Выявление и развитие одаренности в условиях северной национальной школы для якутских детей Верхоянского района


Выявление и развитие одаренности в условиях северной национальной школы для якутских детей Верхоянского района
Новгородова Марина Егоровна –
учитель начальных классов, высшая категория,
«Почетный работник РФ»
МБОУ «Борулахской СОШ»
Верхоянского района
В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей. Анализ проблемы развития способностей и одаренности во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в эти понятия. Если мы обратимся к толковым словарям, то увидим, что очень часто термины «способный», «одаренный», «талантливый» употребляются как синонимы и отражают степень выраженности способностей.
Одаренность – биологически, генетически обусловленное сочетание способностей. Исследования педагогов, психологов доказали, что признаки одаренности в школьные годы проявляются в повышенной восприимчивости к учению, более быстром темпе продвижения и более выраженных творческих проявлениях при прочих равных условиях. Сейчас признано, что внимание к детям с теми или иными признаками незаурядного интеллекта – одна из важных задач общеобразовательных школ.
Одним из самых распространенных точек зрения является утверждение о врожденности способностей, таких как «врожденные математические способности» или «врожденная художественная одаренность» того или иного ребенка. Однако исследования ведущих психологов убедительно доказывают, что способности не даются с момента рождения в готовом виде, не передаются по наследству. Да, человек рождается с задатками (природными предпосылками развития способностей), которые представляют собой врожденные психофизиологические особенности организма. Задатки являются той основой, без которой немыслимо развитие способностей. Но способности могут формироваться только при наличии благоприятных условий.
Таким образом, решающим фактором в формировании и развитии способностей является общественная среда, деятельность.
Каждый ребенок таит в себе неразгаданную тайну. Его душа как бездонное море. Порой бывает очень трудно определить черты его характера: они похожи на лучики солнца, которые невозможно поймать. Найти ключ к душе ребенка удается лишь настоящему учителю, преданному своему делу до конца.
Нет таких детей, которые абсолютно бездарны. Все дети по-своему талантливы и способны. Одна из основных задач учителя начальных классов – открыть, развивать талант и способности каждого своего ученика, чтобы заканчивая начальную ступень образования, ребенок знал о своих возможностях и развивал их дальше. Только в этом случае он сможет по-настоящему определиться и найти свое место в жизни, выбрать правильно свою профессию.
Учитель не только должен обучать, но и должен также воспитывать и развивать детей. А достичь всего этого за 45 минут – задача не из легких. Как же восполнить дефицит времени? Самый верный путь – это использование многообразных видов и форм внеурочной, внеклассной работы.
Внеклассная работа, с одной стороны, служит как бы продолжением урока, а с другой – приближает процесс обучения к естественным условиям, предоставляет ученику возможность показать свое лицо, свою индивидуальность. За пределами класса застенчивый, стеснительный ребенок может оказаться мастером какого-либо дела, а это поможет ему самореализоваться.
Одной из форм внеклассной работы являются кружки по интересам, в которых должны быть учтены добровольность участия, природа ребенка. Очень важно создавать здесь ситуации естественного речевого общения, преодоление психологического барьера, который сковывает ученика, мешает ему раскрыться. Через различные умения может быть проложена дорога от сердца ребенка к его уму.
Чтобы увлечь, заинтриговать, заинтересовать ребенка, удобной формой организации внеклассной работы является чередование различных кружков по четвертям в течение учебного года. Для того чтобы не упустить ребенка, работу кружков надо начинать с первого класса.
I четверть – это период знакомства, наблюдения.
Во II четверти желательно организовать кружки по развитию творческих способностей детей с учетом того, что дети только начинают учиться. И здесь возможна организация таких кружков, как «Мастерилка», где творческие способности развиваются с помощью рук. Чем больше ребенок тренирует пальцы, выполняя различные операции, тем он становится старательнее, внимательнее, аккуратнее. При этом развивается его художественный вкус, воображение.
III четверть – самая длинная четверть. Чтобы помочь учащимся отдохнуть, отвлечься от умственного труда, можно организовать кружок танца, тем более что занятия танцами приносят ребенку радость, доставляют, большое удовольствие. Основанные на фольклорных мотивах движения танца образно показывают быт и нравы, характер народа. Приобщение к духовному наследию родного народа, к его богатому содержательному танцу имеет большое значение в эстетическом воспитании детей.
IV четверть – кружок по развитию устных творческих способностей. Личность человека, по мнению многих исследователей, может успешно развиваться только на его родном языке, языке его культуры. Привитие любви к родному языку начинается в семье, с родного очага и продолжается в дошкольных и школьных учреждениях. Рост национального самосознания в последние десятилетия особенно усилил интерес к родному языку, к его истокам, к его жизнедеятельности и его развитию. Поэтому целесообразна организация кружка родного языка.
Начиная с 3 класса, надо постепенно привлекать детей к исследовательской деятельности для развития их творческих, мыслительных способностей. Здесь важно умение учителя как руководителя правильно поставить перед ребенком проблему с учетом возрастных особенностей, интеллектуальных способностей.
Распределение кружков по четвертям с учетом возрастных особенностей, интересов учащихся в каждом классе помогает выявлению таланта способностей каждого ученика.
Результатом такой планомерной работы стали достижения учащихся на предметных олимпиадах, научно-практических конференциях, в смотре художественной самодеятельности, на различных выставках и конкурсах. Эти успехи свидетельствуют не только о достижениях ребенка, но и являются показателем раскрытия и развития их способностей.
Таким образом, обучающиеся якутской национальной школы Северного района, лично мои ученики Борулахской СОШ Верхоянского района, в результате планомерной работы научного, творческого характера кружка достигают не только в учебе, но и в различных конкурсах, конферений, семинаров и т.д. При этом у них заметно развиваются такие способности, как самовыражаться, высказывать свое мнение; обладают навыками научно-исследовательских приемов и методов. Это дает высокое развитие у школьников сельских, национальных школ Северных районов.
Литература:
Венгер Л.А. Педагогика способностей – М.: Знание, 1973 г.
Ересь Е.П. Способности и их развитие – М.: Знание, 1957 г.
Лейтес Н.С. Способность и одаренность в детские годы – М.: Знание, 1984 г.