Сообщение Требования к структуре адаптированных основных общеобразовательных программ в условиях введения ФГОС образования глухих обучающихся


Требования к структуре адаптированных основных общеобразовательных программ в условиях введения ФГОС образования глухих обучающихся
На основе нового федерального образовательного стандарта учреждение может разработать один или несколько вариантов программ с учётом особых образовательных потребностей глухих обучающихся:
1 вариант По программе 1-го варианта могут обучаться дети со слуховыми аппаратами или имплантатами, у которых уровень развития близок возрастной норме. Они понимают обращенную к ним речь и их собственная речь также является внятной и понятной. Данный вариант предполагает, что учащийся получает образование, которое полностью соответствует образованию слышащих сверстников, находясь в той же среде и в те же сроки. (первые 4 класса 1-4 класс) По окончании начальной школы решается вопрос по какому варианту программы учащийся будет обучаться дальше.
2 вариант Второй вариант программы предназначен для детей, которые к моменту поступления в школу не достигли уровня развития близкого к возрастной норме, но не имеют ограничений по состоянию здоровья. Этот вариант предполагает, что обучающийся получает образование соответствующее образованию слышащих сверстников, но в пролонгированные сроки: 5 лет для детей, посещавших детский сад и 6 лет для тех кто не посещал дошкольное учреждение. По истечении этого времени решается по какой программе пройдёт его дальнейшее обучение.
3 вариант предназначен для глухих детей с легкой умственной отсталостью. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения 6 лет. Но то образование, которое он получит по истечении этого времени, по своему содержанию и итоговым достижениям не будет соответствовать тому, которое получат его сверстники обучаясь по программе 2-го варианта. По истечении 6 лет вариант программы также может быть изменён.
4 вариант предназначен для глухих обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью, которая может сочетаться с нарушением зрения, опорно-двигательного аппарата, аутическими и психическими расстройствами. Пролонгированные сроки обучения теже, что и у предыдущего варианта – 6 лет, но и здесь содержание образования и итоговые достижения учащихся не будут соответствовать предыдущему варианту. На основе данного варианта учреждение разрабатывает специальную индивидуальную программу развития обучающегося.
Перечисленные варианты программ включают обязательные и формируемые части: для 1-го и 2-го вариантов 80 и 20 %, для 3-го 70 и 30%, для 4-го 60 и 40% соответственно.
Учебный план включает предметные и коррекционно - развивающие области:
Для 1-го и 2-го вариантов такие предметные области как филология, математика и информатика, обществознание и естествознание, основы религиозных культур и светской этики, искусство, технология и физкультура.
Для 3-го варианта филология заменяется такой предметной областью как Язык и речевая практика. Обществознания и основ религиозных культур и светской этики нет, остальные предметные области теже.
Для 4-го варианта филология заменяется предметной областью - Речь и альтернативная коммуникация. Естествознание заменяется окружающим миром. Остальные области теже, что и у третьего варианта.
Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной деятельности. Её содержание должно быть представлено следующими обязательными курсами: «Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи», «Музыкально-ритмические занятия», «Развитие слухового восприятия и техника речи», «Социально - бытовая ориентировка».
Что касается программы формирования универсальных учебных действий у 1 и 2 варианта, то она должна быть определена на этапе завершения обучения, также как и программа формирования базовых учебных действий у 3-го и 4-го вариантов с учётом индивидуальных особенностей каждого обучающегося.
Программа отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей деятельности для первого и второго вариантов разрабатывается на основе требований к личностным, метапредметным и предметным результатам и программы формирования УУД. Для третьего и четвертого вариантов – на основе требований к личным и предметным результатам и программы формирования БУД.
Во всех перечисленных вариантах обязательным является систематическая специальная и психолого-педагогическая поддержка учителей, родителей и самого учащегося. В структуру программы включается коррекционная работа, направленная на обеспечение слухоречевого развития и преодоление коммуникативных барьеров, на коррекцию и развитие нарушенных функций, профилактику возникновения вторичных отклонений.
В заключении следует отметить, что система оценки достижений планируемых результатов должна ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание глухих обучающихся; на достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов и курсов коррекционно - развивающих областей, формирование УУД (для первых двух вариантов) и БУД (для 2-х двух вариантов); обеспечивать комплексный подход к оценки результатов освоения программы.