Статья на тему Феномен детской одаренности


ФЕНОМЕН ДЕТСКОЙ ОДАРЁННОСТИ
М.П. Хабарова, заместитель директора
по научно-методической работе
МБОУ ДОД ДШИ №8 «Радуга»
Кировского района г.о. Самара
 Любому ребенку должно повезти как минимум дважды:
сначала с родителями, потом – с учителями!
Актуальность проблемы развития системы поиска и поддержки талантливых детей и молодежи не взывает сомнения. Повышенный интерес к этой теме диктуют не только направления современной образовательной политики нашего государства, нашедшие свое выражение в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» и федеральной целевой программе «Одаренные дети», но и сама жизнь.
Мы живем в эпоху бурно развивающегося информационного пространства. Дети 21 века – это дети эпохи информационного прогресса. Для них характерно такое явление как акселерация. Они рано взрослеют, развиваются быстрее предшествующих поколений, буквально «ловят на лету» все, что связано с информационно-компьютерными технологиями.
Сегодня уже очевидно, что педагогика 21 века – это педагогика раннего развития. В 1971 г. вышла в свет нашумевшая книга Масару Ибука «После трех уже поздно». Это поистине фундаментальный труд, объясняющий суть и цель раннего развития. Автор книги – Масару Ибука – президент и основатель фирмы «Сони», был одним из первопроходцев, которые подняли Японию из руин и отчаяния на уровень мирового лидера. Он же автор новаторских концепций воспитания и обучения детей раннего возраста, директор Ассоциации раннего развития «Обучение талантов». Именно его теория, гласившая «После трех уже поздно», несколько десятилетий назад буквально потрясла мир.
Ибука отмечал, что «…Ни один ребенок не рождается гением и ни один – дураком. Все зависит от стимуляции и степени развития головного мозга в решающие годы жизни». «Согласно последним исследованиям, к возрасту трех лет развитие клеток головного мозга уже завершено на 70-80 процентов и поэтому наиболее важным периодом в обучении и развития людей является возраст от 9 месяцев до 3 лет». [1]
Согласно теории Масару Ибука,  маленькие дети обладают способностью научиться чему угодно! То, что дети усваивают без каких-либо усилий в 2, 3 или 4 года, в дальнейшем дается им с трудом или не дается вообще. Навыки, которыми взрослые едва овладевают, для детей – почти неосознанное усилие.
Масару Ибука не одинок в своих изысканиях. На сегодняшний день существует не одна методика раннего развития. Вот лишь наиболее известные из них: методика Глена Домана, Сесиль Лупан, Марии Монтессори,  система обучения Н.А. Зайцева, «Складушки» В.В. Воскобовича, «Развивающие  игры» Никитиных, Вальдорфская педагогика.
Все эти методики активно используются в столь распространённых сегодня бэби-клубах, детских развивающих центрах и т.п. Причем, очевидно, что спрос на услуги подобного рода образовательных учреждений растет год от года.
Так что же такое одарённость?
Тема детской одаренности весьма широка, ею занимаются многие известные ученые, психологи и педагоги, не существует однозначного понимания рассматриваемой проблемы. Можно разделять точку зрения одного из них или находить свое понимание обозначенной темы.
По Ожегову, одаренность рассматривается как способность к выдающимся достижениям в любой сфере человеческой деятельности.
Известный американский специалист в области обучения одаренных детей Джозеф Рензули полагает, что одаренность – это сложный итог наложения друг на друга трех факторов: креативности, усиленной мотивации, высокого уровня интеллектуального развития. В то же время он предлагает считать одаренным и того ребенка, который демонстрирует высокий уровень хотя бы по одному из перечисленных факторов.
Доктор психологических наук, профессор Д.Б. Богоявленская считает, что «одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми». [2]
Известный психолог Б.М. Теплов отмечает, что «в одаренности нельзя видеть простую сумму способностей: по сравнению со способностями она составляет новое качество». [3]
Американский психолог Ховард Гарднер предлагает интересную концепцию интеллектуальной и творческой одаренности – теорию множественности видов интеллекта – предполагая, что нет такого понятия, как общий интеллект. Он выделяет 7 видов интеллекта, которые функционируют каждый по своим правилам:
музыкальный интеллект – способность исполнять, сочинять музыку, получать от нее удовольствие;
телесно-кинестетический – способность формировать и использовать двигательные навыки в спорте, исполнительском искусстве, в ручном труде;
логико-математический – способность исследовать категории путем манипулирования объектами или символами, знаками;
лингвистический – способность использовать язык для того, чтобы создавать, стимулировать поиск или передавать информацию;
пространственный – способность представлять, воспринимать объект в уме и им манипулировать, воспринимать и создавать зрительные или пространственные композиции;
внутреннеперсональный – способность управлять своими чувствами, различать, анализировать их и использовать эту информацию в своей деятельности (понимание себя);
внешнеперсональный – способность замечать и понимать потребности и намерения других людей, управлять их настроениями, предвидеть поведение в разных ситуациях (понимание других).
Соответственно Гарднер полагает, что способности ребенка могут формироваться сообразно разным видам интеллекта: у кого-то преобладает один-два вида, наиболее одаренные дети показывают высокий уровень интеллекта в четырех и более областях. [4]
Если говорить о феномене одаренности с точки зрения нейрофизиологии, то следует отметить тот факт, что для развития определённых способностей ребенка существуют особенно благоприятные, так называемые сенситивные периоды развития (лат. sensitivus – в высшей степени восприимчивый, чувствительный). Это время качественного скачка в развитии ребенка. Л.С. Выготский описывал их как «поворотные пункты в детском развитии, принимающие иногда форму кризиса», влияющие «на разные области развития и деятельности ребенка: начиная от сенсорных областей, заканчивая мышлением, творчеством, креативностью». [5]
Психологи отмечают, что в сенситивный период скорость восприятия материала в 10-15 раз выше, чем в обычные периоды. Это связано с развитием функций головного мозга и эндокринной системы ребенка. Л.С. Выготский выделял в качестве основных сенситивных периодов – период новорожденности, около 1 года, 3 года, 6-7 лет и подростковый период. Также ученые определили, что в среднем за год у ребенка бывает примерно от 5 до 15 небольших сенситивных периодов развития, средние появляются примерно раз в 4-5 месяцев, а большие наступают раз в несколько лет. В конце каждого переходного периода формируются новые свойства и качества, которых не было в предыдущем возрасте, однако темп развития у каждого ребенка свой.
Из этого следует, что наиболее благоприятный период в жизни человека для раскрытия существующих способностей и формирования новых – это дошкольный возраст.
Все-таки, что же такое одаренность?
До сих пор в нашем обыденном понимании термин «одаренность» часто отождествляется с терминами «гений» и «талант», т.е. мы понимаем данный термин как некие специальные, особенные способности, какими наградила человека природа.
Может быть и так… А может быть, одарённым можно назвать каждого ребёнка, если на его пути встретился настоящий педагог, сумевший заинтересовать и увлечь?
Общество судит об одарённости ребёнка по внешним признакам. К ним относятся достижения в каком-либо виде деятельности, превосходящие достижения большинства его сверстников. Но, к сожалению, часто, ребенок, признанный одаренным, не выдерживает испытание временем и утрачивает свои «сверхкачества». Более того, нередко более успешными в жизни становятся выпускники массовых школ, не отличавшиеся высокими результатами в учебной деятельности. Данное положение вещей было замечено еще в эпоху Просвещения.
В 17 в. один из величайших педагогов мира Ян Амос Каменский писал: «Есть дети с острым умом и любознательностью, но дикие и упрямые, таких обычно ненавидят в школах и почти всегда считают безнадежными; между тем из них обыкновенно выходят великие люди...» На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованной деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой).
В дошкольном возрасте происходит начальное формирование задатков. Задатки – это такие природные возможности, которые могут превратиться в способности, а могут и не превратиться. Задатки можно сравнить с семечком. Из одинаковых семян получаются сильные и слабые растения, все зависит от ухода, условий, почвы, на которой прорастает семечко.
Способности не могут «созреть» сами по себе независимо от внешних воздействий. Вот именно поэтому всем детям необходимо создавать условия для всестороннего развития, чтобы их способности не угасали по мере взросления, но напротив, «созревали», позволяя говорить об уникальных возможностях или одаренности.
Выявление одаренных детей должно начинаться как можно раньше (в детском саду, начальной школе) на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.
Следует обратить особое внимание на ребёнка, который имеет более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, творческие возможности и проявления, более восприимчив к учению; имеет доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность. Такие дети, как правило, испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
Интеллектуально одаренный ребенок поражает нас своими суждениями, в которых проявляется развитое не по годам мышление. Он отличается наблюдательностью, прекрасной памятью, разносторонней любознательностью. Все это позволяет таким детям преуспеть во многих видах деятельности.
Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать информацию и умение пользоваться накопленными знаниями. Как правило, у них большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями. А умение ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих. Маленькие «вундеркинды» с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей. Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью. При этом трудности не заставляют их отклоняться. Они с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ.
Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна.
Иногда одаренность проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер. Например, увлеченный техническим конструированием ребенок может дома с энтузиазмом строить свои модели, но при этом не проявлять аналогичной активности ни в школьной, ни во внешкольной деятельности (кружке, секции, студии). Кроме того, одаренные дети далеко не всегда стремятся демонстрировать свои достижения перед окружающими. Так ребенок, сочиняющий стихи или рассказы, может скрывать свое увлечение от педагога или даже от родителей.
Если говорить о видах одарённости, то здесь существует много различных классификаций.
Согласно классификации по видам деятельности под редакцией Д.Б. Богоявленской, явившейся основой «Рабочей концепции одаренности»:
В практической деятельности можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную.
В познавательной деятельности – интеллектуальную одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.).
В художественно-эстетической деятельности – хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность.
В коммуникативной деятельности – лидерскую и аттрактивную одаренность.
В духовно-ценностной деятельности – одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.
По «степени сформированности» одаренность можно подразделить на: актуальную и потенциальную, по «форме проявления»: явную и скрытую, по «особенности возрастного развития» – раннюю и позднюю.Если говорить о широте проявлений в различных видах деятельности, можно выделить общую одаренность и специальную одаренность. [6]
О детях, которые намного превосходят по своим способностям и достижениям остальных, обычно говорят как о детях с исключительной, особой одаренностью. Успешность выполняемой ими деятельности может быть необычайно высокой. Однако именно эти дети чаще других имеют серьезные проблемы, которые требуют особого внимания и соответствующей помощи со стороны учителей и психологов. Следует иметь в виду, что существует одаренность с гармоничным и дисгармоничным типом развития.
Одаренность с гармоничным типом развития можно назвать счастливым вариантом жизни ребенка. Такие дети отличаются соответствующей своему возрасту физической зрелостью. Их высокие, объективно значимые достижения в определенной области органично сочетаются с высоким уровнем интеллектуального и личностного развития. Как правило, именно эти дети, став взрослыми, добиваются экстраординарных успехов в выбранной ими профессиональной деятельности.
Другое дело – одаренные дети с дисгармоничным типом развития. Различия заключаются не только в очень высоком уровне отдельных способностей и достижений (нередко именно эти дети имеют показатели IQ от 130 до 180). В основе этого варианта одаренности лежит другой генетический ресурс и другие механизмы возрастного развития. Развитие психических качеств проходит неравномерно и характеризуется чаще всего ускоренным, но иногда и замедленным темпом. Понятно, что все эти отклонения в психическом развитии приносят множество неудобств как самому ребёнку, так и родителям и педагогам.
Говоря о социально-психологической составляющей вопроса, следует отметить, что в целом одаренные дети характеризуется высокой адаптацией к школьному обучению и коллективу. Сверстники относятся к ним с большим уважением. Благодаря более высокой обучаемости, творческому отношению к процессу обучения, а иногда и физической силе, многие одаренные дети пользуются популярностью в коллективе сверстников. Но и у них могут возникать проблемы в том случае, если их повышенные возможности не учитываются, т.е. обучение становится слишком легким.
Однако иногда с одаренными детьми возникают особого рода сложности. При всей их «гениальности» они могут оставаться абсолютно равнодушным к нравственным ценностям социума. И только воспитание ответственности и человечности может помочь осознать ребенку как разрушающую, так и созидающую силу его таланта. Миссия социума состоит не только в том, чтобы создать условия для развития одаренности детей, но и сформировать у них потребность реализовать свои способности не за оценки, успех, призы и гранты, а на благо общества.
Обладание одаренностью еще не означает автоматическую успешность ребенка во всех значимых для него видах деятельности. Для успешной самоактуализации ребенку необходимо обладать способностью эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми. Успешность нужна всем, а ребенку с признаками одаренности она просто необходима, так как придает его способностям социально значимый смысл!
Если говорить о принципах педагогической деятельности в работе с одаренными детьми, то можно выделить 5 основных принципов:
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип развивающего и воспитывающего обучения,
принцип учета возрастных возможностей.
принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя.
Для успешной работы с одаренными учащимися необходимо, во-первых, осознать важность этой работы и усилить в связи с этим внимание к проблеме формирования положительной мотивации к учению. Во-вторых, необходимо совершенствовать методическую систему работы с одаренными детьми. И самое главное, необходимо включение в работу с одаренными обучающимися педагога, обладающего определенными качествами. Такой педагог должен быть:
увлечен своим делом;
интеллектуальным, нравственным и эрудированным (знатоком во всех областях человеческой жизни);
профессионально грамотным;
психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
проводником передовых педагогических технологий.
Что касается диагностики детской одарённости, то очевидно, что внимательное наблюдение за ребёнком – это самый действенный способ диагностики. Но существует и ряд тестовых заданий и методик психолого-педагогического диагностирования, которые помогают сделать вывод о степени одаренности ребенка.
На разных исторических этапах создаваемые диагностические методики измерения одаренности отражали уровень достигнутых психологических знаний (например, тесты А. Бине и Т. Симона, X. Мюнстерберга, Г.И.Россолимо и др.). На основе различных теоретических подходов разработаны тесты Ж. Пиаже, Г. Айзенка, Дж. Гилфорда, Дж. Равена и другие; многие из них разрабатывались первоначально как методы диагностики умственного развития.
В соответствии с теоретической концепцией одаренности главное звено одаренности и его развития составляют творческие возможности ребенка. Поэтому методы диагностики должны выявлять наиболее важные характеристики творческого потенциала и возможностей его развития и реализации.
Среди методов диагностики творческой одаренности (креативности) наиболее известными и широко распространенными в мире являются тесты творческого мышления П.Торренса, впервые опубликованные в 1966 г.
Однако необходимо помнить, что практическая диагностика – чрезвычайно ответственное занятие, ведь мнение диагноста, оценка им психического развития ребенка могут необратимо повлиять на условия его воспитания и обучения, на отношение к нему окружающих, изменить самооценку ребенка.
При этом даже самый профессионально-выстроенный комплексный подход к выявлению одаренности полностью не избавляет от ошибок. Можно «не разглядеть» талантливого малыша, и, напротив, увидеть одаренность в ребенке, который не подтвердит ожидания в своей будущей деятельности. В любом случае, необходимо помнить о том, что  оценка ребенка как одаренного не должна являться самоцелью. Выявление одаренных детей необходимо связывать с задачами их обучения и воспитания, с оказанием им психологической помощи и поддержки. При этом и педагогам, и родителям следует видеть «в ребенке ребенка», и никогда не забывать о том, что он может испытывать моральный и физический дискомфорт от интеллектуальных и физических нагрузок, повышенных запросов и амбиций взрослых, от отсутствия свободного времени для общения со сверстниками.
Для организации поиска и отбора одаренных детей чаще всего организуется поэтапная, или ступенчатая стратегия диагностики. Последовательная процедура принятия решения в этом случае позволяет снизить опасность ошибок.
На первом этапе отбор осуществляется на основе широкого спектра характеристик с помощью опросников, которые должны максимально полно отражать все стороны и проявления одаренности. На втором этапе, а иногда и на последующих, используются все более точные и более специфические диагностические процедуры (в том числе и тесты), соответствующие целям отбора подходящих кандидатов для специальных программ обучения.При диагностике необходимо в максимальной степени использовать информацию, полученную от учителей, родителей и главное от самого ребенка, чтобы выяснить не только наличный уровень развития познавательной и личностной сферы, но и его потенциальные возможности.
Д.Б. Богоявленская в вопросах выявления одаренных детей предлагает опираться на следующие принципы:
комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка (т.е. использование различных источников информации с целью охвата максимально широкого спектра его способностей). При этом желательно использовать максимально разнообразие методов: различные варианты наблюдения за детьми (в классе, во внешкольной деятельности, дома); специальные тренинги; проведение «пробных» уроков по различным специальным программам; организация интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, конкурсов и т.д.
длительность идентификации (т.е. развернутое во времени наблюдение за поведением ребенка в разных ситуациях);
анализ его поведения в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение ребенка в специально организованные предметно-игровые занятия, вовлечение его в различные формы соответствующей предметной деятельности и т.д.);
подключение к оценке одаренного ребенка экспертов, специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности (математиков, филологов, шахматистов и т. д.). При этом следует иметь в виду возможный консерватизм мнения эксперта, особенно при оценке продуктов подросткового и юношеского творчества;
оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития. [6]
Подводя итог, хочется отметить, что испокон веков Россия славилась талантами, однако справедливо и крылатое выражение о том, что «талантам нужно помогать…». В послании Федеральному собранию РФ (от 05.11.2008 г.) Президент Российской Федерации указал на то, что одновременно с реализацией нового стандарта общего образования должна быть выстроена разветвлённая система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности.
Очевидно, что решающая роль в создании и развитии этой системы принадлежит учреждениям дополнительного образования детей. Именно на педагогов дополнительного образования сегодня в первую очередь ложится ответственность за качественный и компетентностный подход к решению проблемы поиска и поддержки талантливых детей.
Невозможно заставить ребенка проявить интеллектуальность и творчество, если он этого не хочет, но можно создать условия, позволяющие развивать одаренность через стремление детей к успешной деятельности и самоактуализации.
Список литературы
Масару Ибука. После трех уже поздно: Пер. с англ. – М.: РУССЛИТ, 1991.
Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. – М., 2002.
Теплов Б.М. Избранные труды: в 2-х т. Т.1 – М.: Педагогика, 1985.
Кузнецова С.В., Рудакова Е.Б., Терских Е.А. Комплексы творческих занятий для развития одарённости ребёнка. – Ростов н/Д: Фенникс, 2011.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб.: СОЮЗ, 1997.
Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция одарённости / Д.Б. Богоявленская [и др.]; под ред. В.Д. Шадрикова. – М.: Магистр, 1998.