Методическая разработка. Психологическая готовность детей к школе.


«Психологическая готовность детей к школе»
Учитель: Барабанова Е.Я.

Уважаемые родители!
Пройдет еще немного месяцев и ваш ребенок пойдет в школу. Очень многие из вас волнуются и переживают в ожидании школьной жизни ребенка.
Также многих из вас волнует вопрос: Как подготовить ребенка к школе. Очень многие родители считают, что ребенок к школе должен уметь считать, читать, писать. И он готов к школе.
Это конечно немаловажно, но ребенок должен быть психологически готов к школьному обучению.
Давайте же рассмотрим что же такое психологическая готовность.
Психологическая готовность к школе включает в себя несколько компонентов: интеллектуальную готовность, мотивационную, волевую и социальную, физическая.
1. Интеллектуальная готовность.
  Предполагает определённый уровень развития мышления, речи, внимания, памяти, восприятия и мелкой моторики ребёнка.
В детском саду у ребенка ведущий вид деятельности - игра. Полезны игры разные (дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, строительные игры). Особенно ценно, когда в таких играх участвуют сразу несколько детей.
Это развивает коллективизм, ребенок учится строить взаимоотношения, разрешать возникающие конфликты.
Дети осваивают взрослую жизнь, систему поведения, обязанности. И главное – все происходит без принуждения, легко и охотно.
Во время игр развиваются мышление, память, воображение, внимание, усидчивость. Воспитатели решают с детьми задачи на логическое мышление, ребусы, кроссворды. Мелкую моторику развивают через различные игры «Собери бусы», «Золушка» и так далее; Также в детском саду, проводятся пальчиковые гимнастики.
 К 6–7-и годам ребенок должен знать:
свой адрес и название города, в котором он живет;
название страны и ее столицы;
имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;
времена года, их последовательность и основные признаки;
названия месяцев, дней недели;
основные виды деревьев и цветов.
уметь различать домашних и диких животных.
Знать состав числа до 10, считать до 20. Использовать порядковый и количественный счет. Составлять и решать задачи.
Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости листа.
Составлять по плану и образцу рассказы.
Называть последовательно слова в предложении, звуки и слоги в словах.
Находить в предложении слова с заданным звуком, определяет место звука в слове.
В детском саду, на протяжении многих лет учат детей делать звуковой анализ слов, так как программа в школе сложная. Конечно, берут слова несложные. Например: слово КОТ, Лиса. (В слове кот первый звук К- согласный твердый, обозначаем синим цветом; второй звук О – гласный, обозначаем красным цветом; последний звук Т- согласный твердый, обозначаем синим цветом. В слове КОТ – три звука, один слог). Лиса (В слове лиса первый звук Л- мягкий согласный, обозначаем зеленым цветом; второй звук И – гласный , обозначаем красным цветом; третий звук С – согласный твердый, обозначаем синим цветом; последний звук А – гласный, обозначаем красным цветом. В слове лиса - четыре звука, два слога.) Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и своем ближайшем окружении.
2. Мотивационная готовность.
Подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль — роль школьника. 
С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.
Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу.
Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок “не наигрался”. Но в возрасте 6–7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые “не наигрались”, придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы.    
3. Волевая  готовность.
предполагает наличие у ребенка:
способностей ставить перед собой цель,
 принять решение о начале деятельности,
 наметить план действий,
выполнить его, проявив определенные усилия,
оценить результат своей деятельности, а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу.    
Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование.
4. Социальная готовность. Это умение общаться с детьми и с взрослыми людьми. Низкая социальная готовность часто оказывается у детей, не посещавших детский сад, и может привести к достаточно серьезному стрессу и проблемам с учебой. Например, бывает, что ребенок привык, что все внимание взрослого направлено на него, как это было в семье. В классе же оказывается двадцать таких же детей. Неумение общаться со сверстниками может привести к сложностям в участии в групповой работе на уроке.
На застенчивого ребенка может оказать негативное влияние присутствие большого количества новых людей, если он к этому не привык. В итоге – страх отвечать на уроке, неумение попросить о помощи учителя и другие самые разные трудности.
5. Физическая готовность. Очень важно, чтобы у ребенка было здоровье, высокая работоспособность. Дети с высокой работоспособностью проявляют большую настойчивость и собранность, что позволяет им качественно и результативно справляться с объемом работы в соответствии с учебным материалом.
К моменту поступления в школу у ребёнка должна быть развита способность переносить статические нагрузки ,сформулировано умение самостоятельно и творчески использовать накопленный арсенал двигательных средств.
Двигательная деятельность должна стать естественной потребностью практически каждого ребёнка независимо от уровня его индивидуальной двигательной активности.
У ребенка должна быть развита ловкость, быстрота, координация, ориентировка, выносливость.
Совет родителям:
Не запугивать ребенка школой!На возникновение негативного отношения к школе могут оказать влияние не только взрослые, но и старшие дети. Чтобы изменить отношение ребенка к школе, вселить веру в собственные силы, потребуется много внимания, времени и терпения.Помните, что и самому ребенку его первые шаги в школе будут не легки. Намного разумнее сразу формировать верные представления о школе, положительное отношение к ней, учителю, книге, к самому себе.