Оценочная деятельность обучающихся и учителя в условиях реализации ФГОС


Оценочная деятельность обучающихся и учителя
в условиях реализации (подготовки к реализации) ФГОС
«Начало есть более чем половина всего»
Аристотель
Теоретическими наработками школы по системе оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО я уже делилась с вами в конце предыдущего учебного года. Эпиграфом моего выступления тогда были слова Чарльза Дарвина: «Выживает не самый умный и не самый сильный, а тот, кто лучше всех откликается на происходящие изменения». Сегодня мне больше мне больше импонирует высказывание Аристотеля: «Начало есть более чем половина всего».
Все мы разработали необходимые документы: ООП ООО, новые положения, в том числе «Положение о системе оценок, формах и порядке промежуточной аттестации …», рабочие программы – и успокоились. Но вот дошло дело до практики, и вновь появились вопросы. Как разработать лист оценки достижений? На какой период его разрабатывать? Обязательно ли? Как должен выглядеть лист оценки на урок? За что оценивать? Как сформулировать критерии? Как продиагностировать и оценить личностные результаты в условиях отсутствия психолога? На все эти вопросы мы пытались найти ответы в течение учебного года с помощью проб и ошибок, обмена опытом, изучения литературы, посещения семинаров. Многие вопросы прояснились, благодаря З.А. Кокаревой (вебинару и пособию). Очень полезны были семинары в 20-й и 21-й школе Вологды. Итак, к чему мы пришли?
Позвольте напомнить вам некоторые теоретические положения.
В соответствии с ФГОС ООО основным объектом системы оценки результатов образования, её содержательной и критериальной базой выступают требования Стандарта, которые конкретизируются в планируемых результатах освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования.(слайд 2)
Система оценки включает процедуры внутренней и внешней оценки.
Внутренняя оценка (слайд 3) включает:
стартовую диагностику (можно использовать итоговые КИМы для 4 класса);
текущую и тематическую оценку (изменения связаны с переходом на критериальную оценку);
портфолио,
внутришкольный мониторинг образовательных достижений,
промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся
(Слайд 4) К внешним процедурам относятся:
государственная итоговая аттестация,
независимая оценка качества образования,
мониторинговые исследования муниципального, регионального и федерального уровней.Хочется обратить внимание на то, что во всех процедурах, кроме итоговой отметки, допустимо предоставление исключительно неперсонифицированной (анонимной) информации о достигаемых обучающимися образовательных результатах, особенно это касается личностных результатов.
Основными принципами (слайд 5) системы оценивания являются:
критериальность, основанная на сформулированных в ФГОС ООО требованиях к оценке планируемых результатов, составляющие содержание блоков «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться» всех изучаемых программ;
уровневый характер оценки, заключающийся в разработке средств контроля с учётом базового и повышенного уровней достижения образовательных результатов;
комплексность оценки – оценка достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.
приоритет самооценки: самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя (прогностическая самооценка предстоящей работы и ретроспективная оценка выполненной работы);
гибкость и вариативность форм и процедур оценивания образовательных результатов;
оценочная безопасность: информация о целях, содержании, формах и методах контроля и оценки должна быть доведена до сведения обучающихся и их родителей, информация об индивидуальных результатах обучения и развития обучающихся должна быть адресной.
Отметка и оценка очень важны в жизни ребенка. Прежде всего, потому что они тесным образом связаны с такими психологическими характеристиками, как самооценка, мотивация, тревожность, эмоциональный комфорт…Поэтому для стартовой диагностики личностных результатов мы использовали методику диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению доктора психологических наук, профессора Анны Михайловны Прихожан, которая позволяет выявить не только уровень познавательной активности обучающихся, но и мотивацию достижения, уровень тревожности и гнева. Нынешний 5 класс с начальной школы отличается широкими познавательными интересами и высокой активностью, и это подтвердилось результатами исследования.(слайд 6)

Прослеживается чёткая связь между учебной мотивацией и успеваемостью обучающихся. Пятиклассники с высокой мотивацией учения учатся на «4» и «5», со средней – в зависимости от предмета.
Для диагностики самооценки использовали методику Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан. Прослеживается взаимосвязь самооценки с уровнем успешности во внеурочной деятельности, олимпиадах и соревнованиях.

Метапредметные результаты (слайд 7) в соответствии с нашим Положением оцениваются учителями и классным руководителем методом наблюдений, на основании которых 2 раза в год заполняется диагностическая карта формирования УУД для портфолио обучающихся.
Годовая оценка метапредметных результатов осуществляется на основании:
- комплексной проверочной работы;
- портфолио обучающегося;
- защиты индивидуального проекта (с 7 класса).
Почему до 7 класса мы пока не планируем использовать защиту проекта для оценки метапредметных результатов? Позиция по этому вопросу лично у меня кардинально изменилась. Если в конце предыдущего учебного года я настаивала на трёхуровневой системе оценки (соответствующей отметкам «5», «4», «3»), то теперь считаю, что за проекты надо ставить только хорошие и отличные отметки по предмету (т.е. создавать ситуацию успеха). В целом же оценка за проекты (как индивидуальные, так и коллективные) на этапе обучения проектно-исследовательской деятельности может быть не вполне объективна. Кому-то помогает учитель, кому-то – родители или другие взрослые. Мы не можем со 100%-ной уверенностью сказать, что ребёнок работал сам, особенно это касается индивидуальных проектов. Другое дело если вся работа выполняется на глазах учителя. Но здесь возникает проблема времени… Полноценный проект трудно разработать в рамках одного урока, даже в условиях групповой работы. Поэтому мы пока ставим цель не оценить ученика за проектную деятельность по всем УУД (регулятивным, познавательным, коммуникативным), а научить его разрабатывать и защищать проект. С этой целью во внеурочную деятельность включён кружок «Учимся создавать проекты» (0,5 часа). Вела его в этом году классный руководитель 5 класса Чекмарева Л.Н. Ребята разрабатывали и защищали индивидуальные проекты по биологии и экологии, которые оценивались по системе «зачтено – незачтено»).Большой опыт организации проектной деятельности имеет Белова Л.Н.
Так пятиклассники в этом году разрабатывали и защищали на уроках иностранного языка (английского) мини-проекты: «Моё расписание», «Сувениры России», «Дом моей мечты», «Музеи Вологды» и др.
По ИЗО в марте они защитили мини-проект по теме «Роль декоративного искусства в жизни человека и общества».
По технологии на год запланировано 6 мини-проектов (слайд 8):
I четверть II четверть III четверть IV четверть
Творческий проект « Моя ферма». 02.10
Творческий проект «Кухня моей мечты». 16.10 Творческий проект. «Приготовление воскресного завтрака для всей семьи». 11.12 Творческий проект. «Наряд для завтрака». 18.03 Творческий проект «Лоскутное изделие для кухни-столовой». 29.04
Творческий проект « Моя клумба» 25.05
Критерии оценки проектов разработаны учителем. Отметка выставляется в журнал по предмету.
В соответствии с Примерной ООП ООО в каждом ОУ должно быть разработано приложение к программе, в котором указаны особенности оценки по отдельным предметам и график контроля достижения планируемых результатов. В папку для вас я включила пример разработки части этого приложения по предметам Беловой Л.Н. и по обществознанию.
По своему предмету я использовала мини-проекты в течение учебного года («Школа будущего», «Герб моей семьи» и др.). В конце учебного года мы попробуем защиту групповых исследовательских проектов, используя опыт 21 школы.
Также проекты включены в рабочие программы учителей по русскому языку, истории, математике.
Возможный результат проектной деятельности: стенд, плакат, компьютерная презентация, словарик, подборка материалов прессы, эссе, реферат, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, доклад и т.п.Говоря об оценке предметных результатов мы должны обратить особое внимание на реализацию принципов критериального оценивания.
Несмотря на то, что требования к результатам освоения ООП НОО и ООП ООО разработаны и могут выступать в качестве критериев, методы их измерения несовершенны. Разработкой КИМ занимаются немногочисленные центры, которые не могут обеспечить потребности учителей на практике. Текстовые варианты контрольных работ, выпускаемые издательствами, не являются стандартизированными. Их можно использовать для проведения промежуточной аттестации обучающихся по итогам освоения ООП.
Сложнее дело обстоит с критериями оценки учебных достижений за более короткий период – учебный раздел, тему, четверть, год. В этом случае нужно ориентироваться на свою рабочую программу, учебники и тетради на печатной основе. На их основе учитель разрабатывает лист оценки достижений обучающихся по предмету (по определённой теме, за четверть, полугодие, год). При этом важно понимать связь планируемых результатов и критериев их оценки с содержанием проверочных заданий. Следует планировать такие критерии оценки достижений, чтобы необходимый (базовый) уровень могли продемонстрировать 100% обучающихся класса. Все иные критерии на данный отрезок времени могут быть приняты как дополнительные.
Лист оценки индивидуальных достижений является одной из форм формирования рефлексивной позиции обучающихся, способом прогнозирования и фиксации результатов. Он может быть разработан группой учителей или индивидуально. Перечень критериев по одному и тому же УМК может быть различен. Каждому критерию соответствует несколько примеров учебных заданий. В любом случае важно обеспечить требования программы, а степень сложности и объём заданий могут варьироваться.
Родителей необходимо ознакомить с листами оценки достижений, разъяснить им суть и значимость критериальной оценки. Обратить их внимание на то, что не обязательно выполнение ребёнком всех заданий. Допустимым является выполнение 50% заданий по базового уровня.
Результаты обучения, представленные в листах оценки в виде критериев, являются основой для формирования стратегических и тактических целей. К ним необходимо обращаться на этапах целеполагания и рефлексии (на каждом уроке, или, как минимум, через 2-3 урока). Вопросы типа: «Чему мы уже научились?», «Что, на ваш взгляд, еще надо доработать?», «Какие задачи можно сформулировать на следующий (следующие) уроки?» должны звучать в течение всего учебного года. Листы оценки достижений включаются в портфолио обучающегося: они позволяют отслеживать динамику достижений.
Формой оценивания результатов по каждому критерию в начальных классах (и в 5 классе) выступают значки: «+», «─», «?».Знак «+» означает уверенное применение учебного действия или знания.
Знак «─» означает, что данное умение не освоено.
Знак «?» означает неуверенное применение учебного действия (знания), допущение ошибок при выполнении задания.
Уровни освоения предметных и метапредметных результатов определяются следующим образом:
Базовый – если положительная оценка выставлена более чем по 50% критериев. При этом часть критериев (или все) могут быть оценены как неуверенное применение (знак «?» ).
Повышенный – если наряду с основными критериями ученик демонстрирует умения по дополнительным критериям. Или по всем основным критериям – уверенное владение - знак «+» .Не достиг базового уровня – если отрицательная оценка по 50% критериев.
Возможна оценка по 4 уровням: высокий (90-100%), выше среднего (66 – 89%), средний (50-65%), ниже среднего (меньше 50%).
В основной школе каждый критерий может оцениваться в баллах. При этом правила квалиметрии не рекомендуют определять цену задания выше 3 и менее 1 балла. Общая сумма баллов переводится в проценты.
Составление листов оценки достижений поможет учителю повысить собственную компетенцию в сфере предмета и в области метапредметных результатов и повысить качество обучения. Главное – формировать ведущие понятия, закономерности, алгоритмы. Усвоение главного и существенного всеми обучающимися позволит им найти точку опоры, справиться с обязательным минимумом самостоятельно, а значит, испытать ситуацию успеха. Успех рождает мотивацию, которая обеспечивает саморазвитие.
На основе листов достижения по теме могут составляться листы самооценки на урок.
Критериальная самооценка позволяет школьнику осмыслить изученное содержание, проанализировать успехи и достижения, понять причины ошибок. Учитель получает эффективную обратную связь.
В начальной школе по каждому предмету давно разработаны листы оценки достижений на четверть или год. В основной школе дело продвигается не так легко. Особенно после комментариев Кокаревой З.А. о том, что они не обязательны. Но в этом случае в начале изучения темы ученикам всё равно должны быть предъявлены критерии, по которым будет проверяться её усвоение. Как минимум, за 2 недели до контрольной работы обучающиеся должны быть ознакомлены с примерным её содержанием. Легче всего переход на новую систему оценки был осуществлён по математике. Каким образом? Об этом Галина Александровна расскажет сама. Без особых затруднений были составлены листы оценки индивидуальных достижений по иностранному языку, технологии и труду Беловой Л.Н (был опыт по начальной школе). В вашу папку также будут помещены листы оценки по темам по обществознанию (мои).
Также в школе накоплен достаточно большой опыт разработки поурочных оценочных листов, в которых предусмотрены различные виды оценки: самооценка (прогностическая и ретроспективная), взаимооценка, экспертная оценка. Их варианты вам будут предложены.
Я преподаю математику ещё по старым стандартам, но при подготовке открытого урока попробовала составить лист оценки по теме «Квадратные уравнения». На удивление, эта работа не заняла много времени, так как абсолютно ясно, что должны знать и уметь обучающихся, к тому же под рукой варианты контрольных работ. А главное – мне очень понравилось работать с этим листом. Очень легко сформулировать цели и задачи урока, организовать групповую и индивидуальную дифференцированную работу, подвести итоги. Я использовала прогностическую и ретроспективную самоооценку при обобщении материала по теме и подготовке к контрольной работе. И надо сказать, что результаты контроля были выше, чем обычно.
Итак, в чем же сущность оценочной деятельности учителя? (слайды 9-18 из презентации Кокаревой З.А.)
Функции самооценки (слайд 19):
констатирующая (что я знаю хорошо, а что недостаточно);
мобилизационная (мне многое удалось, но в этом вопросе я разобрался не до конца);
проектировочная (чтобы не испытывать затруднений в дальнейшей работе, я обязательно должен повторить…).
Самооценка позволяет человеку увидеть сильные и слабые стороны и выстроить программу дальнейших действий.
Процедура самооценки (слайд 20):
принятие учеником критериев оценивания или совместная разработка критериев;
ознакомление с заданием (или подбор задания в соответствии с критерием);
прогностическая самооценка по критериям (смогу ли, всё ли, часть задания);
сопоставление эталонов и результатов; рефлексивная самооценка;
постановка коррекционно-развивающих задач.
Самооценка должна предшествовать оценке учителя.
При критериальном оценивании появляются дополнительные возможности оценивать и наращивать свои достижения по тому или иному критерию.
Правила оценочной безопасности (слайд 21)
        Не скупиться на похвалу
        Хвалить исполнителя, критиковать исполнение (вместо «Ты сделал три ошибки в этом предложении» лучше сказать «Давай с тобой найдём в этом предложении три ошибки»)
        «На ложку дёгтя – бочка мёда». Даже в море неуспеха можно найти островок успешности и закрепиться на нем.
        Ставить перед ребёнком только конкретные цели. Вместо заклинания: «Постарайся быть внимательным и не пропускай букв» эффективней установка «В прошлом диктанте ты пропустил шесть букв, сегодня – не больше пяти»
        «За двумя зайцами…» Не надо ставить перед учеником несколько задач одновременно. Если вы сегодня ставите задачу не забыть о точке в конце предложения, простите ему на то, что он забыл, как пишется заглавная буква Д.
        Формула «опять ты НЕ…» - верный способ выращивания неудачника.
        Учитель, начни практику оценочной безопасности с собственной самооценки!