Статья на тему:Самостоятельная работа обучающихся с учебниками.Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса


Статья на тему : Самостоятельная работа обучающихся с учебниками. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
Выполнение студентами индивидуальных или типовых заданий, определенных в рабочей учебной программе, должно сопровождаться соответствующим учебно-методическим обеспечением, учитывающим требования ФГОС, междисциплинарные и внутридисциплинарные связи, специфику и цели дисциплины или профессионального модуля. Это могут быть учебные пособия, методические указания, методические рекомендации, руководства. Создавая эти и другие учебно-методические материалы, обеспечивающие самостоятельную работу студентов, следует также учитывать:
•предельный объем заданий для СРС и домашних заданий, оптимальные затраты времени на их выполнение;
•типичные ошибки, затруднения студентов при выполнении различных видов заданий, их причины и меры по их предупреждению;
•вариативность и разнообразие заданий (задачи, отдельные расчеты, составление опорных конспектов, выполнение различных графических и табличных работ и т.д.);
•необходимость регламентации процесса и продуктов самостоятельной работы студентов при выполнении заданий в соответствии с действующими ГОСТами, инструкциями, положениями и прочими нормативными документами, в том числе локальными актами учебного заведения.
В системе среднего профессионального образования важнейшим источником профессионально значимой информации является учебник. Я хотела бы привести пример учебно-методического обеспечения самостоятельной работы студентов специальности 060101 «Лечебное дело» с учебником Н.О.Воскресенской «Культурология».
С целью систематизации и оптимизации СРС с учебником можно разработать специальное пособие. При этом грамотно поставить цель. Четко поставленная преподавателем и принятая студентом цель стимулирует мотивацию в начале работы, а в дальнейшем является важным регулятором самостоятельной деятельности. Вызвать активное отношение студентов к цели работы, сделать эту цель привлекательной — в этом тоже суть целеполагания.
Для описания целей, в которых проектируется уровень самостоятельной деятельности, в пособии использовать соответствующие глаголы: воспроизвести, оценить, составить, сформулировать, систематизировать, решить. Конкретизированную цель достаточно легко трансформировать в учебное задание.
Каждое задание, представленное в пособии, должно содержать учебную задачу, которая проектирует умственные и практические действия студентов, т.е. определяет те мыслительные операции, которые необходимо выполнить в процессе самостоятельной работы. Задание может быть направлено на усвоение знаний (фактологических, концептуальных, операциональных и пр.), выявление степени понимания этих знаний, формирование умений применять полученные знания на практике, анализировать, синтезировать и оценивать информацию, а также развитие репродуктивной или поисковой деятельности и пр.
Задания в пособии должны обеспечивать повышение уровня самостоятельности студентов. Для этого задания постепенно усложняются.
РАЗДЕЛ 1 ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ.
Тема 1.1.Введение в предмет .Формирование первобытной культуры .
1.Прочитать страницы учебника 2-26 (Воскресенская Н.О. Культурология).
2.Сделать карточки с терминами и выучить: культурологии, культура, цивилизация.
3.Заполнить таблицу «История развития первобытной культуры».
ЭтапыОбраз жизни и занятия первобытных людейКультурные достижения
4.Подготовить сообщение на одну из предложенных тем.
•Первобытное искусство.
•Функции культуры.
•Религия первобытной культуры.
Приложение к пособию в помощь студентам содержит памятки, рекомендации по подготовке и оформлению сообщений, рефератов, презентаций, конспектов и т.п.