Системно-методическое обеспечение воспитательного процесса

Системно-методическое обеспечение воспитательного процесса

Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении призваны выполнять все педагогические работники. В подавляющем большинстве случаев воспитательную работу с классным коллективом проводит классный руководитель. Воспитание – духовно-практическая деятельность учителя, пронизывающая различные сферы приложения его профессиональных сил, сопряженная с творческим поиском, риском ошибки, свободой выбора, индивидуальной ответственностью, которую выстраивает каждый классный руководитель, определяя ее цели, насыщая ее ценностями, подбирая методы и средства. Классный руководитель - педагог-профессионал, посредник между обществом и ребёнком в освоении культуры, создающий условия для индивидуального самовыражения каждого ребёнка и развития каждой личности, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей.
Рассматривая проблему системно-методического обеспечения воспитательного процесса, мы акцентируем внимание на таких важных аспектах, как:
- работа школьного методического объединения (далее – ШМО) классных руководителей;
- дневник классного руководителя;
- портфолио класса;
- проведение Смотра-конкурса «Лучший класс года».
Целью ШМО классных руководителей является совершенствование форм и методов воспитания в образовательном учреждении через повышение мастерства классного руководителя.
Основными задачами ШМО классных руководителей являются:
- оказание методической помощи классным руководителям в совершенствовании форм и методов организации воспитательной работы;
- формирование у классных руководителей теоретической и практической базы для моделирования системы воспитания в общеобразовательных учреждениях;
- изучение и обобщение интересного опыта работы;
- содействие развитию воспитательной системы муниципального общеобразователь-ного учреждения;
- проведение диагностики эффективности воспитательного процесса в классных коллективах.
Формы и методы работы ШМО классных руководителей различны:
проведение педагогических экспериментов по проблемам методики воспитания учащихся и внедрение их результатов в воспитательный процесс;
«круглые столы», совещания и семинары по методическим вопросам;
презентации опыта работы;
тренинги, ролевые игры;
заседания ШМО по вопросам методики воспитания учащихся;
открытые внеклассные мероприятия;
взаимопосещение внеклассных мероприятий.
Кроме того, следует отметить объединение классных руководителей Большевяземской гимназии в творческие лаборатории. Данная форма объединения позволяет обеспечить изучение современных подходов к теории и практике воспитательной работы в школе, внедрение и распространение новых технологий по созданию воспитательных систем класса, а также способствует выявлению лучших классных руководителей, работающих по современным воспитательным технологиям.
Наиболее опытные классные руководители делятся своими наработками в том или ином направлении воспитательной работы на заседаниях ШМО, что дает возможность повысить уровень исследовательской, проектной, диагностической, коммуникативной, творческой, научно-методической деятельности.
При планировании воспитательной работы каждый классный руководитель наряду с определением цели, задач и принципов воспитания учащихся пытается найти оптимальный вариант содержания, формы и структуры такого важного документа, которым является дневник классного руководителя.
Мы рекомендуем всем классным руководителям с 1-го по 11-й классы включать в дневник следующие документы:
Социально-демографический паспорт класса.
Планы воспитательной работы на текущий учебный год.
Образцы анкет, по которым проводилось анкетирование.
Итоги анкетирования с указанием целей, результатов, выводов, планов по коррекции результатов.
Анализ работы по четвертям или полугодиям (по решению ШМО классных руководителей определяется временной промежуток, согласно протокола заседания).
Тема по самообразованию классного руководителя.
Структура классного самоуправления.
Список детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.
План работы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию.
Список членов родительского комитета.
Сведения о занятости обучающихся во внеурочное время.
Концепция системы воспитания класса (она должна быть созвучна с воспитательной системой общеобразовательного учреждения).
В классе должен быть уголок с Государственной символикой, символикой Московской области и г. Одинцово.
Рекомендуем в классном уголке вывешивать информацию о кружках школы и учреждениях дополнительного образования Одинцовского муниципального района.
Следует отметить, что данные рекомендации согласованы с Управлением образования и являются едиными для классных руководителей муниципальных общеобразовательных учреждений Одинцовского района.
Одной из новых и достаточно интересных форм работы с классным коллективом, на наш взгляд, является создание портфолио класса. Термин «портфолио» пришел в педагогику из политики и бизнеса. Как понятие, относящееся к образованию, оно стало достоянием школьной жизни совсем недавно. Процесс по созданию портфолио класса – это совместная деятельность классного руководителя и воспитанников. Портфолио способствует систематизации информации о достигнутых результатах классного коллектива в определенный промежуток времени (например, за учебный год), об опыте успешной учебной и внеучебной работы. В портфолио класса могут быть отражены следующие сведения:
- гимн, девиз, законы жизни класса;
- автобиография класса;
- традиции класса;
- участие в школьных и районных олимпиадах и конкурсах;
- участие в коллективных творческих делах;
- спортивные достижения;
- поездки, экскурсии;
- участие родителей в жизнедеятельности класса, и др.
Если в дневнике классного руководителя четко оговаривается список необходимых документов, то при создании портфолио класса открывается широкий простор для творчества и раскрытия потенциальных возможностей совместной деятельности всех субъектов учебно-воспитательного процесса.
Наиболее сложным в решении проблемы системно-методического обеспечения воспитательного процесса, на наш взгляд, является проведение в стенах гимназии Смотра-конкурса «Лучший класс года», задачами которого являются:
- выявление уровня развития творческих способностей классных коллективов в различных видах деятельности;
- выявление талантливых, одаренных, творческих детей;
- расширение диапазона общения;
- проявление интереса к делам гимназии со стороны родителей и социальных партнеров.
Участники Смотра- конкурса: ученические коллективы с 1 по 11 классы, три возрастные группы: 1- 4 классы, 5 – 8 классы, 9 -11 классы. Смотр проходит в 3 этапа и оценивается по количеству баллов.
На 1-ом этапе (сентябрь) идет регистрация ученических коллективов, участвующих в школьном Смотре – конкурсе. Проводится организационное собрание представителей ученических коллективов. Представители доводят до сведения учащихся класса, классного руководителя и родителей о начале проведения Смотра - конкурса и знакомят с Положением «Лучший класс года». Утверждается экспертная комиссия (Координатор и Председатели каждой возрастной группы). Решение о назначении членов экспертной комиссии принимается на заседании ШМО классных руководителей и утверждается Координатором проекта на текущий учебный год. Организационный комитет оставляет за собой право замены (или перестановки) некоторых членов экспертной комиссии в связи с производственной необходимостью или невозможностью выполнения функциональных обязанностей.
На 2-ом этапе (октябрь - март) фиксируется участие классных коллективов в общегимназических и районных мероприятиях, конкурсах, олимпиадах, спортивных соревнованиях и т.д. Система подведения итогов – по наибольшему количеству баллов. Один раз в месяц участников конкурса знакомят с предварительными результатами, которые заносят в сводную таблицу. При подведении итогов учитываются не только успеваемость, но и результаты общественной деятельности, уровень воспитанности школьников. В итоге определяются лауреаты в каждой возрастной группе.
На 3-м этапе (апрель) для выявления победителей проводится показательное мероприятие «Визитная карточка класса», выступление – представление – презентация (10 минут).
По итогам конкурса (май) определяются победители и лауреаты в каждой возрастной группе, которые награждаются грамотами и подарками. Классы-победители получают статус «Лучший класс года».
Таким образом, для решения проблемы системно-методического обеспечения воспитательного процесса в общеобразовательном учреждении мы рекомендуем активно участвовать в работе школьного методического объединения. Кроме того, каждому классному руководителю поможет систематизировать воспитательную работу ведение дневника классного руководителя и создание портфолио класса. Успех этой деятельности во многом зависит от педагогического мастерства классного руководителя, от знания им индивидуальных особенностей своих воспитанников, заинтересованности в жизнедеятельности классного коллектива. Участие в Смотре-конкурсе «Лучший класс года» на основе сотрудничества, единства и согласованности в действиях администрации школы, педагогов, учащихся, классных руководителей, а также родителей продемонстрирует возможности воспитательной работы с классными коллективами в повышении уровня воспитанности обучающихся.


Библиография

1. Дереклеева Н.И. Классный руководитель. Основные направления деятельности. – М.: Вербум-М, 2001. – 64 с.
2. Пашкевич Г.Н., Иванова М.Е. Организация воспитательного процесса в современной школе: Учебное пособие для студентов и преподавателей высших учебных заведений, учителей, классных руководителей и воспитателей различных типов школ. – М.: «СигналЪ», 2000. – 122 с.
3. Планирование воспитательной работы в классе: Методическое пособие / Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ «Сфера», 2002. – 128 с.
4. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. Практическое пособие. 4-е изд., дополн. – М.: ЦГЛ, 2002. – 224 с.
5. Степанов Е.Н. Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 160 с.
6. Щуркова Н.Е. За гранью урока. – М.: Центр гуманитарной литературы, 2004. – 192 с.






Заголовок 115