Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ в образовательных учреждениях, реализующих инклюзивную практику


Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ в образовательных учреждениях, реализующих инклюзивную практику
Поддубная Анна Сергеевна
Преобразования, происходящие сегодня в системе российского образования, развитие инклюзивной практики обеспечили равные права и доступность общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, возможность выбора подходящего им образовательного маршрута. Сегодня детям с ограниченными возможностями здоровья вовсе не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычной школе. Здоровым же детям это позволит развить толерантность и ответственность ‒ качества, так необходимые на сегодняшний день.
(Cлайд 1) Одним из наиболее важных условий перехода к инклюзивной форме образования, его успешности является система сопровождения и поддержки детей с ОВЗ, в частности тьюторского сопровождения.
Тьютор – новая специальность в Российском образовании, который организует условия для успешной интеграции учащегося с особенностями развития в образовательную и социальную среду школы или другого образовательного учреждения; педагог, сопровождающий разработку и реализацию индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями. С 2008 года эта профессия официально введена в список должностей педагогических работников общего, дополнительного и высшего профессионального образования Российской Федерации. Первая в Российской Федерации магистратура по подготовке тьюторов открылась в 2009 г. в Москве.
(Слайд 2) В мае 2008 года в России должность «тьютор» официально закреплена в числе должностей работников общего, высшего и дополнительного профессионального образования (приказы Минздравсоцразвития РФ от 5 мая 2008 г. № 216-н и 217-н, зарегистрированные в Минюсте РФ 22 мая 2008 г. под № 11731 и № 11725 соответственно). Специальность «тьютор» внесена в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, в раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (приказ № 761н Миздравсоцразвития от 26.08.2010, зарегистрирован в Минюсте РФ 6 октября 2010 г. N 18638). В российских школах появилась реальная возможность ввести новую штатную единицу и оплачивать работу тьютора из бюджетных средств.
Тьюторство – практика, ориентированная на построение и реализацию персональной образовательной стратегии, учитывающей личный потенциал человека, образовательную и социальную инфраструктуру и задачи основной деятельности.
Таким образом, тьюторское сопровождение заключается в организации образовательного движения ребенка, которое строится на постоянном рефлексивном соотнесении его достижений с интересами и устремлениями. Тьютор или любой педагог, осуществляющий тьюторские функции на первых этапах обучения, выступает в роли проводника ребенка в образовательное пространство школы. Задача тьютора состоит в том, чтобы организовывать обучение ребенка с учетом его интересов и особенностей. Тьютор помогает ученику заниматься тем, что ему интересно, при этом не отставать в рамках общеобразовательной программы.
В инклюзивном образовании позиция тьютора сохраняет свою основу, но приобретает и новые, особые составляющие. Тьютор – это специалист, который организует условия для успешной интеграции ребенка с ОВЗ в образовательную и социальную среду образовательного учреждения. В тесном активном сотрудничестве с учителем, специалистами и родителями тьютор может создать для ребенка благоприятную среду для успешной учебы и социальной адаптации.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17 декабря 2010 г. № 1897, обеспечивает построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, в частности в нем прописано, что «для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы. Реализация индивидуальных учебных планов сопровождается поддержкой тьютора образовательного учреждения».
Нормативное оформление тьюторской работы на сегодняшний день еще не достаточно проработано и законодательно закреплено. Остается еще много нерешенных вопросов, и в каждом образовательном учреждении, где появляются тьюторы или иные сотрудники, выполняющие тьюторские функции, фактически вырабатывается собственная модель, которая обеспечивается финансовыми, административными, организационными и прочими возможностями образовательного учреждения. Юридическое оформление тьюторской деятельности в нашей школе осуществляется за счет введения должности тьютора в штатное расписание.
(Слайд 3) За последние годы накопился разнообразный опыт сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях, реализующих инклюзивную практику. Под определение тьюторского сопровождения в инклюзивном образовании сегодня попадают разные варианты сопровождения ребенка с ОВЗ:
-  помощник-сопровождающий, ассистент (осуществляет физическое сопровождение, физическую поддержку, помогает перемещаться, чувствовать себя уверенно в пространстве класса, в здании школы);
- педагог сопровождения (оказывает помощь, выполняет рекомендации ПМПК, ведет педагогическую и воспитательную работу; обеспечивает координацию педагогов-специалистов (логопеда, дефектолога, психолога), других необходимых ребенку специалистов на каждом этапе образовательного процесса; показывает окружающим, как следует относиться к ребенку с ОВЗ, какую помощь можно ему оказать и как правильно это сделать);
- специалист сопровождения, обладающий знаниями в области коррекционной педагогики, дефектологии, психологии; владеющий технологиями тьюторского сопровождения.
Педагогическая нагрузка тьюторов в нашем образовательном учреждении составляет 36 часов в неделю, из которых 18 отводятся на непосредственное тьюторское сопровождение подопечных и 18 часов– на подготовку к нему (разработку индивидуальных образовательных планов и т. п.).
(Слайд 4) Инклюзивная практика тьюторского сопровождения в нашей школе регламентируется разработанными нормативными документами, среди которых – должностная инструкция тьютора, созданная образовательным учреждением в соответствии с нормативными актами, регламентирующими деятельность тьютора в РФ.
В процессе своей деятельности тьютор взаимодействует со всеми участниками образовательного процесса, в том числе с членами педагогического коллектива – учителями, воспитателями, педагогом-психологом, учителем – дефектологом, учителем – логопедом, тифлопедагогом и др. Совершенствование практики тьторского сопровождения обсуждается в нашей школе на собраниях соответствующих методических объединений – методического объединения специалистов службы сопровождения, методического объединения учителей классов.
(Слайд 5) Принципы, которые заложены в основу тьюторского подхода в нашем образовательном учреждении, помогают педагогу решить многие задачи, трудноразрешимые на первый взгляд:
Открытость – преодоление границ контекста стандартной учебной
программы. Каждый элемент социальной и культурной среды может нести на себе определенный образовательный эффект, если его использовать соответствующим образом. В этом смысле очень важно, чтобы учащийся понимал, зачем и чему он учится. То есть формирование осознанности своего обучения – необходимый элемент в процессе образования. При этом для обычных учащихся существует множество секций, кружков, образовательно-развлекательных центров. Для ребят с ОВЗ их не так уж и много. Важно, чтобы тьютор имел представление о том, где и какие организации могут помочь учащемуся с ОВЗ и его семье (в нашем городе это - Центры детского творчества, школы искусств, краеведческий музей, центр «Прикосновение» на базе Центральной детской библиотеки, общество слепых и др.). Одна из главных целей открытого образования – научить ребенка и членов его семьи максимально использовать различные ресурсы для реализации своей образовательной программы. Образовательная же программа может формироваться за счет ресурсов образовательной организации, в которой осуществляется очная форма образования, либо дистанционная, либо совмещение и той, и другой.
Вариативность – создание насыщенной образовательной среды.
Тьютор должен хорошо представлять, что может предложить учащемуся с ОВЗ образовательная организация – дополнительные занятия, кружки, секции, ресурсы библиотеки, электронные ресурсы, развивающая среда.
Непрерывность – обеспечение последовательности и цикличности
тьюторского сопровождения на каждой возрастной ступени развития учащегося. Этот принцип позволяет учитывать все тонкости и нюансы развития учащегося с ОВЗ. При этом степень тьюторского участия, а также его содержательная часть, меняются. Так, в первом классе, тьютор осуществляет сопровождение учащегося на всех уроках, на переменах. По мере освоения учащимся образовательной среды степень участия тьютора изменяется: тьютор может помогать только на письменных предметах, на переменах проявляет свое участие только в случае конфликтных ситуаций и т.д. При этом, несмотря на то, что непосредственное участие тьютора в образовательном процессе может снижаться, учащийся должен знать и чувствовать, что рядом с ним (и с его семьей) всегда есть внимательный, чуткий и проницательный помощник.
Гибкость – поддержка форм, темпов, выбора способов
получения образования учащимся. Как известно, многие учебные программы построены на двух основных принципах: линейном (от простого к сложному) и концентричном (возвращение к одному и тому же материалу несколько раз на разном уровне: например, темы «Части речи», «Состав слова», все математические операции и т.д. с каждым классом или курсом изучаются все более углубленно). Но учащиеся с особенностями развития могут запоминать не всю информацию; кроме того, более сложное для них может оказаться более понятным. То есть восприятие, переработка, понимание и оперирование информацией могут происходить мозаично, фрагментарно. Это не значит, что если учащийся на данном этапе обучения усвоит лишь часть информации, то он не сможет в дальнейшем пользоваться ею в полном объеме. «Достраивание до полной картины» может произойти гораздо позже.
Индивидуальный подход. Учащиеся с особенностями развития
требуют и особого индивидуального подхода к себе. И тьютору, и учителю в первую очередь необходимо выработать единую систему коммуникации, учитывающую индивидуальный способ восприятия и переработки информации учащимся. Для ряда детей с ограниченными возможностями здоровья эта система, вероятно, и останется единственно возможной. Как известно, каждый человек предпочитает воспринимать поступающую информацию извне тремя основными способами: преимущественно визуально, преимущественно аудиально или преимущественно кинестетически. Таким образом, если ребенок не может понять что-то через один канал, скорее всего, та же информация, но поданная в иной форме, с опорой на другой канал восприятия, может быть им усвоена очень хорошо. А после того, как ребенок получил некоторое знание через предпочитаемый канал восприятия, велик шанс, что он захочет и сможет усвоить информацию и через неведущую систему.
Индивидуализация. Ориентация на индивидуальные образовательные
приоритеты каждого учащегося, помощь в определении собственного образовательного пути. Принцип индивидуализации основан на том, что каждый учащийся проходит свой собственный путь к освоению того знания, которое именно для него сейчас является наиболее важным. Поясним это на примере. При изучении темы «Домашние животные» каждый из учащихся может подготовить доклад об одном из животных. А учащийся с ограниченными возможностями здоровья, который очень любит слушать песни и разную музыку, но мало интересуется самими животным (в то время, когда изучается эта тема), может подготовить подборку детских песен, также включить ее для прослушивания во время представления другими одноклассниками докладов. Такой подход можно использовать в рамках урока. В рамках образовательной программы важно учитывать, что, например, некоторые учащиеся будут посещать вместо одних уроков другие. 
(Слайд 6) Для эффективного осуществления тьюторского сопровождения на разных возрастных этапах и в разных типах образовательных учреждений группой ученых Российской тьюторской школы была разработана Ресурсная схема общего тьюторского действия. Эта схема включает в себя три вектора тьюторского действия: социальный, культурно-предметный и антропологический.
Социальный вектор в нашей школе включает в себя ресурсы общения, взаимодействия со сверстниками, другими взрослыми. Например, учитель обращает внимание на то, что один из учеников в классе с удовольствием помогает учащемуся с ОВЗ, проявляет о нем искреннюю заботу. Таким образом, тьютор может опираться в работе на помощь этого учащегося.
Культурно-предметный вектор учитывает то, что образовательная деятельность включает в себя и элемент культуры, ее наследия, а также междисциплинарное взаимодействие.
Антропологический вектор предполагает понимание учащимся, какие требования в реализации своей образовательной программы предъявляется именно к нему. Задача тьютор – помочь осознать ему эти требования. Например, если учащийся увлекается спортом, но при этом у него слабое здоровье, то необходимо вместе с тьютором продумать, каким образом его можно укрепить – найти секции, составить расписание и т.д. Например, ребенок с НОДА (нарушениями опорно-двигательного аппарата) посещает в нашей школе секцию карате.
(Слайд 7) Хочется отметить, что не каждый педагог может выполнять функции тьютора для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Сама идея сопровождения детей с ОВЗ предъявляет особые требования к профессиональной и личностной подготовке специалистов, работающих в системе инклюзии, в частности:
представление и понимание того, что такое инклюзивное
образование, в чем его отличие от традиционных форм образования;
знание психологических закономерностей и особенностей
возрастного и личностного развития ребенка;
навыки анализа особенностей взаимодействия и взаимовлияния
ребенка с ОВЗ и социального окружения;
умение реализовать различные способы педагогического
взаимодействия между всеми субъектами образовательной среды (с учениками по отдельности и в группе, с родителями, учителями, специалистами, руководством).

Тьюторство ‒ важный ресурс для создания эффективной, гибкой, ориентированной на ребенка системы образования. Введение тьюторского сопровождения в инклюзивную практику нашего образовательного учреждения способствовало перестройке всей системы образования в нашей школе, ее индивидуализации.
(Слайд 8) Инклюзивная практика тьюторского сопровождения в нашей образовательной организации осуществляется поэтапно, мы выделяем 4 этапа:
1) диагностико-мотивационный (тьютор оценивает ситуацию, стимулирует у ребёнка положительную мотивацию интеграции в школьную среду, обучения);
2) проектировочный (тьютор осуществляет поиск индивидуальных интересов ребёнка, планирует совместную деятельность);
3) реализационный;
4) аналитический.
(Слайд 9) Хотелось бы обратить внимание на характер взаимодействия тьютора и обучающегося с ОВЗ.
тьютор формирует доверительные и эмоционально насыщенные отношения с подопечным, в начале работы становится «проводником», защитником, выразителем желаний и вместе с тем – организующей и гармонизирующей силой;
следит за состоянием ребенка – эмоциональным (помогает разрешить конфликтные ситуации, успокаивает, воодушевляет и т.п.) и физическим (если подопечному нужно отдохнуть – может вывести его из класса в игровую комнату; следит, чтобы ребенок не был голоден, при необходимости помогает сходить в туалет);
координирует общую деятельность ученика, дозирует учебную нагрузку.
тьютор следит за тем, что происходит в детском коллективе – о чем дети говорят, во что играют; объясняет детям, как общаться с их одноклассником; если тема разговора касается особенностей подопечного – отвечает на вопросы.
В своей деятельности тьютор использует разнообразные формы сопровождения (не только ребёнка, но его родителей (законных представителей) – индивидуальную консультацию (беседу), групповую консультацию, учебный тьюторский семинар, тренинг. (Слайд 10) Характер взаимодействия тьютора и обучающегося с ОВЗ в нашем образовательном учреждении отличается тем, что тьютор и учитель (учителя) класса обсуждают
цели и задачи своей работы;
возможные трудности (например, посторонний шум во время переговоров тьютора и ребенка с ОВЗ на уроке),
уходы с урока и возвращение,
особенности характера и специфику поведенческих проявлений ребенка;
эффективность выстраивания взаимодействия в тройке: ребенок – учитель – тьютор.

(Слайд 11)
Успешность тьюторской деятельности зависит от многих факторов:
- в первую очередь - это психологическая готовность администрации и коллектива образовательного учреждения к инклюзии, понимание основных ценностей, инклюзивной деятельности, согласие с ними;
-необходимо наличие подготовленных специалистов для работы с детьми с ОВЗ;
-очень важно наличие специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (доступной среды образовательного учреждения).
Успешность инклюзии во многом зависит от сотрудничества команды различных специалистов, слаженной работы консилиума образовательного учреждения, который действует на основе соответствующего положения Министерства образования (Приказ №27/901-6 от 27.03.2000). Школьный консилиум – это возможность различных специалистов активно взаимодействовать друг с другом. На школьном консилиуме для тьютора формируются цели и задачи в работе с ребенком, с опорой на выявленные в ходе мониторинга проблемы. Далее тьютор совместно с учителем информирует консилиум о ходе работы с ребенком, отслеживает динамику.
Успешность тьюторской деятельности зависит от активного взаимодействия с родителями (законными представителями), включения родителей в процесс обучения. Активность родителей и понимание ими сути и цели обучения, является необходимым условием эффективности образовательного процесса и процесса социализации.
Основными направлениями работы с родителями в нашей школе стали:
– установление контакта с родителями вновь прибывших детей, объяснение задач, составление плана совместной работы;
– оказание родителям эмоциональной поддержки;
– содействие родителям в получении информации об особенностях развития ребенка и прогноза его развития;
– формирование у родителей адекватного отношения к своему ребенку, умения принять ответственность в процессе анализа проблем ребенка, реализации стратегии помощи;
– формирование интереса к получению теоретических и практических умений в процессе обучения и социализации ребенка;
– проведение совместного анализа промежуточных результатов, разработка дальнейших этапов работы.
Работа с родителями предусматривает участие всех специалистов школы (психолога, дефектолога, логопеда, социального педагога и других специалистов).
(Слайд 12) Картину взаимоотношений ребенка с ОВЗ в школьной системе и роль тьютора в этом процессе можете увидеть на следующем сладе:
Ребенок с ОВЗ и учитель Действия тьютораРебенок слушает учителя и выполняет его инструкции привлекает внимание ребенка к учителю: «Смотри на ….. (имя учителя), слушай…»; «Смотри на доску»; «Возьми ручку, пиши»; «Открывай учебник»; «Открывай дневник» и т.п.Ребенок с ОВЗ и тьютор следит за организацией рабочего пространства ученика;
соотносит задания учителя с возможностями ученика;
если ребенок не успевает полностью выполнить задание - определяет нужный момент, когда следует остановиться и переключиться на новое задание;
если общее задание для всех детей сложно для понимания ребенка, то продолжает с подопечным работу по предыдущему заданию.

Ребенок с ОВЗ и другие ученики наблюдает за контекстом общения детей и в соответствующие моменты подключает к общению подопечного.
Ребенок с ОВЗ и родители помогает подопечному в общении со своими родителями в условиях школы – помогает рассказать, что было в школе, познакомить с их с друзьями и т.п. Таким образом, подведу итог вышесказанному.
С введением инклюзивного образования, в нашем образовательном учреждении возникла потребность, даже необходимость в специальном человеке в помощь детям с ОВЗ.
Тьютор — это специалист, который сопровождает обучающегося с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения, участвует в разработке индивидуальных образовательных программ, является посредником между традиционным педагогом и учащимся с ограниченными возможностями здоровья. Индивидуализация учебного процесса тьютором осуществляется только с учетом знаний, умений, интересов и возможностей учащегося с ограниченными возможностями здоровья.
В общем виде цель деятельности тьютора может быть сформулирована как сопровождение и коррекция образовательных программ и учебных планов с учетом нужд и потребностей, интересов и проблем учащегося с ограниченными возможностями здоровья.