Формирование экологической культуры субъектов образовательного процесса в МКОУ Мирнинской СОШ


Использование современных технологий
на уроках обществознания (из опыта работы).
При организации учебного процесса на уроках обществознания очень важно заинтересовать всех учащихся, поэтому приходится постоянно находиться в поисках новых возможностей и новых методов преподавания. Из огромного количества технологий выбираю и использую те, которые помогают мне вести учебный процесс на высоком профессиональном уровне.
Из современных образовательных технологий особенно успешно использовал технологию КСО, КУЗ, начиная с 1997 года входил в экспериментальную площадку, где в течение 9 лет успешно работал по данной технологии. Ежегодно, с 1997 по 2008 год проходил курсы повышения квалификации КРО по технологии КУЗ. Входил в экспертную комиссию по разработке специальных учебных пособий по обществознанию (6-10 классов) по данной технологии и успешно апробировал их на практике.
Игровые технологии обучения отличаются исключительным разнообразием, поэтому относить их к какой-либо группе очень сложно. Основной мотив игры – не результат, а процесс. Игровые формы отличаются тем, что здесь процесс обучения максимально приближен к практической деятельности. Решения во многих играх принимаются коллективно, что развивает мышление учащихся, коммуникативные способности. В процессе игры возникает определённый эмоциональный настрой, активизирующий учебный процесс.
Компьютерные технологии открывают поистине необозримые возможности в самых разных отраслях профессиональной деятельности, предлагают простые и удобные средства для решения самых разных задач. Использование компьютера расширяет возможности в выборе материалов и форм учебной работы, делает уроки яркими и увлекательными, насыщенными информацией и эмоционально окрашенными. Компьютер дает учителю возможность освободиться от тяжелой работы по подбору дидактического материала, составления заданий, тестов и т.д. Он призван привнести в учительскую работу новые творческие возможности, удобства, комфорт. На уроках использую презентации, электронные энциклопедии, дидактические материалы, программные системы контроля знаний, электронные учебники и учебные курсы, другие виды работ.
В последнее время на своих уроках успешно использую приемы технологии критического мышления.
Понятие «критическое» предполагает оценочный компонент. Слово критическое происходит от двух греческих слов: "кritike" - искусство судить и "kriterion" - средство для суждения.
Чаще всего под критическим мышлением понимают процесс оценки достоверности, точности или ценности чего-либо, способность оценки искать и находить причины и альтернативные точки зрения, воспринимать ситуацию в целом и изменить свою позицию на основе фактов и аргументов.Цель технологии: Научить такой работе с источниками информации, в процессе которой информация понималась, осмыслялась, сопрягалась с собственным опытом – и, в конце концов, на ее основе формировалось бы собственное аналитическое суждение.
Наиболее успешно использую следующие приемы:
- прием «Знаю, хочу узнать, что узнал»
Что я знаю о политике? Что я хотел бы знать о
политике? Что я узнал нового о политике?
- составление кластеров;
- «Мозговой штурм». Целью мозгового штурма является получение максимально возможного количества идей от каждого из участников группы с тем, чтобы решить какую-то проблему или найти ответ на актуальный вопрос.
- диктанты «Согласен, не согласен»;
- «Корзина» идей, понятий, имен...». Это прием позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока.- толстые и тонкие вопросы;
- “Понятийное колесо”.  В центре доски пишется ключевое (изучаемое на уроке) понятие (тема), а вокруг него, соединенные лучами слова– ассоциации (словосочетания), которые предлагают дети.
- «Найди лишнее», найти лишнее и дать объяснение выбору.
- «Найди ошибку». Учитель предлагает учащимся текст со специально допущены ми ошибками и по ходу работы они должны их исправить.
- «Нестандартный вход в урок». Учитель начинает урок с противоречивого факта, который трудно объяснить на основе имеющихся знаний.
- «Поиск аналогов», называется какое – либо понятие, а ученики должны найти как можно больше его аналогов по тем или иным признакам.
- «Фишбоун» (рыбный скелет): голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки — суть понятия, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть. С помощью такой схемы можно в явлении различать составные части, в событиях выделять причины и последствия, аргументировать ответ и подтверждать его примерами.
Использование данной технологии позволяет активизировать деятельность учащихся на уроке. Они задают больше вопросов, читают текст учебника более вдумчиво, лучше выделяют основные идеи, составляют кластеры и синквейны. Учитель истории и обществознания: Н.А. Волков.