Рабочая программа по предмету «Культура и традиции народов Дагестана в контексте мировой цивилизации»

ГБОУ Республиканский Многопрофильный лицей
Методическое объединение учителей истории и культуры




Авторская программа
«Культура и традиции Дагестана в контексте
мировой цивилизации»






Составитель:
, учитель истории, КТНД и обществознания, кандидат исторических наук
Данилюк Марина Юрьевна
























Махачкала 2015


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В результате освоения курса «Культура и традиции народов Дагестана в контексте мировой цивилизации» у учащихся формируются основы поведенческой культуры, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать её уникальность и неповторимость, развиваются навыки оценки и критического освоения современной культуры, что весьма необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества.
Исходными документами для составления данной авторской программы являются:
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
утвержденный приказом от 23 декабря 2009 г. №822 федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Данная программа базируется на учебном пособии «Культура и традиции народов Дагестана» Х.Г.Магомедсалихова, но расширяется за счёт большой дополнительной литературы и аналитических исследований учителя и учащихся. Программа разработана на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования и конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор практических работ, выполняемых учащимися.
Изучение предмета «Культура и традиции народов Дагестана в контексте мировой цивилизации» рассчитано на 3 учебных года – 102 часа: 7 класс (34 часа), 8 класс (34 часа), 9 класс (34 часа), при этом программа 7-го класса называется «Семья. Родной очаг», 8-го – «Дагестан – наш общий дом», 9-го – «Дагестан в современном мире». Такое распределение учебного материала направлено на достижение следующих целей:
развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;
воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой и национальной культуры;
освоение знаний о народных традициях, их характерных особенностях;
умение соотносить национальный менталитет с общечеловеческими ценностями, делая осознанный позитивно-оптимальный выбор;
овладение умением вести себя в соответствии с требованиями общечеловеческого этикета, анализировать свои и чужие поступки, оценивать их с морально-этической точки зрения, высказывать о них собственное суждение;
использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
В содержательном плане программа следует логике человеческого становления: от члена семьи до члена общества, а затем части общечеловеческого организма.
Изучение культуры и традиций народов Дагестана в контексте мировой цивилизации развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле национальной и мировой культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.
Развивающий потенциал курса напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета. Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на эмоционально-этическую и творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельностные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию – активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию – исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта. В связи с этим в программе в рубриках «опыт творческой деятельности» приводится примерный перечень возможных творческих заданий по соответствующим темам.
Учитывая мировоззренческий и интегративный характер дисциплины, рекомендуется использовать как традиционную урочную, так и внеурочные виды деятельности, рассчитанные на расширение кругозора учащихся. Основные межпредметные связи осуществляются на уроках литературы, истории, иностранного языка, частично на уроках естественнонаучного цикла.
С учетом специфики предмета «Культура и традиции народов Дагестана в контексте мировой цивилизации» главным критерием в оценке должны служить не знания формального характера, а озвучивание собственной позиции, умение мыслить самостоятельно и тривиально. Обучающемуся рекомендуется продемонстрировать наличие своей точки зрения и, если она не совпадает с общепринятой, аргументировано её отстаивать.
Высшего уровня оценки заслуживает демонстрация личной модели культурного развития школьника на путях духовного и гражданского становления личности, её социализации на базе гуманистических, общечеловеческих и национальных ценностей. Следует высоко оценивать компетенции, связанные с организацией личного досуга, активной позицией как полноправного члена общества, приобщившегося к высшим ценностям, эстетическим и этическим нормам позитивного опыта человечества, обращая внимание на способность учащегося давать критическую оценку позиции, широко распространённой в массовой культуре, рекламе, СМИ. Наиболее ценным предоставляется умение ученика демонстрировать личное толерантное отношение к миру, способность воспринимать национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой, оценивать её уникальность и неповторимость.

ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения предмета «Культура и традиции народов Дагестана в контексте мировой цивилизации» ученик должен
знать / понимать:
основные признаки цивилизованного общества;
изученные понятия, связанные с темой «материальная и духовная культура»;
произведения дагестанской культуры;
наиболее важные народные традиции;
уметь: пользоваться различными источниками информации о мировой и национальной культуре;
выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);
использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни:
для выбора путей своего культурного развития;
организации личного и коллективного досуга;
выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
самостоятельного художественного творчества.
Предмет КиТНД для седьмых классов
(1 час в неделю, 34 часа)


Тема, название урока
кол-во час.
Используемые технологии и тип урока

1
Введение. Содержание, цели и задачи предмета. Понятия цивилизации, культуры, традиции
1
Вводный урок

РАЗДЕЛ I. Общие сведения о народах Дагестана

2
Историко – географическое положение Дагестана. Климатические условия
1
Урок усвоения новых знаний

3
Природные богатства Дагестана. Уникальные заповедные зоны (бархан Сары-Кум, Самурский лес), находящиеся под эгидой ЮНЕСКО
1
Урок – исследование с использованием видеоматериалов

4
Исторические сведения о происхождении народов Дагестана
1
Лекция + мультимедийная презентация

5
Численность и расселение
1
Комбинированный урок

6
Историко-культурное единство Дагестана
1
Урок - конференция

7
Символика Республики Дагестан (история и современность)
1
Мультимедийный урок

РАЗДЕЛ II. Традиционная материальная культура народов Дагестана

8
Развитие земледелия и скотоводства у народов Дагестана
1
Комбинированный урок

9
Садоводство и виноградарство
1
Комбинированный урок

10
Поселения и жилище
1
Комбинированный урок

11
Народная одежда
1
Урок – концерт

12
Традиционная пища
1
Практическое занятие

13
Народные промыслы
1
Мультимедийный урок

РАЗДЕЛ III. Народные хозяйственные праздники

14
Формы проведения досуга. Народные развлечения и игры
1
Урок усвоения новых знаний

15
Земледельческий календарь
1
Комбинированный урок

16
Праздничная культура народов Дагестана
1
Комбинированный урок

17
Новруз байрам
1
Урок - концерт

18
Праздник первой борозды
1
Проекты

19
Праздник цветов
1
Проекты

20
Праздник урожая
1
Проекты

РАЗДЕЛ IV. Духовная культура народов Дагестана

21
Семейно-бытовые обряды
1
Урок усвоения новых знаний

22
Свадебная обрядность
1
Урок с применением ИКТ

23
Воспитание детей в семье. Аталычество
1
Комбинированный урок

24
О дагестанских собственных именах
1
Комбинированный урок

25
Традиции уважения старших поколений
1
Комбинированный урок

26
Приемы составления родословной семьи
1
Комбинированный урок

27
Похоронно-поминальные обычаи и обряды
1
Комбинированный урок

РАЗДЕЛ V. Морально – этическая культура народов Дагестана

28
Мораль и право
1
Урок усвоения новых знаний

29
Традиции как моральные законы народа
1
Комбинированный урок

30
Народный моральный кодекс «Намус»
1
Комбинированный урок

31
Обычаи взаимопомощи
1
Комбинированный урок

32
Гостеприимство и куначество
1
Урок - диспут

33
Годекан – школа воспитания горцев
1
Урок - конференция

34
Итоговый урок. Роль народных традиций в формировании настоящего человека.
1
Рефлексия



Предмет КиТНД для восьмых классов
(1 час в неделю, 34 часа)


Тема, название урока
кол-во час.
Используемые технологии и тип урока

1
Вступительный урок: Дагестан многоязычный, многонациональный, поликонфессиональный регион России
1
Вводный урок

РАЗДЕЛ I. «И если завтра мой язык исчезнет»

2
Национальный состав Дагестана
1
Урок усвоения новых знаний

3
Языки народов Дагестана
1
Комбинированный урок

4
Общность происхождения и культурное единство дагестанских народов
1
Урок - конференция

5
Родной язык – духовная опора
1
Урок с применением ИКТ

6
Русские в Дагестане
1
Урок усвоения новых знаний

7
Евреи в Дагестане
1
Урок усвоения новых знаний

8
Культура и традиции общения горцев
1
Деловая игра

9
Горские обычаи обеспечения мира и согласия. Патриотизм
1
Урок - диспут

РАЗДЕЛ II. Многоконфессиональный Дагестан

10
Язычество в Дагестане
1
Урок усвоения новых знаний

11
Иудейская религия в Дагестане
1
Урок усвоения новых знаний

12
Христианство в Дагестане
1
Урок усвоения новых знаний

13
Ислам в Дагестане
1
Комбинированный урок

14
Взаимосвязь религий народов Дагестана: ислама, христианства, иудаизма
1
Урок - конференция

РАЗДЕЛ III. Правовая культура народов Дагестана

15
Правовая культура горцев
1
Урок усвоения новых знаний

16
Адат – традиционное право народов Дагестана
1
Проект

17
Шариат – исламское право
1
Проект

18
Джамаат – орган самоуправления горцев
1
Проект

РАЗДЕЛ IV. Культура и просвещение

19
Устное народное творчество в Дагестане. Дагестанская народная сказка и сказки народов мира
1
Творческое задание

20
Русские собиратели сокровищ дагестанского фольклора. А.Ф. Назаревич и НИИ ФЛИ
1
Урок – исследование с посещением филологического факультета ДГУ

21
Дагестанские ашуги
1
Урок - концерт

22
Русские писатели, поэты и художники XIX – XX вв. о Дагестане
1
Урок усвоения новых знаний

23
Алимы и просветители Дагестана
1
Комбинированный урок

24
Мусульманское и светское образование в Дагестане
1
Комбинированный урок

25
Книжная культура и массовая информация в Дагестане
1
Проект

26
Композиторы Дагестана
1
Проект

27
Художники Дагестана
1
Проект

28
Дагестанские поэты и писатели
1
Проект

29
Дагестанские ученые
1
Проект

30
Архитектура в Дагестане
1
Проект

31
Музеи Дагестана
1
Экскурсия

32
Общественные организации в Дагестане
1
Урок усвоения новых знаний

33
Высшие учебные заведения Дагестана
1
Лекция с элементами беседы

34
«Дагестан - наш общий дом»
1
Урок – концерт

Предмет КиТНД для девятого гуманитарного класса
(1 час в неделю, 34 часа)


Тема, название урока
кол-во час.
Используемые технологии и тип урока

1
Вступительный урок: мировые цивилизации (история и современность)
1
Урок усвоения новых знаний

РАЗДЕЛ I. Цивилизация, культура, общество

2
Особенности цивилизационного подхода к истории
1
Урок с применением ИКТ

3
Периодизация мирового исторического процесса
1
Лекция

4
Отличие цивилизации от первобытности. Ранние очаги цивилизации на территории Дагестана
1
Интегрированный урок

5
Средневековая цивилизация Дагестана
1
Интегрированный урок

6
Дагестан в новое время
1
Интегрированный урок

7
Развитие образования в Дагестане в XVIII – XIX вв.
1
Комбинированный урок

8
Религиозно – философские учения в Дагестане в XVIII – XIX вв.
1
Комбинированный урок

9
Современные цивилизации: западная и восточная
1
Комбинированный урок

10
Дагестан на стыке цивилизаций
1
Урок - диспут

РАЗДЕЛ II. Города и села Дагестана

11
Махачкала - столица Дагестана
1
Творческое задание

12
Достопримечательности Махачкалы
1
Урок – экскурсия (очная или заочная)

13
Буйнакск: история и современность
1
Проект

14
Дербент, как очаг древней цивилизации
1
Видеоурок

15
Современный Дербент: проблемы и перспективы
1
Проект

16
Социально – экономическое и культурное развитие Кизляра
1
Проект

17
Кубачи – «Город мастеров» (Манаба Магомедова, Алиханов)
1
Проект

18
Балхар и гончарное искусство Дагестана
1
Проект

19
Табасаранское ковроткачество
1
Проект

20
Села, как очаги сохранения традиций и обычаев
1
Проект

РАЗДЕЛ III. Образование и культура Дагестана в новейшее время

21
Развитие образования в Дагестанской области в пореформенный период
1
Урок усвоения новых знаний

22
Формирование дагестанской интеллигенции
1
Комбинированный урок

23
Вклад русских ученых, интеллигенции в развитие науки и культуры Дагестана
1
Комбинированный урок

24
Вклад русских учителей в развитие образования Дагестана
1
Комбинированный урок

25
Культурная революция 30 –х г. XX в. в СССР и ее влияние на Дагестан
1
Комбинированный урок

26
Развитие науки, культуры и образования в годы Великой Отечественной войны
1
Комбинированный урок

РАЗДЕЛ IV. Развитие культуры Дагестана на современном этапе

27
Основные тенденции развития культуры Дагестана на современном этапе
1
Урок усвоения новых знаний

28
Дагестан спортивный
1
Интегрированный урок

29
Развитие образования в наши дни
1
Комбинированный урок

30
Сохранение традиций и обычаев в современном дагестанском обществе
1
Комбинированный урок

31
Культурные связи Дагестана с другими регионами России
1
Комбинированный урок

32
Дагестанское зарубежье
1
Комбинированный урок

33
Культурные глобальные проблемы современности
1
Комбинированный урок

34
Я и мой край
1
Урок - диспут


15