Творчество как одна из форм детской одаренности


МБОУ «Очёрская средняя общеобразовательная школа №1»
«Творчество как одна из форм развития детской одаренности»

Работу выполнила:
учитель начальных классов
МБОУ «ОСОШ №1»
Политова Наталья Владимировна
г. Очёр, 2015
Содержание:
стр.
Введение………………………………………………………...3
Одаренность, виды (типы) одаренности………………………4
Творчество, формы творчества………………………………...5
Развитие одаренности в процессе творческой деятельности ..6
Наши достижения……………………………………………….7
Заключение……………………………………………………...8
Библиографический список……………………………………8
Введение
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.
Каждый человек талантлив по-своему, у каждого есть значительный творческий потенциал. Но возможность творить – это не талант, а умение, которое каждый может в себе выработать. Способность к творчеству, к созиданию является признаком одаренности. Недаром в законе РФ «Об образовании» указывается на необходимость развития творческих возможностей одаренных детей, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного прогресса.
Цель: создание условий для развития одаренности у учащихся 1 «е» в процессе творческой деятельности.
Задачи:
1. Выявить интересы, склонности, способности, возможности у учащихся.
2. Создать условия для индивидуального развития в избранной сфере.
3. Развивать опыт творческой деятельности, творческих способностей.
4.Создать условия для реализации приобретённых знаний, умений и навыков.
5.Развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества.
Одаренность, виды (типы) одаренности
4406265552450Одарённость — наличие потенциально высоких способностей у какого- либо человека.
Б. М. Теплов определил одарённость как «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности». Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Кроме наличия комплекса способностей, для успешного выполнения деятельности человеку необходимо обладать определённой суммой знаний, умений и навыков.
Единой, общепринятой классификации видов одаренности не существует. Ученые выделяют от четырех до десяти видов одаренности.
Основные виды (типы) одаренности
Интеллектуальная
Академическая
Художественная
Творческая (креативная)
Лидерская (социальная) одаренность
Психомоторная или спортивная одаренность
Талантливые дети
«Антивундеркиндный» тип возрастного развития одаренности
Кроме того, необходимо отметить, что одарённость может быть специальной — то есть одарённостью к одному виду деятельности, и общей — то есть одарённостью к разным видам деятельности. Часто общая одарённость сочетается со специальной. Многие композиторы, например, обладали и другими способностями: рисовали, писали стихи и т. д.
Творчество, формы творчества
Особо выделим такой вид одаренности как творческая. Одни ученые полагают, что творчество, является неотъемлемым элементом всех видов 
одаренности, которые не могут быть представлены отдельно от творческого компонента. Так, A.M. Матюшкин настаивает на том, что есть лишь один вид одаренности — творческая: если нет творчества, бессмысленно говорит об одаренности.
Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий.
Существуют разные формы (виды) творчества.
Исследователь творческого фактора человека и феномена интеллигенции Виталий Тепикин выделяет:
- художественное,
-научное,
- техническое,
-спортивно-тактическое,
-военно-тактическое творчество.
Основные формы творческой деятельности школьников:
1) рисование, вырезки из бумаги;
2) творческие игры;
3) музыка, поэзия;
4) дискуссии;
5) письмо, развивающее творчество.
Развитие одаренности в процессе творческой деятельности на примере работы с детьми 1 «Е» класса МБОУ «ОСОШ №1».
Развитие детской одаренности в процессе творческой деятельности – это непрерывный процесс, который проходит через все этапы развития личности ребёнка, побуждающий инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Для того чтобы творческий потенциал мог активизироваться нужно создать определённые условия, прежде всего ввести ребёнка в настоящую творческую деятельность. Ведь именно в деятельности из предпосылок рождаются и развиваются способности. Психологи давно пришли к мнению,
что все дети обладают самыми разнообразными способностями. Творческие потенциалы заложены и существуют в каждом человеке. При благоприятных условиях каждый ребёнок может проявить себя. Бесталанных детей нет.
Что это значит развивать одаренность в процессе творческой деятельности?
- Во-первых, это развитие наблюдательности, речевой и общей активности, общительности, хорошо натренированной памяти, воображения, привычки анализировать и осмысливать факты.
- Во-вторых, это систематическое создание ситуаций, позволяющих самовыразиться индивидуальности ученика.
- В-третьих, это непосредственно сам процесс организации творческой деятельности.
Для того чтобы начать работу по развитию одаренности у детей 1 «E» класса МБОУ «Очёрская СОШ №1», мне необходимо было выявить склонности, способности обучающихся, а так же их интересы. И уже опираясь на возможности первоклассников, учитывая их индивидуальные особенности, мной была выбрана форма развития творческой деятельности – рисование и работа с бумагой, которая осуществляется на занятиях объединения «Очумелые ручки».
Говоря о развитии творческой одаренности детей, необходимо подчеркнуть значимую  роль внеурочной деятельности. Занятия в кружке дают возможность ребенку проявить себя, пережить ситуацию успеха. Более того, эти занятия формируют у детей привычку к творческой деятельности, желание включаться в самые разные начинания, требующие поиска, выдумки, принятия нестандартных решений.  Необходимо отметить и то, что у детей развиваются коммуникативные способности, а это немаловажно для их дальнейшей социальной адаптации в современном мире.
На занятиях кружка «Очумелые ручки» ребята с удовольствием рисуют, вырезают, делают поделки. Для стимулирования творческой деятельности детей очень важен один момент - оценивание их творческого продукта другими. Для этого мы проводим выставки в классе. Это заинтересовывает каждого участника процесса в своей работе, появляется гордость и уверенность в своих силах. С каждым разом первоклассники стремятся делать всё лучше и лучше.
Важным результатом своей работы, проводимой по развитию одарённости в процессе творческой деятельности, считаю высокую мотивацию учебной деятельности, повышение степени самостоятельности   в   совершенствовании умений,  участие в различных конкурсах, олимпиадах и соревнованиях, выставках. Для меня важно не только развитие одаренности ребенка, но и формирование его способности трудиться, способности упорно добиваться достижений, нужного результата. Со своими работами у успешно участвуют в конкурсах школьного и районного уровня:
- городской конкурс «Новогодняя игрушка» - Вдовин Егор, номинация самая эстетичная игрушка;
- районный конкурс плакатов «Экология глазами детей» - Карелин Александр III место, Макиенко Максим III место;
-конкурс рисунков «Сохраним пчелу, сохраним планету» - Карелин Александр II место, получили сертификаты участников Бочкарева Кристина, Кашин Максим, Кашин Марк, Пономарева Мария;
- школьный конкурс «Портрет осени» - Путин Вячеслав II место;
- школьный конкурс рисунков «Эти удивительные животные» - Путин Вячеслав I место.
А так же обучающиеся 1 «E» класса приняли участие со своими работами на сайте WEB.2 в конкурсах «Письмо Деду Морозу» и «Праздник к нам приходит».
В период октябрь-март 2014-2015 учебного года были реализованы классные проекты: «Сердце матери», «Подарок ветерану», «Памятные журавлики».
Выполняя то или иное задание, каждый ребёнок проявляет свою фантазию, воображение, умение владеть инструментами, стремиться быть непохожим на других. Во время занятий под моим руководством ребята самостоятельно выполняют интересующие их задания, проявляя при этом творческую инициативу и выдумку. Поэтому и я, и мои дети постоянно находимся в творческом поиске, фантазируем, включаем в работу что-то новое. Для успешного выполнения намеченных целей обязательно учитываю возрастные и индивидуальные особенности детей.
Создавая развивающую среду для творчества, я стремлюсь к тому, чтобы она способствовала формированию ярких впечатлений, обеспечению эмоционально-интеллектуального опыта, предоставляла максимальную свободу для проявления творчества, инициативы и возможностью заниматься любимым делом. Таким образом, в процессе творческой деятельности происходит постепенное развитие одаренности у детей 1 «е» класса МБОУ «ОСОШ № 1».
Наше творчество
Наши достижения
226377532385-336553238500
-63500137795
-1557655-464185
-173990068580
2896870-213995
3183255189865492760251460
Вывод
Дети, склонные к высоким достижениям, могут и не демонстрировать их сразу. Как утверждают многие педагоги – все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни.
Работу с одарёнными детьми я рассматриваю как возможность перехода на другой, более качественный уровень образования, как поиск, как практическую деятельность, как опыт, посредством которого учащийся осуществляет в самом себе преобразования, необходимые для саморазвития, самосовершенствования, внутреннего роста, достижения истины, помогает оценить свои силы, чтобы принять самое главное в жизни решение  —  кем и каким быть.О.А.Куревина (кандидат философских наук, доцент) пишет: «Дети становятся одаренными не столько потому, что им больше, чем другим, дала природа, сколько потому, что они в большей мере сумели реализовать себя».
И здесь для педагога предоставляется огромная возможность в развитии творческих способностей и одаренности —  помочь ребенку сделать уверенные шаги по ступенькам творчества.
Библиографический список.
1.Грабовский А. И. К вопросу о классификации видов детской одаренности // Педагогика. - 2003. - №8. 
2.Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одарённости. - Спб.: Питер, 2011, с. 147.
3. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. 4. Психология одаренности детей и подростков: учеб. пособие для студ. высш. и сред. учеб. заведений/ Ю. Д. Бабаева, Н. С. Лейтес, Т. М. Марютина и др.; - 2-е изд. переработ. и доп. - Издательский центр «Академия», 2000. 
5. Теплов Б. М. Способности и одарённость. // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: изд-во Моск. Ун-та, 1982, с. 136.6. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004.