Статья Тьюторское сопровождение одаренных детей в рамках реализации ФГОС


ФГБОУ ВПО «Московский государственный
университет путей сообщения» (МГУПС (МИИТ)Гимназия
Ершов Сергей Владимирович
Тьюторское сопровождение одарённых детей в условиях перехода на ФГОС
Целевым ориентиром современного российского образования является индивидуальное развитие личности каждого обучающегося, что подтверждается актуальными документами: Стратегией инновационного развития Российской Федерации в период до 2020 года, Федеральным Законом «Об образовании» РФ (2012 г.), Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», Посланиями Президента РФ Федеральному собранию РФ (2008-2013 гг.), материалами заседаний президиумов Государственного совета, Совета по культуре и искусству и Совета по науке, технологиям и образованию (2010, 2012 гг.), Федеральной целевой программой развития образования на 2011-2015 годы, Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», Концепцией Российской национальной системы выявления и развития молодых талантов и др. Современная ситуация заставляет целенаправленно и планомерно заниматься тьюторством в работе с одаренным ребенком.
В изменяющихся условиях модернизации образования необходима перестройка деятельности педагога как ключевой фигуры в деле образования подрастающего поколения, смена его личностных приоритетов, профессиональных позиций, компетенций. Ориентиром педагогической деятельности должны стать вариативные образовательные модели сопровождения, предназначенные для различного контингента учащихся (от одаренных детей до детей с ограниченными возможностями здоровья), индивидуализированные программы и маршруты применительно к персональным особенностям и способностям каждого ученика.
Проблема сопровождения одаренных детей - проблема государственного уровня. Одним из возможных путей ее решения является развитие идеи тьюторского сопровождения одаренных детей в условиях российского образования.
Исследователи Л.В. Бендова и А.Г. Чернявская подробно анализируют термин «тьютор», приводя несколько определений, которые сводятся к следующему общему значению: тьютор - это консультант, наставник, облегчающий процесс обучения и организующий условия для самообразования. Т.М. Ковалева, Н.В. Рыбалкина, П.Г. Щедровицкий констатируют, что тьютор - это позиция, сопровождающая, поддерживающая процесс самообразования, индивидуальный образовательный поиск, осуществляющая поддержку разработки и реализации индивидуальных образовательных проектов и программ. Сравнение данных определений позволяет выявить основные ключевые положения тьюторского сопровождения. Тьютор для сопровождающего - это организация и поддержка, а для сопровождаемого - самообразование.
Модель тьюторского сопровождения может иметь следующие компоненты: субъектный, ценностно-смысловой, целевой, содержательный, организационно-деятельностный, аналитико-результативный.
Цель педагогической деятельности тьютора в общем виде можно сформулировать следующим образом - создание такой образовательной среды, которая поможет обучающемуся находиться в процессе учения, самовоспитания и формирования образа жизни при его субъективной позиции.
Задачи тьюторского сопровождения:
-выявлять и развивать образовательные мотивы и интересы
обучающегося;
-находить образовательные ресурсы для создания индивидуальной
образовательной программы;
-работать с образовательным заказом семьи;
-формировать учебную и образовательную рефлексию обучающегося.
Сопровождая конкретного обучающегося, решая поставленные задачи, тьютор должен использовать индивидуальные, групповые и коллективные формы организации деятельности.
Тьютором может быть использована совокупность педагогических технологий, характерных для модели открытого образования. Ведущую роль играют технологии и методы активного обучения - диалог, анализ конкретных ситуаций, ролевые игры, тренинги, портфолио. Тьютор широко использует информационные технологии для организации взаимодействия с обучающимися на расстоянии.
Тьюторское сопровождение может осуществляться только на основе совместной с учащимися деятельности по определению интересов, возможностей, постановке целей, интеграции для ее достижения различных ресурсов образования, а в итоге - в процессе управления образовательной деятельностью, освоением способов развития способностей, формированием определенных качеств. Следовательно, тьюторскому сопровождению необходимо юридическое оформление, регламентация.
Таким образом, можно сказать, что тьюторство – это педагогическая позиция, которая связана со специальным образом организованной системой образования. Главные «движущие силы» в такой системе – это педагог-тьютор и обучающийся, его подопечный. Учебный процесс, режим и характер занятий выстраиваются и складываются исходя из познавательного интереса, склонностей, способностей восприятия обучающегося. Главный инструмент обучения и воспитания в такой образовательной системе и базовая функциональная обязанность педагога-тьютора – создание индивидуальной образовательной программы. Эта программа постоянно уточняется и корректируется, изменения вносятся в зависимости от совместного анализа успехов и продвижений обучающегося на пути освоения знаний. Цель педагога - помочь каждому определить собственный путь к области знания, нужной для него. С каждым обучающимся «по-разному двигаться к разным областям знания». Особенно актуален этот тезис в контексте работы педагога с одаренным учеником.
И поэтому, тьюторское сопровождение можно считать как одну форм индивидуальной работы с одаренными детьми.
С позиции организации процесса деятельности можно предположить следующие результаты на уровне тьютора и ребенка:
Результаты на уровне тьютора:
•индивидуальныйобразовательный маршрут, план реализации маршрута;
•набор диагностик;
•продукты творчества;
•проекты;
•портфолио тьютора и обучающегося;
•принадлежность к сообществу тьюторовПедагогу - тьютору необходимо разработать для каждого ученика карту индивидуального образовательного маршрута с учетом планируемых результатов. Для этого он должен на диагностическом этапе тьюторского сопровождения составить проблемно-ориентированную характеристику на ученика. Далее поставить цель индивидуального подхода, разработать основное теоретическое содержание самообразования, подобрать дополнительные источники информации, запланировать результат работы.
Результаты, которые могут быть получены при реализации тьюторского сопровождения на уровне обучающегося можно представить как:
•индивидуальныйобразовательный маршрут, план реализации маршрута;
•адаптация в жизненном пространстве, определенность в выборе будущей профессии;
•компетенции в выбранной предметной области, позволяющие ему использовать себя в связи со своими целями и образом будущего, видеть себя как потенциал и ресурс.
•успешность (в публичных выступлениях, конкурсах, олимпиадах и т.п.);
•ценностные установки и ориентации;
•повышение эмоциональной устойчивости, развитие настойчивости и терпимости как черт характера; появление новых творческих инициатив; коррекция коммуникативной сферы;
•собственный творческий продукт - рисунок, выставки рисунков, скульптуры, тематические номера газеты, отчеты - презентации, выставки дизайн - проектов и др.Также, отражением результата могут быть такие новые «культурные» формы поведения, как новый выбор, изменение точки зрения, проблематизация принятого решения, обсуждение новых возможностей, отказ от стереотипов коммуникации и оценки, принятие решения.
Таким образом, тьюторское сопровождение - это долгосрочный и непрерывный процесс. Непрерывное тьюторское сопровождение детей позволит наиболее глубоко осмыслить педагогу свою роль в личностном росте обучающегося, приобрести опыт грамотного подбора форм взаимодействия с обучающимся.
Список литературы:
1. Балашова, С.Е. Работа с одарёнными детьми и учащимися, имеющими положительную мотивацию к обучению / С. Е. Балашова // Управление Качеством Образования. – 2010. - № 6. – С. 26-32.
2. Ковалева, Т.М. Тьторское сопровождение как управленческая технология // Технология открытого образования. М: АПКиРО, 2002.
3. Маталыгина, Ж. И. От школьной аспирантуры - к семейному проектированию / Ж. И. Маталыгина, Е. К. Пархоменко // Школьные технологии. - 2006. - N 6. - С. 115-118. - (Проектирование и внедрение).
4. Рыбалкина Н.В. Идея тьюторства – идея педагогического поиска // Тьюторство: идея и идеология // Материалы 1- й Межрегиональной конференции.- Томск, 1996.- С.15-30.
5. Щедровицкий П.Г. Тьюторство: идея и идеология // Материалы 1- й Межрегиональной коференции.- Томск, 1996.- С.7.