Проблема заключается не столько в том, чтобы выявлять и отбирать детей, обладающих этим видом одаренности, сколько в том, чтобы развивать ее у всех учащихся без исключения.
Существенной чертой подросткового возраста, оказывающая влияние на поведение и развитие школьника является сила потребностей, мотивов, интенсивность и острота эмоциональных реакций.
Подростки особенно зависимы от микросреды и конкретной ситуации. Можно выделить много проблем психологического характера, которые приводят к кризису подросткового возраста. Одним из решений этой проблемы является включение подростка в такую деятельность, которая лежит в сфере интересов взрослых, но в то же время создает возможности ему реализовать и утвердить себя на уровне взрослых.
Роль ведущей деятельности в подростковом возрасте играет социально-значимая деятельность, средством реализации которой служит: учение (Л. И. Божович), общение (Д. Б. Эльконин), общественно-полезный труд (Д. И. Фельдштейн). Знания становятся личным достоянием ученика, перерастая в его убеждения, что, в свою очередь, приводит к изменению взглядов на окружающую действительность.
В настоящее время развитие творческой одаренности учащихся является одним из основных запросов, которые жизнь предъявляет к образованию. Изменения во всех областях жизни происходят с невиданной скоростью. Объем информации удваивается каждые два года. Знания устаревают быстрее, чем человек успевает их использовать. Для того чтобы успешно жить и действовать в современном мире, необходимо быть постоянно готовым к изменениям, сохраняя при этом свою неповторимость.
Таким образом, развитие творческой одаренности становится одной из основных задач современного образования. Для этого необходима специальная образовательная технология, которая бы позволяла развивать уникальный творческий потенциал каждого ученика, сохраняя при этом массовость образования. Такую технологию обеспечивает разрабатываемый нами подход к развитию творческой одаренности учащихся.
Актюбинская областная специализированная школа-интернат для одаренных детей имени М.Кусаинова находится в тесном взаимосотрудничестве с ГККП «Региональный научно-практический центр «Актобе-Дарын» Управления образования Актюбинской области.
Основной целью деятельности научно-практического центра «Дарын» является создание условий для выявления, развития и реализации потенциальных возможностей одаренных детей Республики Казахстан.
Центр организует и проводит различные конкурсы, олимпиады, в том числе и международного масштаба.
Русский и английский языки являются для неродным учащихся нашей школы. Поэтому участие в олимпиадах и конкурсах, проводимых «Региональным научно-практическим центром «Актобе-Дарын» Управления образования Актюбинской области – это хороший стимул для более глубокого и осознанного изучения учениками русского и английского языков. После участия и побед в конкурсах и олимпиадах у детей повышается интерес к предмету, появляется уверенность в своих силах.
Так, например, в 2014 году в Областном конкурсе научных проектов «Дарын» защищали свои проекты, подготовленные на английском языке, учащиеся 10 класса Болат Саламат и Курманбай Нургуль и заняли ІІ место. А учащиеся этого же класса Смагул Айжан и Гиният Ізет заняли ІІІ место. Руководителем является Кожакметова А.С – учитель английского языка Актюбинской областной специализированной школы-интерната для одаренных детей имени М.Кусаинова.
В январе 2015 года на областном этапе Республиканской олимпиады по общеобразовательным предметам ученица 11 класса Байбекова Рабига заняла ІІІ место по предмету русский язык. Учитель – Бектенгалиева Г.Х.
Результаты есть не только у школьников. Учителя также принимают участие в различных конкурсах.
В 2014 году в городе Алматы проходил «ҮІІІ республиканский фестиваль инновационно-педагогических идей», где была представлена работа по разработке Интегрированного факультативного курса (школьный путеводитель по родному краю) по русскому и английскому языкам для 8 класса. Разработали программу учителя английского и русского языков Актюбинской областной специализированной школы-интерната для одаренных детей имени М.Кусаинова Бектенгалиева Г.Х., Кожакметова А.С. и Токсанбаева А.А. Работа заняла ІІІ место.
В октябре 2015 г. в городе Алматы проходил конкурс «Лучшая авторская программа» учителя английского и русского языков Актюбинской областной специализированной школы-интерната для одаренных детей имени М.Кусаинова Бектенгалиева Г.Х., Кожакметова А.С. защищали свою программу Интегрированного факультативного курса (школьный путеводитель по родному краю) по русскому и английскому языкам для 8 класса. Работа была положительна оценена жюри и награждена грамотой.
Таким образом, совместная работа с «Региональным научно-практическим центром «Актобе-Дарын» Управления образования Актюбинской области это – возможность как для учащихся так и для педагогов раскрыть творческий потенциал, реализовать себя как личность. Целенаправленная и систематическая работа с одаренными детьми позволяет более эффективно управлять формированием наиболее комплексных синтетических характеристик мышления (гибкость ума, внимание, память, воображение, синтез, анализ и т.д.), активизировать работоспособность и темы познавательной деятельности учащихся, рост все более богатого, глубокого и умелого усвоения знаний.

Использованная литература
АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012. [Руководство для учителя]. 3-е издание.
Зарипова Лариса Евгеньевна, - Изучение возрастных особенностей восьмиклассников: проблемы, внешние и внутренние конфликты, отношение к учебе. Способы их преодоления, Просвещение, 2014
Стрельцова Жанна Викторовна, педагог-психолог, Возрастные особенности восьмиклассников, Просвещение, 2013
Евгения Яковлева, доктор психологических наук, Просвещение,2012
Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы Астана 2004г.
Ильясов Ф.Н. Разум искусственный и естественный. Известия АН Туркменской ССР, серия общественных наук. 1986. №6. С.46-54