Урок истории в 5 классе на тему Первый властелин единого Китая


Урок №27 в соответствии с требованиями ФГОС Тема урока: Первый властелин единого Китая
Класс: 5 БПредмет: история Тип урока: урок открытия нового знания Цель урока: - достичь образовательных результатов: -Личностный результат – сформировать представление об особенностях, характерных для Древнего Китая; воспитывать чувство прекрасного, чувство уважения к тем мастерам, которые создали шедевры мировой культуры. -Метапредметный результат – формировать у учащихся умение сравнивать исторические явления, работать с историческими документами, отвечать устно, подтверждая аргументами свою точку зрения, умение использовать историческую карту для объяснения своеобразия геополитического расположения Древнего Китая; - Предметный результат – получить целостное представление об историческом развитии Древнего Китая; определять на карте местоположения Древнего Китая, природные и климатические условия, сравнивать данные  с ранее изученными государствами; познакомиться с бытом, религиозными воззрениями, открытиями и изобретениями древних китайцев; Задачи урока: На основе работы с текстом учебника и презентации научиться работать с иллюстрациями, с картой. На основе анализа полученной из различных источников информации прийти к пониманию темы объединения Китая. В ходе коллективного обсуждения научиться понимать особенности и характерные черты Поднебесной империи. Ресурсы: 1. Учебник Вигасин, Годер, Свенцицкая
2. Карточки на сравнение для актуализации зунов – у каждого на столах
3.Карточки с буквами
4.Листы для работы в группе
5.Инструкция для работы в группе
6. Видеофильм о глиняной армии Цинь Шихуанди7. Полоска шёлка для совместного коллажа
8.Интерактивная карта «Индия и Китай в древности»
9.Музыка для физминутки.Деятельность учителя  Деятельность обучающихся  УУД 
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне 
- Добрый день, ребята! Повернитесь друг к другу и улыбнитесь, человек, который улыбается живёт на 4 года дольше! А сейчас давайте поздороваемся по-китайски: Ни хао! Ни хао переводится: «ты хорошо», т. е. говорящий человек желает, чтобы всё у вас было хорошо!
Для приветствия нужно опустить руки вдоль тела и чуть-чуть наклонится вперёд и не забудьте сделать узкие глаза.
II. Актуализация знаний 
Цель этапа: «открытия нового знания», выявление затруднений в индивидуальной деятельности
каждого учащегося 
Почему мы здоровались по-китайски?
Давайте вспомним, что уже мы знаем о б этой стране. Кто хочет поучаствовать в игре?
Из 6 букв составьте слово.
Как переводится название реки?
Обведите её на карте.
Какая ещё река есть в Китае? Обведите её на карте.
О каком китайском мыслителе мы говорили на прошлом уроке? Давайте по цепочке перечислим как должны были себя вести благочестивые китайцы, по мнению Конфуция.
Последнее задание письменное для всех. Я даю вам на него 5 минут. У вас на партах листочки. В первой колонке записаны различные факты о дрених странах. Какие –то из них относятся к Древней Индии, а какие –то к Древнему Китаю. Нужно поставить плюс в той колонке, к которой по- вашему мнению, этот факт относится.
2) Выявление места и причины затруднения.
1. Вы справились с заданием?
2. С какой частью работы вы легко справились?
3. Где возникли затруднения?
4.Что необходимо для выполнения задания?  Улыбаются друг другу.
Здороваются по-китайски: ни-хао!
1.Ответы: мы изучали Китай.
Для игры выходят 6 человек.
Составляют слово: Хуанхэ.
Перевод – жёлтая река.
Работают с интерактивной картой.
2.О Конфуции. Перечисляют.
3.Работают самостоятельно по карточкам.
Ответы: 1.(Частично).
2. (С той, что касается древней Индии)
3. (В определении сведений для Древнего Китая: 4. (Во-первых, знания по темам Древняя Индия и  Древний Китай, во-вторых, понимание и умение выполнять задания на соотнесение) 
Нам необходимы дополнительные сведения о Китае.

Самоопределение, смыслообразование (Л)
Целеполагание (П)
Планирование учебного сотрудничества (К) 
Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)
Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)
Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) 
3) Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).
Давайте попробуем определить тему урока.
Посчитайте сколько мелких государств было в Китае. А теперь Китай закрашен в один цвет. Почему? Китай объединился. Само государство может объединится? А кто его объединил. Так как же может звучать тема, если мы соединим правителя и единый Китай.
Какая цель у сегодняшнего урока.
Давайте запишем в тетрадь тему и попробуем сформулировать план.
Составляем план: 
1.Объединение Китая.
2. Цинь Шихуан    
3. (На карте выделяется значёк с нападением гуннов)
Завоевательные войны
4.      ( на карте выделяется значёк шёлкового пути)Как вы думаете, что означает эта линия. Это путь. По нему ходили караваны с товарами, а основным товаром был шёлк. Как будет называться путь? Великий шёлковый путь.
Кто стоял во главе государства. Что можно рассказать о нем?
5.Выделяется Великая китайская стена.
6.Учитель показывает чай. Изобретения китайцев. Ученики предлагают тему урока «Первый властелин единого Китая» Цель: получить новые знания о Древнем Китае, выделить и запомнить факты, понятия, термины и даты, относящиеся именно к этой теме. Задача: работать с историческими документами, отвечать устно, подтверждая аргументами свою точку зрения.
Записывают в тетрадь тему урока (выделяют цветной пастой).
III. Проблемное объяснение нового знания Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися знаний о Китае… 
Предлагаю вам разделиться на такое количество групп, сколько пунктов в плане, сначала каждый лично готовит на листе небольшой плакат по своей теме, затем вы выберите лучший и этот ученик презентует нам свою рабоиту.. 
Работа по учебнику (5-7 мин.) по ходу ответов учитель добавляет, показывает слайды, видео  1 группа:  Объединение Китая.2 группа: Цинь Шихуан    3 группа: Завоевательные войны
4 группа:  Великий шёлковый путь.5 группа: Великая китайская стена 6 группа: Изобретения китайцев Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П) Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К) 
IV. Первичное закрепление. Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию 
В ходе выступления групп учитель на доске записывает все термины, понятия, даты на доске, а каждый ученик делает краткие записи в тетради и попутно сравнивает полученную информацию с таблицей (на парте у каждого). Ученик в таблице фиксирует карандашом, какие знания он приобретает, в каких моментах он знает недостаточно для положительного ответа. 
Физминутка - китайский флешмоб 2. А вот теперь вернитесь к своим карточкам и ещё раз попробуйте их заполнить
Как вы считаете, мы достигли цели урока?  Записи в тетради:
221 г. до н.э. – объединение Китая.
Цинь Шихуан. Великая Китайская стена. Великий шелковый путь.  Анализ объектов, подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)
Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)
Оценивание усваиваемого содержания (Л)
 Контроль, коррекция, оценка (Р) 
V. Итог урока (рефлексия деятельности) Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса 
(слайд 22) 1) Интерес- что было интересно на уроке? Творчество- какие творческие работы понравились? Обучение- чему научились? 
Что положительного дало древним китайцам объединение страны в единое государство? 
Как изменилась жизнь простых китайцев при императоре Цинь Ши Хуане? 
Главное- что сегодняшний урок принёс для меня? 
Домашнее задание. Параграф 23 пересказ. По желанию – творческая работа по теме. Узнать расстояние от Голышманово до Китая.2)       Оцените работу  всего класса и свою собственную, воспользовавшись цветовой схемой и таблицей.  На доске чёрно –белый дракон, давайте его раскрасим. У вас на столах фишки разного цвета, намажьте лишь одну клеем и приклейте к дракону. Если урок вам понравился – приклейте фишку красного цвета, если нет –зелёного.
 3)   Учитель выставляет оценки, предлагает сравнить их с самооценкой, задать вопросы. 
Сегодня все отлично поработали, молодцы. 
Спасибо всем за урок.
В России живёт 30 000 тысяч китайцев и, возможно, вы встретите кого- нибудь из них, а может даже поедите в Китай. Вы уже умеете здороваться по-китайски. Давайте теперь попрощаемся по китайски.
Цай тиан. Ответы: 
Ребята дают оценку своим знаниям.
Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)
Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)
Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)