Развитие одарённости младших школьников на различных этапах уроков русского языка и литературы.


Развитие одарённости младших школьников на различных этапах уроков русского языка и литературы.
Оксененко Галина Владимировна, учитель начальных классов,
МОБУ СОШ № 6 им. М.А.Киняшова г.Благовещенск РБ
Lenoksa2008@yandex.ruДобрый день, уважаемые коллеги!
Я работаю учителем начальных классов 39 лет, по программе «Школа России» с 2000 года. Главная задача этой программы состоит в том, чтобы научить детей осознанному чтению, письму и счёту, правильной речи, прививать учащимся ответственное отношение к труду, способствовать разностороннему и гармоничному развитию младших школьников, развитию творческих способностей.
В своей работе стараюсь придать особое значение способности не просто учиться, усваивать знания, а учить детей тому, как создавать знания. Стараюсь учить детей умению выражать свои мысли, развивать индивидуальные способности, творческий потенциал. Стараюсь объединить обучение и творчество.
Работаю по принципу, что каждый ребёнок по-своему незауряден. Учу детей верить в свои способности, проявлять индивидуальность, искать в жизни свой путь.
Сегодня новое государство Российская Федерация переживает период кардинальной перестройки во всех областях жизни, в том числе и в области образования. Наша школа работает с 2010 года по внедрению ФГОС НОО, организована пилотная площадка по внедрению ФГОС. Сейчас много материала имеем по данной теме, а тогда мы были вначале пути, поэтому были и трудности, с которыми мы сообща справлялись.
Одарённостью считается не только выдающийся интеллект, высокая креативность, или наличие специальных способностей, а мотивация.
Мотивация – деятельность ученика и удовлетворение её результатом. Я стараюсь работать над созданием ситуации успеха. Стараюсь поддерживать в учениках:
Упорство
Настойчивость
Целеустремлённость
Высокую работоспособность
Организованность
Волю
Высокую исполнительность
Стимулирование этих качеств - главное моё направление в учебной деятельности с учениками.
Я изучила множество литературы по развитию детской одаренности, прочитала труды разных психологов: отечественных и зарубежных. Мне, как учителю начальных классов, импонирует Концепция Джозефа Рензулли. Он предлагает относить к категории одаренных детей тех, которые проявили высокие показатели хотя бы по одной из этих характеристик. Более того, Рензулли заменяет термин “одаренность” на “потенциал”. Действительно, детей, обладающих потенциальными возможностями, в школе достаточно.
Опыт, наработанный по взаимодействию с одаренными детьми, и его систематизация стали целью моей методической разработки. И потому я решила этим опытом поделиться с широким кругом коллег.
Я глубоко убеждена, что в каждой школе есть одаренные дети, способные достичь при благоприятных условиях выдающихся результатов в видах деятельности, соответствующих их склонностям и интересам. Важно только найти для каждого такую деятельность.
Поэтому, прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить.
Приведенные методики позволяют комплексно оценивать разные стороны поведения и деятельности младшего школьника, анализировать его поведение в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам.
Определив ребят, чей уровень интеллектуального и творческого развития порядком выше, я создаю комфортную среду для дальнейшего развития мотивации к познанию и творчеству.
Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету.
Одним из сложнейших учебных предметов среди школьных дисциплин является русский язык. Именно поэтому хочу подробно остановиться на методике работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы.
Заслуживает внимания система развивающих заданий-минуток, которые я усовершенствовала с учетом возможностей классного коллектива. Данные задания я предлагаю учащимся в качестве грамматической разминки в начале урока.
На обдумывание таких заданий отводится не более 1 минуты и требуется, чтобы ученики обязательно подробно объяснили ход решения задания.
В практике своей работы использую поощрения за решение сложных, олимпиадных заданий.
Большое внимание уделяю на уроках русского языка минуткам чистописания. В начальной школе это необходимый этап урока. Материал для чистописания подбираю таким образом, чтобы он служил этапом активизации знаний для усвоения новой темы.
Вносят разнообразие в урок, прибавляют детям настроение, дают хороший заряд бодрости и энергии, а главное эффективно влияют на укрепление здоровья учащихся и продуктивность занятий. Все это о физкультминутках. Я во время физкультминуток либо закрепляю учебный материал, пройденный на уроке, либо стараюсь создать проблемную ситуацию.
Индивидуальная работа с узким кругом учащихся в процессе урочной и внеурочной деятельности строится на подготовке к олимпиадам и конкурсам различных уровней.
Постоянная и кропотливая работа не только с учащимися, но и над собой приносит свои плоды, мои учащиеся являются победителями районных, олимпиад, республиканских конкурсов, успешно поступают и учатся в ВУЗах нашей республики.
Одаренный ребенок не сможет развить свои способности без созданных для этого условий. Окружающая среда должна быть такой, чтобы помогать ему реализовать себя. Все дети от природы талантливы. Театральные и певческие фестивали, конкурсы, спортивные соревнования способствуют формированию разносторонне развитой личности.
Я считаю, что практическая значимость моей работы заключается в том, что данную методическую разработку могут использовать учителя, работающие с учащимися младшего школьного возраста.
Большую роль оказывают родители учащихся на развитие одарённости. На родительских собраниях знакомлю родителей с памяткой, которая, думаю помогает в работе. Я учу:
Умению видеть проблемы;
Умению задавать вопросы;
Умению выдвигать гипотезы (предположения);
Умению давать определения понятиям;
Умению классифицировать;
Умению наблюдать;
Умению делать выводы;
Умению объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
Умению контролировать себя;
Воспитывать исполнительность.
Необходимое условие моих уроков – высокий эмоциональный настрой.
Стараюсь, чтобы каждый ребёнок на уроке был полноценным участником учебного процесса, чтобы то, что ученик услышал на уроке, способствовало его обучению, воспитанию, развитию. Использую эмпирический тип уроков, это новые сведения о мире, поиск сведений, исследование, экспериментирование.
Спасибо за внимание!
Список литературы
Лейтес, Н.С. Об умственной одаренности. – М., 1960.
Поддьяков, А.Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания,
помощь, противодействие, конфликт. – М., 2000.
Савенков, А.И. Виды исследований школьников // Одаренный ребенок. –
2005. – № 2. – С. 84-106.
Савенков, А.И. Истоки практики исследовательского обучения //
Савенков А.И. Путь к одаренности. – СПб, 2004.