Конспект по истории на тему Религия древнего Египта (5 класс)

Учитель: Рахматуллина Тансылу Анисовна
Предмет: История Древнего мира
Класс, профиль: 5 класс.
Тема урока: Религия древних египтян

Педагогические цели
Способствовать формированию понятия «религия», развитию умения выделять характерные черты религии Древних египтян; показать причину появления веры египтян в богов; показать связь веры в богов с занятиями египтян; дать представление об особенностях религиозного мировоззрения, появление которых стало возможным только в классовом обществе

Тип и вид урока
Изучение и первичное закрепление новых знаний

Планируемые результаты (предметные)
Способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности значения событий и явлений прошлого и современности

Личностные результаты
Учащиеся смогут осмыслить социальный опыт предшествующих поколений, высказывать собственное мнение о религии египтян, сравнить древнеегипетский храм и наш, сравнить их религию и современные религии; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать с нем взаимопонимания

Метапредметные результаты
Учащиеся смогут описывать древнеегипетский храм, сформулировать аргументы по проблеме, высказывать собственное мнение; владение умением работать с учебной информацией

Основное содержание темы, понятия и термины
Верование; религия; храм; статуя; жрецы; совершение священных обрядов; Боги; Ра( Амон-Ра); Богиня неба Нут; Бог Земли Геб; Покровительница женщин Бастет; миф; Осирис; царство мертвых; богиня правды Маат; мумия; саркофаг; гробница; фараон;

Образовательные ресурсы
Базовый уровень, учебник Вигасин А. А. История Древнего мира: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. М.: Просвещение, 2007.






















Ход урока:
Здравствуйте ребята, пожалуйста садитесь! Меня зовут Тансылу Анисовна и сегодня я буду у вас вести урок.
I. Повторение изученного материала

Кроссворд
Давайте для начала повторим тему прошлого урока – «Военные походы фараонов» Ребята, на слайде вы видите кроссворд. Решив этот кроссворд мы вспомним основные определения прошлого урока и сможем узнать тему сегодняшнего урока.
1.Сплав меди и олова ( Бронза)
2. Двухколёсная открытая сзади повозка, запряжённая парой лошадей, в которой помещалось два или более воинов ( Колесница)
3.Длинная палка, за которое два коня везли колесницу (Дышло)
4.Короткие копья египтян (дротики)
5.Страна, расположенная у реки Нил (Египет)
6.Страна, расположенная к Западу от Египта (Ливия)
7.Страна, расположенная к Югу от Египта ( Нубия)
____ Ребят, какое ключевое слово у нас получилось?
А что такое религия?
А как вы думаете, была ли какая-нибудь религия у древних египтян?
Исходя из моих вопросов, какой будет тема нашего урока? Сегодняшняя тема урока «Религия древних египтян»

II. Новая тема.
Как вы думаете ребята: во что верили египтяне? Что бы вы хотели узнать и религии древних египтян? ___ Хорошо, давайте вместе узнаем как появилась религия египтян и в каких богов они верили
Слайд 1

1. Боги и жрецы.

- Религия зародилась у египтян, как и у других народов, еще в первобытное время. Жизнь тогда зависела от удачной охоты и собирательства: вот почему египтяне поклонялись зверям, птицам. Они наделяли сверхъестественными свойствами растения. Это верования сохранились на протяжении всей истории Древнего Египта.

Наряду с этим у египтян возникла вера в богов, которых часто изображали в облике людей со звериными, птичьими или змеиными головами.

- Прочитайте п.1
Кто такие жрецы? Что такое храмы?

Слайд 2
Храмы – это жилища богов
Слайд 3
Жрецы – это служители богов



2. Боги Древнего Египта.
Слайд 4

А) Амон – Ра – бог солнца (смена дня и ночи)

В ІІІ тыс.л. до н.э. земледелие в Египте превратилось в главное занятие .Ребята, а что влияют на рост злаков и других полезных растений (солнечный свет и тепло). И именно поэтому бог солнца стал одним из главных богов египтян. Ведь солнце может нещадно палить, сжигая посевы, высушивая водоемы, превращая землю в каменную твердь. Египтяне верили в могущество бога солнца.
- Прочитайте, что об этом говорится в учебнике.
Хорошо спасибо. Так как же звали главного бога Египтян? Давайте это запишем в тетради Амон-Ра – Бог солнца
Какое явление природы отражает миф на нашем учебнике?

Слайд 5
Б) Геб - бог Земли

В) Нут – богиня неба.

Слайд 6
Г) Тот – бог мудрости (возникновение письменности)

Слайд 7
Д) Бастет – богиня женской красоты

Слайд 8
Е) Осирис и Исида – смена времен года.

Весной  у нас расцветает вся природа. А в Египте май и июнь – худшее время года. 50 дней подряд дует из пустыни ветер, несущий с собой раскаленный песок и пыль. Песок скрипит на зубах, пыль проникает в складки одежды, забивается в поры кожи, воспаляются глаза у людей и животных. От жары все гибнет. В середине лета затихает страшный ветер пустыни, начинается разлив реки и природа оживает вновь. Пытаясь понять, в чем причины этого ежегодного повторяющегося явления природы, египтяне придумали сказание.

Миф об Осирисе и Исиде
Некогда царем в Египте был бог Осирис. Большие темные глаза сверкали на его смуглом лице, а волосы были блестящими и черными, как сама земля на берегах Нила. Добрый Осирис научил египтян выращивать зерно и виноград, печь хлеб.

Слайд 9
Младший брат Осириса – Сет был богом пустыни и песчаных бурь. У него были маленькие злые глазки и волосы цвета песка.
Сет завидовал Осирису и ненавидел его.


Слайд 10
Однажды Сет явился на пир в царский дворец. Слуги несли за ним роскошный гроб, украшенный изображениями и надписями. «Кому этот драгоценный гроб придется впору, - сказал Сет, - тому и достанется!» Гостей не удивил подарок: египтяне смолоду готовились к жизни в «стране мертвых». Один за другим гости ложились в гроб, но он был слишком велик для них. Настала очередь Осириса. Едва он лег на дно деревянного ящика, слуги Сета захлопнули крышку. Они подняли гроб и бросили его в воды Нила. Осирис умер.

Слайд 11
Горько плакала верная жена Осириса – богиня Исида. Пряталась она от Сета в густых зарослях на берегу Нила.

Слайд 12
Нянчила там маленького сына – бога Гора.

Слайд 13
Когда Гор возмужал, он решил отомстить Сету за смерть Отца. Гор вступил с ним в единоборстве и в жестокой схватке одолел противника.

Слайд 14
Долго искала Исида в болотах дельты гроб с телом мужа. Найдя, она чудесным образом оживила Осириса.
Слайд 15, 16
Воскрес бог, но не захотел остаться на земле. Стал он царем м судьей в «стране мертвых», а Гор – покровителем земных фараонов. Исида же стала защитницей всех жен и матерей.

Почему египтяне, изображая Осириса, окрашивали его тело в зеленый цвет? Почему они часто изображали Осириса сидящим среди деревьев или же с виноградной лозой, обвивающей фигуру?

Вывод: В мифе говорится о том, как Осирис научил людей земледелию, разведению винограда, ремеслам.
Коварство Сета, его стремление занять престол говорит о борьбе за власть, междоусобных войнах между правителями государств.
В этом мифе отражены представления людей о загробной жизни. В качестве подарка Осирису был преподнесен гроб. Трудно представить нашу реакцию в подобном случае. Для древних египтян же такой подарок считался самым лучшим, т. к. к загробной жизни люди готовились еще при жизни.
В мифе отражена вера в справедливость: сын Осириса бог Гор одержал победу над злым и коварным богом Сетом (бог песчаных бурь, войны, зла и коварства).

3) «Царство мертвых»
Слайд 17
«Осирис вершит суд в царстве мертвых. А суд Осириса справедлив. Так же справедлив суд фараона».

Слайд 18
Что же нам рассказывают египтяне о «царстве мертвых»?
Прочитайте п. 4 и рассмотрите рисунок. Кто же по верованию египтян мог попасть в «царство мертвых»? Почему все стремились попасть в эту страну?
Слайд 19, 20
- Египтяне обожествляли фараона. Они верили, что он не просто человек, а земной бог, и называли его сыном Солнца. Бог солнца – царь среди богов, а его сын, фараон, царь среди людей.
Слайд 21

Закрепление.
Ребята, на слайде вы видите текст с пропущенными буквами. Все эти слова сегодня на уроке прозвучали. Давайте заполним пустые места, а полученные термины с понятиями запишем в тетради
Если успеем, термины запишем в тетрадь
Домашнее задание
Прочитать §10, ответить на вопросы
Нарисовать в тетради одного из египетских богов
Оценки


15