Конспект урока Первый властелин единого Китая

Урок для 5 класса по теме: «ПЕРВЫЙ ВЛАСТЕЛИН ЕДИНОГО КИТАЯ» с применением педагогической технологии «Мозговой штурм»

Тип урока: усвоение и первичное закрепление новых знаний.

Вид урока: комбинированный.

Цель:
Образовательная:
Получат возможность научиться характеризовать политику Цинь Шихуанди, давать оценку значению китайской культуры; научатся определять термины: компас, бойницы.
Развивающая:
развивать монологическую речь (при устных ответах учеников), развивать мышление; вести диалог, участвовать в дискуссии; принимать другое мнения и позицию, допускать существование различных точек зрения;
Воспитательная:
сформировать положительное отношение к труду, чувство уважения к своим товарищам.

Задачи урока:
1. Формировать у учащихся ориентиры для их самоиндефикации;
2. Овладеть знаниями об основных этапах развития китайского общества.
Планируемые результаты:
Личностные требования:
1. Осмысление опыта предшествующих поколений, быть способным определять свою позицию;
2. Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре других народов;
Метапредметные требования:
1. Владеть умениями работать с учебной информацией;
2. Способность решать творческие задачи;
3. Готовность к сотрудничеству с соучениками во время коллективной работы;
Предметные результаты:
1. Овладение целостными представлениями об историческом пути Китая, как основой для миропонимания современного общества;
2. Способность применять понятийный аппарат исторического знания для раскрытия сущности и значения событий;
3. Умение систематизировать информацию из различных исторических источников;

Дополнительный материал к уроку: презентация, разработанная учителем, карта «Индия и Китай в древности».
Оборудование: проектор, экран, учебник по Истории Древнего мира 5 класс



План урока.

Этап урока
Цель
Время
Методы и приемы

Организационный момент
Подготовить учащихся к работе на уроке, сообщить о цели и задачах урока.
3 мин
Приветствие учащихся, проверка их готовности к уроку. Инструктивный метод

Домашнее задание
Дать задание на закрепление знаний
2 мин
Запись в дневниках. Консультация по выполнению

Изучение нового материала
I этап
Мотивация. Знакомство с особенностями цивилизации Древнего Китая
5 мин
Подготовка к учебной познавательной деятельности, формирование познавательных мотивов.

Метод «Мозгового штурма»
Класс на группы не делится. Выяснение причины: почему могущество государства связано с его единством.
15 мин
Поиск ответа на проблемный вопрос путем коллективного продуцирования идей и коллективным поиском их решений

Изучение нового материала
II этап
Выяснение причины возмущения народа
10 мин
Рассказ учителя, позволяющий обобщить уже имеющиеся знания. Самостоятельная работа с учебником

Обобщение и систематизация знаний
Проверить уровень усвоения материала по теме урока
5 мин
Выступления учащихся. Беседа. Составления вывода.

Рефлексия

1 мин
Беседа

Домашнее задание
Дать задание на закрепление знаний
2 мин
Запись в дневниках. Консультация по выполнению

Подведение итогов урока
Дать анализ овладения знаниями и способами деятельности
2 мин
Анализ работы учащихся



Ход урока.
1. Организационный момент:
Приветствие учащихся.
Знакомство с новой темой урока – записать в тетрадь
2. Домашнее задание – записать в дневник
3. Изучение нового материала I этап.
Мотивация:
Китай – огромная и самая населенная страна в мире. Там живет множество разных народов, но девять десятых населения составляют китайцы или, как они себя называют, ханьцы – от слова «хань», древнего названия Китая.
Это четвертая по счету цивилизация Древнего Востока, которая возникла в долине великих рек.
Это удивительная страна, которая неоднократно была завоевана разными народами, но смогла сохранить и не утратить свой язык, религию, традиции, культуру, и в отличие от Древнего Египта, Шумер и других древних государств и народов существует до сих пор.
Давайте поближе познакомимся с этим государством.

Зачитать цель урока.

- Чтобы достигнуть цели нам с вами предстоит преодолеть несколько этапов урока, а именно (план урока)

4. Метод «мозгового штурма»
Перед нами стоит проблемный вопрос. Давайте вместе найдем ответ на него.
В этом нам помогут знания, которые мы получили на прошлых уроках.

Почему эта страна получила название Срединной и Поднебесной? (центр мира)
? – В какой части света расположен Китай?
? – Какая пустыня отделяет Китай на севере?
? – Какие горы находятся на западной границе Китая?
? – Какие моря омывают Китай на юге и юго-востоке?
? – Какие реки протекают через Китай?
(сама показываю, а ученики подсказывают какая южнее, а какая севернее)

? – Что такое государство?
? – Какие причины вызывают его появление?
? - Где возникли первые государства?

Хозяйственная необходимость – потребность в коллективных усилиях для борьбы с наводнениями.
Военные нужды – наступила пора жестоких войн, потому что возросло богатство
? – как называлось деление общества в Китае? (ранги)


? – какое преимущество дает то, что государство едино?
Единые законы
Единые монеты

Вывод:
Только единое государство может вести успешно войны, защищать свое государство, развивать хозяйство и торговлю,
поддерживать порядок при помощи законов,
собирать налоги

Решительный поворот в истории Китая произошел в 221г. до н.э., когда правитель царства Цинь, которое располагалось в верховьях реки Хуанхэ Ин Чжэн после ряда завоевательных войн покорил соседние царства и объединив их под своей властью, создал империю Цинь. Провозгласив себя «Первым императором династии Цинь» он становится Цинь Шихуанди.

К этому времени китайцы достигли высокого уровня развития хозяйства и культуры. Широко применялись железные изделия. Оросительные каналы помогали получать высокие урожаи. В Китае впервые стали разводить тутового шелкопряда и получать знаменитый шелк.
В городах строились красивые здания и крепостные стены. Много великолепных дворцов было у императора – «Сына Неба», самый роскошный находился в столице. Император боялся за свою жизнь, поэтому каждую ночь ночевал в разных дворцах и в разных комнатах; желал найти напиток дарующий бессмертие, для этого в Восточно-Китайское море был отправлен корабль с детьми на поиски этого снадобья, так как считалось, что дети невинны и боги раскроют им секрет.

Чтение учебника стр. 104.

Строительство Великой Китайской стены.
Крупнейшим строительством в истории было сооружение Великой Китайской стены. Она должна была обезопасить Циньскую империю от набегов с севера воинственных скотоводческих племен гуннов.
Стена тянулась на 6500 км, а ее высота была 10 метров, а ширина – около 5,5 метров, такая, что по ней могли проехать рядом пять всадников.
По преданию, на строительстве стены работало более двух миллионов человек – воинов, земледельцев, государственных рабов и даже женщин, которые должны были готовить пищу. Сотни тысяч (400 000) погибли и были похоронены тут же.

? – Как можно было быстро сообщить о приближении врагов от одной башни к другой?
(при помощи огня)



5. Изучение нового материала II этап.
Возмущение народа
Император держал народ в страхе. За малейшую провинность людей били, отрезали нос, наказывали всю семью и даже соседей. Были уничтожены тысячи почитателей Конфуция, казнил 400 ученых, повелел сжечь старые книги. Чтобы никто не мог подумать, что раньше жилось лучше, чем при нем.
? –Почему? Каким должен быть правитель по учению Конфуция?

Гробница.
В 1974 году археологи вскрыли гробницу Цинь Шихуана. Вечный сон властелина охраняли 6 тысяч воинов, вылепленных из глины в полный человеческий рост. Причем среди них нет даже двух похожим лицом воинов. Они были в полном вооружении(металлическое) и построены в боевые порядки. Пол и стены гробницы были облицованы разноцветными каменными плитами, покрытыми лаком. В гробнице находились уменьшенные копии императорских дворцов, расположенных среди искусственных гор и рощ. Макеты озер и водоемов были наполнены блестящей ртутью, которая изображала воду. По искусственной водной глади плавали птицы, сделанные из золота и серебра. Потолок гробницы украшали небесные светила. Вместе с императором были погребены его жены, слуги, кони.
Его гробница соперничает по роскоши с пирамидами египетских фараонов. Она занимает площадь в несколько квадратных километров и строилась в течение 37 лет 720 тысячами китайцев.

6. Обобщение и систематизация знаний.
Давайте вспомним цель нашего урока (слайд). Совместно мы смогли найти ответ на проблемный вопрос.
7. Рефлексия.
8. Домашнее задание.
Теперь вам будет легче справиться с домашним заданием, решить кроссворд и заполнить контурную карту.
9. Подведение итогов урока.











Заголовок 615