Психодиагностические таблицы для определения типичных трудностей в обучении


Психодиагностические таблицы для определения типичных трудностей в обучении
В моём классе обучается несколько детей с задержкой психического развития. У них возникают трудности в обучении и общении. Я классифицировала все случаи затруднений и начала изучать методики позволяющие помочь таким детям
Феноменология трудностей
Возможные психологические причины Психодиагностические методики Рекомендации
1.
В письменных работах пропускает буквы (20%)
1. Низкий уровень развития фонематического слуха
2. Слабая концентрация внимания
3. Несформированность приемов самоконтроля
4. Индивидуально-типологические особенности личности
1. Тест различения и выбора
фонем
2. Методика изучения концентрации и устойчивости внимания 3. Методика "Узор"
4. Методика Рене Жиля
1. Упражнения на развитие звукобуквенного анализа
2. Неразвитость орфографической зоркости (20%)
1. Низкий уровень развития произвольности
2. Несформированность приемов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу 3. Низкий уровень объема и распределения внимания
4. Низкий уровень развития кратковременной памяти
5. Слабое развитие фонематического слуха
1. Методика " Графический диктант"
2. Методика "Узор"
3. Методика изучения объема и распределения внимания
4. Методика "Оперативная
память»
5. Тест различения и выбора
фонем Упражнения на развитие звукобуквенного анализа
3. Невнимателен и рассеян (17%)
1. Низкий уровень развития произвольности
2. Низкий уровень объема
Внимания
3. Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания
4. Преобладающая мотивация учения — игровая 1.методика
Графический диктант. 2. Методика изучения объема внимания
3. Методика изучения концентрации и устойчивости внимания
4. Методика изучения мотивации (по Белопольской)
Стимуляция познавательной активности
4. Испытывает трудности при решении математических задач (15%)
1. Низкий уровень развития общего интеллекта
2. Слабое понимание грамматических конструкций
3. Несформированность умения ориентироваться на систему признаков
4. Низкий уровень развития образного мышления 4. Упражнения 47-52
1. Методика Векслера (для соответствующего возраста)
2. Методика изучения осмысления на основе слухового восприятия
3. Методика "Рисование по
точкам»
4. Методика "Лабиринт"
Необходимо дополнительное обследование у психоневролога
5. Испытывает затруднения при пересказе текста
(13%) 1. Несформированность умения планировать свои действия
2. Слабое развитие логического запоминания
3. Низкий уровень речевого развития
4. Низкий уровень развития образного мышления
5. Низкий уровень развития логических операций (анализа, обобщения, систематизации)
6. Заниженная самооценка
1. Методика "Узор"
2. Методика "Запомни пару"
3. Методика Эббингауза
4. Методика "Лабиринт
5. Методика "Сапожки", методика "Заполни пустую
Клетку».
6. Шкала самооценки (Ч.Д.Спилбергера и Ю.Л.Ханина)
Коррекция личностно-мотивационной сферы
6. Неусидчив (16%)
1. Низкий уровень развития произвольности
2. Индивидуально-типологические особенности личности
3. Низкий уровень развития волевой сферы
1.Методика изучения темперамента
2.Методика "Графический диктант", "Домик"
Щадящий режим, учет при обучении индивидуальных особенностей
7. Трудно понимает объяснения с первого раза (12%)
1. Несформированность приемов учебной деятельности
2. Слабая концентрация
Внимания
3. Низкий уровень развития восприятия
4. Низкий уровень развития произвольности
5. Низкий уровень развития общего
интеллекта
1. Методика "Узор"
2. Модификация метода
Пьерона-Рузера
3. Методика изучения
восприятия
4. Методика "Домик", "Графический диктант"
5. Методика Векслера (для соответствующего возраста)
Необходимо дополнительное обследование у психоневролога
8. Постоянная грязь в тетради (10%)
1. Слабое развитие тонкой моторики пальцев рук
2. Несформированность приемов учебной деятельности
3. Недостаточный объем
Внимания
4. Низкий уровень развития
кратковременной памяти
1. Методика "Змейка" 1
2. Методика "Узор"
3. Методика определения объема внимания
4. Методика "Оперативная
память"
Упражнения на развитие тонкой моторики
9. Плохое знание таблицы сложения (умножения) (15%)
1. Низкий уровень развития механической памяти
2. Низкий уровень развития долговременной памяти
3. Развитие общего интеллекта ниже возрастной нормы
4. Низкий уровень развития произвольности
5. Слабая концентрация
внимания
6. Несформированность приемов учебной деятельности
1. Методика изучения
логического и механического
запоминания
2. Методика изучения долговременной памяти
3. Методика Векслера (для соответствующего возраста)
10. Не справляется с заданиями для самостоятельной работы (15%)
1. Несформированность приемов учебной деятельности
2. Низкий уровень развития
произвольности
1. Методика "Узор"
2. Методика "Графический
диктант» 11. Постоянно забывает учебные предметы дома
(5%)
1. Высокая эмоциональная нестабильность,
повышенная импульсивность
2. Низкий уровень развития
произвольности
3. Низкий уровень концентрации и
устойчивости внимания
1. Детский вариант характерологического опросника Г. Айзенка
2. Методика изучения концентрации и
устойчивости внимания
12. Плохо списывает с доски
(8%)
1. Несформированность предпосылок учебной деятельности
2. Низкий уровень развития
произвольности
3. Низкий уровень переключения внимания
4. Недостаточный объем
внимания 1.Методика изучения переключения внимания
2.Методика изучения объема и распределения
внимания
13. Домашнюю работу
выполняет отменно, а в
классе справляется плохо (5%)
1. Низкая скорость
протекания психических
процессов
2. Несформированность приемов учебной
деятельности
3. Низкий уровень развития
произвольности
1. Детский вариант
характерологического опросника Г. Айзенка
2. Методика "Узор"
1. Учет при обучении
индивидуально-типологических особенностей
14. Любое задание необходимо повторить несколько раз, прежде чем ученик начнет его выполнять (10%)
1. Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания
2. Низкий уровень развития
произвольности
3. Несформированность умения выполнять задания
4. Несформированность предпосылок учебной деятельности
1. Методика изучения концентрации и
устойчивости внимания
15. Постоянно переспрашивает учителя (5%)
1. Низкий уровень объема
внимания
2. Слабая концентрация и устойчивость внимания
3. Низкий уровень развития переключения внимания
4. Низкий уровень развития кратковременной памяти
5. Низкий уровень развития
произвольности
6. Несформированность умения принять учебную
задачу
1. Методика изучения объема и распределения
внимания
2. Методика изучения концентрации и устойчивости внимания
3. Методика изучения переключения внимания
4. Методика "Оперативная
память"
16. Плохо ориентируется в тетради (4%)
1. Низкий уровень развития восприятия и ориентировки
в пространстве
2. Низкий уровень развития
произвольности
3. Слабое развитие мелкой мускулатуры кистей рук
1. Тест Керна — Йерасека
(субтесты 2, 3)
Методика "Змейка"
Упражнения на развитие мелкой
моторики
17. Поднимает руку, а при ответе молчит
(4%)
1. Несформированность отношения к себе как к
школьнику
2. Заниженная самооценка
3. Низкий уровень развития произвольности
1. Анкета для определения школьной мотивации
2. Методика изучения
самооценки
Стимуляция познавательной
активности
Коррекция личностно-мотивационной сферы
18. Опаздывает на уроки (4%)
1. Несформированность приемов самоконтроля
2. Низкий уровень развития
концентрации и устойчивости внимания
3. Низкий уровень развития
произвольности
Возможные трудности в
семье
Методика "Кинетический рисунок
семьи" (КРС)
Методика "Незаконченные предложения "
Изучение межличностных отношений в семье, работа с родителями
Коррекция личностной направленности ребенка
19. Постоянно отвлекается на уроках, залезает под парту, играет, ест (2%)
1. Несформированность отношения к себе как к школьнику
2. Преобладающая мотивация учения — игровая.
3. Индивидуально-типологические
особенности личности
4. Низкий уровень развития концентрации и устойчивости внимания
5. Низкий уровень развития произвольности
6. Несформированность приемов учебной
деятельности
1. Анкета для определения школьной мотивации
2. Методика изучения мотивации (по Белопольской)
3. Методика Рене Жиля
4. Методика изучения концентрации внимания (модификация метода Пьерона — Рузера) 1. Стимуляция познавательной активности
2. Коррекция личностно-мотивационной сферы
3. Учет индивидуальных особенностей в учебном процессе
20. Испытывает страх перед опросом учителя
(27%)
1. Заниженная самооценка
2. Возможные трудности в
семье
3. Внутреннее стрессовое
состояние
4. Индивидуально-типологические особенности личности
Методика изучения самооценки
Методика "Кинетический рисунок
семьи" (КРС)
3. Методика Люшера
4. Методика Рене Жиля, детский вариант характерологического опросника Г. Айзенка
Коррекция личностно-мотивационной сферы
2. Работа с родителями
3. Снятие тревожных состояний через терапевтическое
воздействие
4. Учет индивидуальных особенностей в учебно-воспитательном процессе
21. При проверке тетради после проведенного урока оказывается, что письменная работа полностью отсутствует
(2%)
1. Несформированность отношения к себе как к
школьнику
2. Преобладающая мотивация учения — игровая
3. Низкий уровень развития
произвольности
4. Несформированность приемов учебной деятельности
1. Анкета для определения школьной мотивации
2. Методика изучения мотивации (по Белопольской)
1. Коррекция личностной направленности
школьника
2. Стимуляция познавательной активности
22. Во время урока выходит и отсутствует продолжительное время(1%)
1. Отсутствует учебная
мотивация
2. Несформированность отношения к себе как к
школьнику
3. Заниженная самооценка
4. Внутреннее стрессовое состояние
5. Трудности в усвоении материала, связанные с ЗПР
1. Методика изучения мотивации (по Белопольской)
2. Анкета для определения школьной мотивации
3. Методика изучения самооценки (Спилбергера 4. Методика Люшера
5. Методика Векслера (для соответствующего возраста1. Стимуляция познавательной
активности
2. Коррекция личностной направленности
3. Снятие тревожных состояний через терапевтическое
воздействие
4. Необходимо дополнительное обследование у психоневролога
23. Комментирует оценки и поведение учителя своими замечаниями (0%)
1. Возможные трудности в
семье
2. Перенесение функции матери на учителя
3. Особенности развития
"Я-концепции"
1. Методика "Кинетический рисунок
семьи" (КРС)
2. Методика "Несуществующее животное"
1. Работа с родителями
2. Коррекция личностно-мотивационной сферы
24. Долгое время не
может найти свою парту (0%)
1. Слабое развитие
ориентировки в пространстве
2. Низкий уровень развития образного мышления
3. Низкий уровень развития
восприятия
4Низкий уровень развития
самоконтроля
1. Таблицы Шульте
2. Методика изучения
восприятия
3. Методика изучения долговременной памяти
Снятие тревожных состояний через терапевтическое