Научно-методический доклад на темуСпецифика предметно-содержательной деятельности учителя с учетом формирования универсальных учебных действий учащихся.


Специфика предметно-содержательной деятельности
учителя с учетом формирования универсальных
учебных действий учащихся.

10.04.2014 г.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Как учитель я ставлю перед собой следующие цели обучения:

воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; об основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.


Данные цели обусловливают решение следующих задач:

развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;
формирование универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных;
формирование прочных орфографичесих и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.


Деятельностно ориентированные принципы обучения лежат в основе формирования универсальных учебных действий:

принцип обучения деятельности – обучающиеся должны уметь самостоятельно ставить цели и организовывать свою деятельность для их достижения;

принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности обучающегося - обучение деятельности предполагает на определённом этапе совместную учебно-познавательную деятельности обучающихся под руководством учителя. То, что сначала выступает в форме коллективной деятельности обучающихся, затем начинает существовать как внутренний способ мышления ребёнка;

принцип опоры на процессы предшествующего ( спонтанного ) развития;

креативный принцип – необходимо учить творчеству, т.е. « выращивать» у обучающихся способность и потребность самостоятельно находить решение не встречавшихся ранее учебных и внеучебных задач. Сегодня у школьника отношение к миру в схемах «знаю – не знаю», « умею – не умею», « владею – не владею» должно смениться параметрами « ищу – и нахожу», « думаю – и узнаю», « пробую – и делаю».

Формы организации познавательной деятельности обучающихся подбираются в соответствии с содержанием, методом обучения, учебными возможностями и уровнем сформированности познавательных способностей обучающихся. На занятиях я применяю следующие упражнения: списывание, выборо
·чное списывание, творческое списывание, диктант без изменения учебного материала ( предупредительный, зрительный, комментированный, объяснительный ), выборочный диктант, взаимодиктант, графический диктант, творческий, изложение ( подробное, сжатое, выборочное ), сочинение ( повествование, описание, рассуждение ), разработка и защита проектов.
На уроках я использую элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, технология межличностного взаимодействия, технология развивающего обучения, технология опережающего обучения, обучение с применением опорных схем, здоровьесберегающие технологии.
Система контроля включает само-, взаимо-, учительский контроль и позволяет оценить знания, умения и навыки обучающихся комплексно по следующим компонентам:
система знаний;
умения и навыки ( предметные и обще предметные );
способы деятельности ( познавательная, информационная, коммуникативная и рефлексивные);
взаимопроверка обучающимися друг друга при комплексно-распределительной деятельности в группах;
публичная защита творческих работ, исследований и проектов.

Промежуточный контроль проводится в форме тестов, контрольных, самостоятельных работ, устных зачётов, сочинений, изложений, диктантов, собеседований, защиты проектов.




Что же такое универсальные учебные действия? В составе основных универсальных учебных действий можно выделить четыре блока:

1) личностный;
2) регулятивный;
3) познавательный;
4) коммуникативный.

В блок личностных универсальных учебных действий входят жизненное, личностное, профессиональное самоопределение. Самоопределение – это установление учащимся связи между результатом учения и тем, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.

В блок регулятивных действий включаются действия, обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности: целеполагание, планирование, составление плана и последовательности действий, прогнозирование результата, контроль, коррекция и оценка.

В блоке универсальных действий познавательной направленности различают общеучебные. В число общеучебных входят: формулирование познавательной цели; поиск необходимой информации; умение строить речевое высказывание в устной и письменной форме; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; умение сжато, подробно, выборочно, передавать содержание текста; составлять тексты различных жанров.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, разрешение конфликтов, умение выражать свои мысли.

Развитие системы универсальных учебных действий осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка. Процесс обучения задаёт содержание и характеристики учебной деятельности ребёнка и тем самым определяет зону ближайшего развития универсальных учебных действий.
15