Демонстрационный коучинг «К«ритериальный подход к оцениванию результатов обучения»


КГУ «Школа-гимназия № 1 города Сатпаев»
Демонстрационный коучинг
«Критериальный подход
к оцениванию результатов обучения»

О.П. Наймушина, учитель истории
третьего (базового) уровня


г. Сатпаев, 2014 год
Демонстрационный коучинг
«Критериальный подход к оцениванию результатов обучения»

1 этап
ТРАДИЦИОННАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ
Здравствуйте, уважаемые участники мастер-класса. Я думаю, все мы без исключения обеспокоены проблемой повышения качества знаний учащихся. Все мы работаем в соответствии с Государственным стандартом образования, учебными программами, поэтому не приходится спорить, чему должны ученика научить, есть разные взгляды на то, как должны научить (для этого используем различные методики, технологии), но как его оценить - большинство учителей, не знакомых с идеями 7 модулей Программы уровневых курсов учителей, имеют достаточно ограниченные представления. Давайте определимся с понятиями. Что такое оценивание?
Оценивание – это основное средство измерения достижений и диагностики проблем обучения, осуществления обратной связи, оповещения участников образовательного процесса (учеников класса, учителей, родителей и государства) о состоянии, проблемах и достижениях образования. Основной целью оценивания учебных достижений учащихся является определение степени соответствия полученных образовательных результатов предварительно запланированным. На сегодняшний день мы используем традиционную систему оценивания. Я учитель истории, поэтому приведу пример оценивания устных ответов на уроке истории.
(Оценивание устных ответов на уроке истории)1.Оценка «5» ставится за полный, развёрнутый ответ, умение применять знания и излагать их логично. 2 .Оценка «4» ставится за ответ, который в основном соответствует требованиям программы обучения, но при наличии некоторой неполноты знаний или мелких ошибок.3. Оценка «3» ставится за ответ, который в основном соответствует требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. 4.Оценка «2» ставится за существенные недостатки и ошибки, а результат ответа соответствует частично требованиям программы 5.Оценка «1» ставится при отказе ученика ответить по теме при неуважительной причине или при полном незнании основных положений темы.Как вы думаете, достаточно ли информативны и эффективны данные критерии для выставления объективной оценки?
По сути, любая оценка учителя субъективна, так как она зависит от опыта, профессионализма, личностных качеств, а иногда, что скрывать, от настроения учителя! Ученики видят ситуацию так, этот учитель строгий- у него «четыре» это как «пять», а другой учитель и за скромный ответ мне поставил «пятерку»!
Поэтому одной из самых актуальных проблем в системе образования была и остается проблема именно объективной оценки достижений учащихся. Как оценить, например, творческую, исследовательскую, поисковую работу? Только по определенным критериям. Или даже пересказ текста учебника, если мы недовольны ответом ученика, говорим: «В следующий раз лучше подготовься к пересказу!» а лучше это как? Для этого нужно «разложить по полочкам» требования к пересказу, иначе ученик так и не поймет, чего от него хотят! Это и есть критерии!
В Назарбаев Интеллектуальной школе города Астаны - флагмане отечественной системы образования в оценивании используется критериальный подход. Согласно разработчикам критериального подхода в оценивании НИШ критериальное оценивание – процесс, который поможет определить уровень достижений учащихся в учебной деятельности с помощью критериев. Таким образом, мы уже сегодня должны освоить методы критериального оценивания, так как его уже широко применяют экспериментальные площадки, Назарбаев Интеллектуальные школы, а как известно, опыт этих школ будет внедряться во все школы республики.
На сегодняшний день разработана соответствующая законодательная база: («Положение о системе оценивания учебных достижений учащихся» разработанным Республиканским научно-практическим центром проблем 12-летнего образования, в котором представлена новая система оценки с использованием 12-балльной шкалы отметок. А также Постановление Правительства Республики Казахстан от 25 июня 2012 года №832«Об утверждении Национального плана действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012–2016 годы») Функциями такого оценивания являются: обучающая, контролирующая, развивающая, воспитывающая, диагностическая и мотивационная функции, то есть весь спектр того, что ждет учитель от оценивания. (СЛАЙД)
Сегодня я попытаюсь на фрагменте урока показать, как мы разрабатываем критерии оценивания совместно с учащимися, как выполняется работа по заданным критериям, и самое, главное, как учащиеся оценивают работу друг друга по критериям.
2 этап
ФРАГМЕНТ УРОКА
Возможно составление критериев по отдельным темам, в ходе урока по каждому заданию, а возможны и общие критерии- например, к написанию эссе, к учебному проекту, история восстания, к пересказу текста учебника. Важно понимать, что с помощью критериев можно оценить любой вид учебной деятельности учащихся! Сегодня мы работаем с ребятами в группе, а возможна индивидуальная и парная работа по критериям!
Защита работ учащимися, взаимооцениваниеРЕФЛЕКСИЯ
Рефлексия о выполнении задания учащимися
1.Для чего мы составляли критерии, прежде чем выполнить задание?
2. Сложно ли составлять критерии?
3. Нравиться ли вам работать по критериям? Почему?
4. Как вы считаете, критерии помогают вам лучше разбираться в теме или задании?
5. Согласны ли вы с полученной оценкой?
6. Комментарии или замечания одноклассников вам помогают или мешают?
7. На каких уроках вы также работаете по критериям?
8.Как вы думаете, по критериям нужно работать постоянно? Почему?
3 этап
РЕФЛЕКСИЯ УЧАСТНИКОВ КОУЧИНГА
Выделите самые главные, на ваш взгляд, аспекты критериального оценивания:
(работа учителей в группах по составлению концептуальной карты)
1.Чтобы перейти к критериальному оцениванию, мы начинаем с так называемого общественного договора, то есть договариваемся с учениками о том, что теперь вы активно будете участвовать в оценивании. У ребят сначало это вызывает удивление, множество вопросов, и конечно же живой интерес! Договор осуществлялся на нескольких уровнях: в начале года на первых уроках, по каким критериям будут оцениваться работы учащихся. Такая же работа проводится в начале каждой темы или конкретного задания, что сегодня было продемонстрировано.
2.Критерии всегда должны определяются задачами обучения и представлять собой своеобразный перечень различных видов деятельности учащегося, которую он осуществляет в ходе работы и должен освоить в результате работы. (то есть в критериях мы закладываем те знания, умения, навыки, которыми должен овладеть ученик, иначе критерии будут бесполезными! Критерии нельзя брать, если можно так выразиться, «с потолка»)3. Конечно, критерии- это новшество, на начальном этапе это удивляло ребят, но постепенно это вошло в норму на уроке. Критерии дают почувствовать ребятам их самостоятельность, причастность к собственному развитию, это вырабатывает чувство справедливости, побуждает ребят к постоянному само и взаимоконтролю- то есть ученики просто вынуждены в предложенных обстоятельствах соотносить результаты своей работы с критериями, в тоже время мне нравиться объективность критериального оценивания, так как ни учитель, ни ученики, не имеют права изменять критерии в течение урока, подстраивать «под себя» 4. Критериальное оценивание более демократично, так как ребята видят наглядно, что учитель не выделяет, не сравнивает их друг с другом, а происходит сравнение ученика с самим собою относительно его конкретных достижений. Ты успешен по одному критерию, а я – по другому. Такие ярлыки, как «отличник», «троечник», «хорошист», в перспективе, отпадут сами собой.  5. Следующий аспект Прибавление, а не уменьшение. Мы привыкли к ситуации, когда оценивание традиционно осуществляется в два шага. Работа сначала условно оценивается в пять баллов, которые потом начинают снижаться (минус за каждую обнаруженную ошибку). В критериальном оценивании описаны уровни достижений (в том числе и самые незначительные), соответствующие каждому баллу. Таким образом, я отмечаю приращение: ты что-то сделал, пусть не много, но это уже хорошо, и ты получаешь за это балл. Важно, что все балльные шкалы начинаются с нуля. В этом состоит нравственно-этический аспект критериального оценивания, происходят позитивные сдвиги в сторону гуманистической педагогики!
6. Важным аспектом является работа над ошибками. Ребята очень наблюдательны, в них очень развито, на самом деле, чувство справедливости, они быстро реагируют на ошибки, и могут иногда быстрее учителя обратить внимание на ошибку одноклассника, здесь также проявляется здоровый дух соперничества. Кроме того, критериальное оценивание- открытая и действительно прозрачная процедура, у учеников нет сомнений в оценке одноклассника или учителя, а если появляется, он может возразить и доказать опять же по критериям свою правоту, и, что очень ценно, если ученик и не согласен в чем-то, и сумел доказать свою правоту, значит он действительно включен в учебный процесс, критерии он глубоко понял, то есть он учиться управлять процессом собственного обучения.
7. Важный и обязательный этап для учителя и учеников- этап рефлексии, без которого оценивание будет незаконченным. Ведь когда ученики размышляют над своим обучением, видят достоинства и недостатки, в этом проявляется развивающая функция критериального оценивания- то есть ребята стремятся достичь идеала, соответствовать всем критериям, у них появляется чувство удовлетворения своими результатами, в этом проявляется эмоциональный аспект оценивания. Мотивационная же функция рефлексии выражается в том, что ребенок, зная свои плюсы и минусы, в большинстве случаев, стремиться в следующий раз сделать лучше, при этом зная, что конкретно ему нужно делать, какому критерию не соответствует его работа.
8. Критериальное оценивание мне близко по духу еще и потому, в процессе подобного оценивания постоянно присутствует «обратная связь» «учитель-ученик», «ученик-ученик», «класс-ученик», «группа-группа» и т.д.
9. Еще одно достоинство критериального оценивания состоит в том, что оно, на первых порах требуя дополнительного времени, пока ребята учатся составлять критерии и работать по ним, через какое-то время, наоборот, помогает его экономить, когда не тратиться время на объяснение критериев, можно проводить само и взаимопроверку при условии, что критерии всегда на виду (ватманы или индивидуальные листы с критериями). 10.Перевод критериев в соответствующие баллы. Критериальное оценивание не предполагает отказа от цифровой, формальной отметки. Важно только, чтобы каждый балл был содержательно наполнен и им обозначался конкретный уровень достижений.