Обобщение опыта работы по теме Тьюторское сопровождение обучающихся в условиях реализации ФГОС


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Первомайская средняя общеобразовательная школа» Первомайского района Тамбовской области
Обобщение педагогического опыта по теме
Тьюторское сопровождение обучающихся в условиях реализации ФГОСЕрина Анна Сергеевна, учитель русского языка и литературы
1.Тема опыта: «Тьюторское сопровождение обучающихся в условиях реализации ФГОС»2.Сведения об авторе работы: Ерина Анна Сергеевна, учитель русского языка и литературы высшей филиала №1 МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» в с. Старосеславино
3.Условия возникновения, становления опыта.
повышение уровня учебной мотивации
овладение образовательными технологиями и осуществление психолого-педагогической поддержки ребёнка
реализация способностей обучающихся с повышенными образовательными потребностями и высоким уровнем развития навыков самообразования;
помощь слабоуспевающим учащимся, у которых в ходе входных, рубежных и итоговых контрольных работ выявлены пробелы в знаниях;
устранение трудностей при подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации
4.Актуальность опыта.
Новые задачи, поставленные сегодня перед школьным образованием, значительно расширяют сферу действия и назначение образовательных стандартов. При этом эффект от правильного введения ФГОС всецело зависит от того, насколько управленческая, педагогическая и образовательная деятельность в каждом образовательном учреждении будет продуманной, целенаправленной, технологически вооружённой и обеспеченной необходимыми ресурсами. В условиях введения новых стандартов смысловым ориентиром становится развитие личности ребёнка, а не «полученные знания». Это в корне меняет целевые ориентиры деятельности образовательной организации. Приоритетными становятся:
• достижение и поддержание высокого уровня мотивации ребёнка к образованию;
• достижение уровня знаний, необходимых и достаточных для следующей ступени образования, обеспечивающего компетентностное освоение и решение (на уровне самостоятельной деятельности) задач учебной и социальной направленности;
• достижение самостоятельности в учебной и социально направленной деятельности, рефлексивной оценке и самооценке результатов.
5.Ведущая педагогическая идея опыта.
Необходимость персонального сопровождения обучающегося, продвигающегося по сконструированному им образовательному маршруту, в процессе становления у него ответственного выбора, помощи педагога в решении самостоятельно поставленных самообразовательных задач. Это является перспективным подходом к разработке методики формирования готовности к самообразованию.
6.Длительность работы над опытом.
сентябрь 2014-по настоящее время
7.Диапазон опыта.
Материал предназначен для учителей русского языка и литературы, работающих в старших классах, а также для всех участников образовательного процесса в рамках введения ФГОС.
8.Теоретическая база опыта.
Тьюторское сопровождение – это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы, на работу с образовательным заказом семьи, формирование учебной и образовательной рефлексии учащегося. Здесь под сопровождением следует понимать совместное движение тьютора (как спутника) и ученика (как основного действующего лица) в образовательном процессе. Работа должна быть направлена на построение на материале реальной жизни тьюторанта практики расширения его собственных возможностей, на самоопределение, подключение субъектного отношения к построению собственного продвижения к успеху. Задачами тьютора являются: «научить» подопечного планировать собственную образовательную деятельность, осуществлять ее анализ, рефлексию, самостоятельно ставить вопросы собственного развития, намечать перспективы роста, проводить воспитание через разные способы работы, учить осмысливать успехи и неудачи, выстраивать взаимодействие с другими людьми и структурами для решения поставленных задач. Грамотно организованное тьюторское сопровождение способствует развитию следующих компетентностей старшеклассников:
предметной (сбор знаниевой базы для продолжения образования обучающегося);
управленческой (умение планировать свою деятельность, осуществлять ее проектирование, а также умение оформлять результаты своей деятельности (проекта, исследования и др.);
коммуникативной (использование различных ресурсов для реализации образовательных запросов (человеческих (в том числе коллективных)), информационных (например, интернет) и др.); социокультурной (реализация социализации, например, включения в различные образовательные, профессиональные и другие сообщества). Предметом тьюторского сопровождения является индивидуальная образовательная программа обучающегося, где описыватеся:
способ организации его образования, включающий описание образа будущего и целей образования,
работа с картой образовательных ресурсов, куда входит предметное содержание обучения,
набор видов деятельности, которые могут быть предоставлены лицеем или во взаимодействии с другими образовательными учреждениями (как в городе, так и за его пределами),
рефлексия и оценка реализации программы (отдельные пунктов, мероприятий), коммуникации в ходе реализации программы, в том числе сделанными на основе самооценки пополняемого Портфолио.
9.Технология опыта.
Цель данного опыта – достижение: высокого уровня мотивации ребёнка к образованию, уровня знаний, необходимых и достаточных для следующей ступени образования, обеспечивающего компетентностное освоение и решение (на уровне самостоятельной деятельности) задач учебной и социальной направленности, самостоятельности в учебной и социально направленной деятельности, рефлексивной оценке и самооценке результатов.
Методические задачи работы в данном направлении:
оптимизировать возможности существующей модели школы с целью формирования открытого образовательного пространства,
выявить комплекс организационно - педагогических условий, обеспечивающих включение всех субъектов образовательной практики в проектирование образовательного процесса.
Педагогические задачи работы:
«научить» подопечного планировать собственную образовательную деятельность,
осуществлять ее анализ, рефлексию,
самостоятельно ставить вопросы собственного развития,
намечать перспективы роста,
проводить воспитание через разные способы работы,
учить осмысливать успехи и неудачи,
выстраивать взаимодействие с другими людьми и структурами для решения поставленных задач
Данный опыт реализуется с помощью следующих методов: проблемного обучения; проектные методы; практикоориентированной деятельности; анализ и самоанализ; самообучения (как индивидуально, так и в группах). Наиболее эффективным оказалось применение таких технологий, как «Кейс-обучение»; «Дебаты»; «Портфолио»; «Образовательное путешествие» («профессиональное путешествие»); «Развитие критического мышления через чтение и письмо». В ходе проектирования необходимо, чтобы каждый учащийся смог сформулировать свою образовательную цель на данном этапе работы, оценив при этом свои возможности по ее достижению и, что особенно важно, взяв ответственность за процесс и результат образования. В ходе организации деятельности по реализации запланированного необходимо, чтобы состоялись следующие мероприятия: организация пространств совместной деятельности обучающихся;
проведение установочных консультаций;
формирование малых групп, команд;
постановка задач для индивидуальной и групповой работы;
реализация запланированных действий с учетом поставленных задач
организация работы круглого стола, межгрупповой дискуссии (как возможный итог деятельности).
Далее необходимо провести контроль проведенной деятельности совместно с обучающимися. Для чего проводится диагностирование достижения поставленной цели (диагностирование динамики изменений), мониторинг деятельности в течение процесса. По окончании процедуры контроля, необходим процесс анализа с целью планирования корректирующих действий. Для чего проводится диагностирование затруднений и ограничений, оценка уровня удовлетворенности процессом и результатами провееденной работы), а также уровня мотивации, его изменений. Здесь же проводится корректировка целей обучающихся для дальнейшей работы, т.е. обсуждается дальнейшее продвижение или в направлении реализации ранее поставленной цели или ее изменение. Возможные продукты тьюторской деятельности:
Портфолио тьюторанта (как информационное по решению какой-либо проблемы, так и достижений).
Эссе тьюторанта, анализ которого поможет тьютору объективно оценить произошедшие личностные изменения.
Дневник тьютора.
Результатом тьюторской деятельности должно стать и изменение статуса личности конкретного обучающегося в группе, а также появление (развитие) стремления к самоактуализации как стремления к более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей, потребности в самосовершенствовании, в максимальной реализации своего потенциала.
Педагогические методы и технологии Достигаемые результаты
Проблемное обучение Создание   в учебной деятельности  проблемных ситуаций  и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по  их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.
Проектные методы обучения Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.
Исследовательские методы в обучении Дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника.
Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа) Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, Суть индивидуального подхода  в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок,  применять психолого-педагогические диагностики личности.
Информационно-коммуникационные технологии Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в Интернет. Использование компьютера для получения и работы с информацией на электронных носителях, из сети Интернет
Здоровьесберегающие технологии Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с двигательной активностью.
Систему инновационной оценки «портфолио» Формирование персонифицированного учета достижений ученика как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории индивидуального развития личности.
Дифференцированное обучение  Форма организации учебного процесса, при котором максимально учитываются возможности и запросы каждого ученика или отдельных групп школьников.
Цель дифференцированного обучения – создание комфортной среды для обучения и развития личности с учетом индивидуально-психологических особенностей.
Дифференциацию можно проводить по следующим критериям:
по содержанию задания
по форме организации работы на уроке
по способу педагогической поддержки
по способу восприятия информации
Личностно-ориентированнноеОбеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели. Проявляется в освоении учащимися индивидуальных образовательных программ в соответствии с их возможностями и потребностями.
Определение запроса обучающегося происходит по следующей схеме:
1. Сформулируй свою образовательную цель.Цель – это субъективный образ желаемого, предполагаемый результат деятельности. Поставить цель – значит предсказать, спрогнозировать предполагаемый результат. Цель должна быть конкретной, т. е. необходимо указать: определенный срок, успехи, которых желаешь достичь в целом и по отдельным направлениям, способы получаемого образования после школы. 2. Определи задачи – пути достижения цели.Задачи – план твоих действий по достижению поставленной цели, который разрабатывается: на определенный срок, по конкретным видам деятельности, по отдельным предметам. 3. Выбери формы и методы обучения.Выбери те формы и методы обучения, которые помогают тебе эффективно усваивать учебный материал, или предложи свои. Ты должен: знать, чему и каким образом тебя обучают на уроках, уметь сформулировать предложение для учителя по применению наиболее эффективных способов обучения, уметь определить формы самообразования.
4. Определи формы и методы контроляВыбери предпочтительные для себя формы и методы контроля: как часто тебя надо проверять, чтобы ты хорошо учился, каким способом лучше проверять твои знания, каким образом ты должен осуществлять самоконтроль. 5. Спланируй свою учебную деятельность.
Пример индивидуального образовательного маршрута по подготовке к ЕГЭ по русскому языку
Учащейся 11 «Т» класса Козловой Алёны Алексеевны 1. Цели образования (Цель – это субъективный образ желаемого. Укажи свою цель на этот учебный год – в целом, по отдельным предметам.) _- подготовиться к сдаче ЕГЭ по русскому языку. 2. Задачи образования (Задача – это часть цели. Определи, как ты будешь добиваться своей цели.) Прежде всего хочу научиться писать сочинения-рассуждения на лингвистическую тему и по данному тексту3. Формы и методы обучения – объяснение учителя, самостоятельная работа с измерительным материалом, написание пробных сочинений, компьютерное тестирование.4. Формы и методы контроля (в целом, по отдельным предметам). Для меня предпочтительнее: письменная работа по вопросам, тест, устный ответ по вопросам, работа с измерительными материалами, пересказ по учебнику, компьютерный контроль, поиск ответа в учебнике, зачет (по теме), проект, реферат, эссе (подчеркни), другое (допиши) Как часто тебя надо проверять: поурочный контроль, тематический контроль, четвертной контроль и др.Дата ____________________________ Подпись учащегося ________________Подпись родителей _______________ Подпись учителяИндивидуальный образовательный маршрут Козловой Алёны на второе полугодие 2015-2016 учебного года
Содержание деятельности Домашнеезадание Сроки осуществления
1.Диагностика. Тренировочная работа № 1 по типу ЕГЭ в полном объеме. Время на выполнение работы 100-110 минут. При выполнении работы желательно создать условия, максимально приближенные к требованиям сдачи ЕГЭ. Не задано 20.01.16.
2.Анализ результатов тренировочной работы: проверенные работы с подсчитанными баллами и оценкой выдаются ученице, оглашаются критерии оценивания, на доске демонстрируются правильные ответы, идет процесс самопроверки, чтобы исключить случайные ошибки учителя. Сделать работу над ошибками 27.01.16.
3. Методы и приемы работы над сочинением на лингвистическую тему.Структура сочинения рассуждения. Шаблоны для написания. Пробное написание под руководством учителя. Написать сочинение Вариант 17,19. 14.02 2016
4.Самостоятельная работа. Промежуточный контроль. Не задано 21.02. 2016.
5. Приемы работы с сочинением-рассуждением. Выучить шаблоны для написания 01.03. 2016
6. Пробное написание сочинения по тексту Варианта-17 Не задано 15.03. 2016
7. Самостоятельная работа. Промежуточный контроль. Анализ написанного сочинения. Соответствие критериям проверки. Написать сочинение Вариант - 10 23.03.2016
8. Пробное компьютерное тестирование в полном объеме 10.04.2016
9. Самостоятельная работа. Еженедельное написание сочинений. Проверка и консультация учителя. Апрель-май 2016.
Реализация данной модели позволила повысить уровень мотивации школьников, их самостоятельность и ответственность в решении таких вопросов, как составление учебной программы, постановка учебных целей, оценивание результатов учебного труда. Учитель в таких условиях выступает в роли координатора, создающего благоприятные условия для осмысленного учения, стимулирующего любознательность и познавательные мотивы. Результаты работы дают основание считать такой путь обучения продуктивным, перспективным, отвечающим требованиям, предъявляемым современным обществом; внушает уверенность продолжать совершенствовать данную модель обучения.
ТАБЛИЦА №1
Результаты итоговой аттестации учащихся по русскому языку
Класс Год Средний балл
11 «Т» 2014-2015 50
11 «Т» 2015-2016 55
ТАБЛИЦА №2
Результаты учащихся по русскому языку в межаттестационный период
1. Уровень успеваемости учащихся по русскому языку по итогам учебного года- 100%
2. Уровень успеваемости учащихся по русскому языку по результатам ВШК (итоговые контрольные работы) - 100%
3. Уровень качества знаний учащихся по русскому языку по итогам учебного года- 69,2%
4. Уровень качества знаний учащихся по русскому языку по результатам ВШК (итоговые контрольные работы)- 61,5%
ТАБЛИЦА №3
Результаты диагностики уровня мотивации учащихся на изучение предмета
Предмет Критерии
Интересно важно Понятно
Русский язык 3,4 3,8 4,2 4,6 3,8 4,0
Литература 4,4 4,5 4,3 4,5 4,2 4,5
У большей части класса сформировался устойчивый мотив для самообразования. Учащиеся начали воспринимать учение как социально значимую деятельность. Появилась ориентация не только на овладение знаниями, алгоритмами учебных действий, но и желание составить программу получения дополнительных знаний. Дети стали работать активно, научились ставить цели и освоили самоконтроль. Развивалось умение преодолевать препятствия при достижении целей. Овладели культурой учебного труда.
ТАБЛИЦА №4
Результативность участия учащихся в предметных олимпиадах, конкурсах и состязаниях различного уровня
Год Муниципальный уровень Региональный уровень Федеральный уровень
2014-2015 Участники Победители и призёры Участники Победители и призёры Участники Победители и призёры
4 0 1 1 0 0
2015-2016 6 1 1 0 0 0
2016-2017 8 3 0 0 0 0

Вывод работы над данной темой
Таким образом, сегодня, начиная работу по апробации новых образовательных стандартов старшей школы, мы говорим о другом образовании, которое развивает личность как индивидуальность, самостоятельную в конструировании жизненных и профессиональных задач, в порождении личностных смыслов. Мы можем выстроить новый образ результата:
• школа успешна, если всем ученикам создаются условия, порождающие мотивацию к образованию (учёбе и совместной социально направленной деятельности); если всем ученикам предоставлена возможность развивать свою самостоятельность в предметной и социально направленной деятельности; если всем ученикам обеспечено право развития и реализации рефлексивной самооценки результатов достигнутого;
• учитель успешен, если он совместно с педагогами и родителями познаёт «внутренний закон развития» каждого ребёнка, заключающийся в возникновении новых предметных, социальных и личностных задач на основе его развившихся возможностей, создаёт мотивирующую, деятельностную, компетентностную и рефлексивную среду совместной деятельности с каждым учеником;
• ученик успешен, если он развивается как личность: мотивирован к постановке и решению разноплановых задач в предметной и социальной деятельности, способен проявлять свои личностные качества в индивидуальной и совместной деятельности, развивает рефлексивную самооценку своей деятельности
10.Список использованной литературы
1. Т.М. Ковалева. Материалы курса «Основы тьюторского сопровождения в общем образовании»: Лекции 1-4.-М. Педагогический университет «Первре сентября», 2010.
2. Т.М. Ковалева. Материалы курса «Основы тьюторского сопровождения в общем образовании»: Лекции 5-8.-М. Педагогический университет «Первре сентября», 2010.
3. Ковалева Т.М., Кабыща Е.И., Попова (Смолик) С.Ю., Теров А.А., Чередилина М.Ю. Профессия «тьютор». –М.- Тверь: «СФК- офис».
4. Г.М.Беспалова. Тьюторское сопровождение школьника: организационные формы и образовательные эффекты (статья с сайта Международной Тьюторской Ассоциации» www.thetutor.ru).
5. Тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных программна разных ступенях обучения: материалы международной научно-практической конференции (28-30 марта 2012 г., г. Пермь)/ под общ. ред. Л.А. Косолаповой; Перм. гос. гуманит.- пед. ун-т.- Пермь, ПГГПУ, 2012.
6. Ковалева, Т. М. Организация предпрофильной подготовки и профильного обучения в школе: тьюторское сопровождение / Т. М. Ковалева // Инновации в образовании. – 2007. – № 11. – С. 14–26.
7. Ковалева, Т. М. Современное качество образования и принцип индивидуализации: [методика тьюторского сопровождения] / Т. М. Ковалева // Завуч: управление современной школой. – 2012. – № 1. – С. 68–72.