Урок окружающего мира Многообразие грибов (1 класс)

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа №3" г. Пикалево





Урок окружающего мира по теме «Грибы и их многообразие»
1 класс УМК «Школа России»









Проведен учителем начальных классов
высшей квалификационной категории Рудомазиной
Валентиной Владимировной









Пикалево 2016
Цель: познакомить учащихся с царством грибов.
Задачи: Развивать универсальные учебные действия
1. Личностные:
- проявлять интерес к изучаемому материалу;
- проявлять активность и умение прислушиваться к мнению одноклассников;
- развивать ассоциативное и интеллектуальное мышление учащихся
2. Регулятивные:
- осуществлять контроль
- осуществлять самопроверку  ответов
3. Познавательные:
а) общеучебные:
 - учить ориентироваться в многообразии грибов
-работать с информационным материалом на компьютере.
б) логические:
- анализировать, сравнивать грибы, находить общее и отличия во внешнем виде грибов
в) воспитательные:
- формирование бережного отношения к окружающей среде, любовь к родному краю, умение видеть красоту природы, восторгаться ею, защищать.
4. Коммуникативные:
- читать вслух и про себя текст на экране и в заданиях;
- умение высказать свою точку зрения;
- умение договариваться и приходить к общему решению (работа в группе, парах);
- соблюдать нормы речевого этикета и правила устного общения;

Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: урок – путешествие.
Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.
Формы работы: фронтальная, групповая, в парах, индивидуальная.
Оборудование: компьютер, мультимедиа с использованием презентации и фильма в программе Pinnacle Studio 14, раздаточный материал – фотографии грибов,
Инновационные технологии: личностно – ориентированного обучения; объяснительно – иллюстративного обучения; словесной продуктивной и творческой деятельности; здоровьесберегающие технологии









Ход урока.
1.Организационный момент. Психологический настрой учащихся.
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Что ж начнём урок, друзья.
Чтоб природе другом стать, Тайны все ее узнать, все загадки разгадать- надо много наблюдать. Только вместе, только дружно Изучать природу нужно.

Сегодня на уроке нам необходимы будут нетбуки. Откройте и нажмите кнопку «пуск», затем отставьте компьютеры на край стола.
2. Изучение нового материала
Лес - это сказочный мир доброго царя Берендея. Присмотритесь и прислушайтесь. Он многих приютил. Здесь живут звери и птицы, ящерицы и лягушки, жуки и бабочки. А сколько в нем разнообразных ягод и грибов! Крупные и мелкие цветки смотрят на нас из травы. Они умоляют человека не рвать, а понюхать их, приглашают всех полюбоваться, порадоваться красоте, вдохнуть чистый и добрый лесной воздух.
-Постановка темы и цели урока.
-Лес полон таинств и загадок.
-Давайте одну из них сейчас отгадаем.
Под сосною у дорожки Кто стоит среди травы? Ножка есть, но нет сапожка, Шляпка есть – нет головы. (Гриб)
Да, сегодня на уроке речь пойдет о грибах. Проверка знаний учащихся. Работа на компьютерах.
- А для начала хотелось бы вас испытать и узнать, какие вы грибники.
- Откройте презентацию, которая находится в центре рабочего стола двойным щелчком левой клавиши.
На рабочей панели найдите «показ слайдов», выберите «начать показ», а затем послушайте задание.
- Соберите в корзину грибочки, которые являются съедобными. (1 слайд)
Кто из вас ни разу не ошибся? (результат)
Не отключая, закройте компьютер и отставьте на край стола.
Итог: Оказывается, мы мало знаем о грибах. Давайте отправимся в путешествие по лесным станциям, в ходе которого постараемся узнать много нового и интересного о грибах.
В путешествие отправятся 3 команды. Разделиться на команды нам помогут карточки с видами грибов, которые лежат у вас на парте. (дети рассматривают карточки)
Кто знает, что это за гриб? (Слайды с лисичками, подосиновиками боровиками)
Встаньте ребята, у которых на жетоне изображены лисички и подойдите к Надежде Николаевне.
Подойдите к Ирине Юрьевне те, у кого на карточке подосиновики.
Подойдите к Валентине Владимировне те, у кого на карточке белый гриб
Остальные ребята подойдут ко мне. Как называется ваш гриб? (белый или боровик)
Капитаны, получите маршрутные листы. На них указаны станции, на которых вы в своем путешествии побываете. Удачи вам.
Изучение нового материала. Путешествие по станциям.
Станция «Грибное лукошко»
Ребята, о каких грибах пойдет речь на нашей станции? (о тех, что мы соберем в корзину и возьмем домой)
Постановка проблемы.
Можно ли назвать гриб растением?
Вспомните части растения. (корень, стебель, листья, цветы)
Вывод: Грибы не являются растением.
Можно ли назвать гриб животным? (они не передвигаются, не имеют лап и т.д.)
Вывод: Грибы не являются животными
Грибы – это особое царство, такое же, как растения и животные.
Кто из вас знает, как называются части гриба? (шляпка, ножка)
С помощью чего гриб размножается? ( помощью спор, которые находятся в нижней части шляпки, созревают и разносятся по земле)
Споры похожи на семена. Только очень мелкие.
Как называется та часть гриба, которая находится в земле? (грибница)
Какую часть гриба собирают грибники и используют в пищу? (плодовое тело)
Молодцы. С первым заданием справились
А сейчас послушайте загадки о грибах.
Во лесу, во бору Стоят стары старички, На них красны колпачки. Подосиновик
Нет грибов дружней, чем эти, - Знают взрослые и дети. На пеньках растут в лесу, Как веснушки на носу. (Опята)
Этот гриб живет под елью, под ее огромной тенью. Мудрый бородач-старик, житель бора - ... (боровик)
В платьях тонких на опушке водят хоровод подружки. Платья – шелк в полоску: красный, белый, розовый, атласный. В день осенний на опушке как красивы, вы ... (волнушки)
Ходят в рыженьких беретах, осень в лес приносят летом. Очень дружные сестрички – золотистые ... (лисички)
Не спорю – не белый,
Я, братцы, попроще.
Расту я обычно
В березовой роще. (подберезовик)

Ребята, к какой группе можно отнести эти грибы? (съедобные)
А сейчас я покажу вам грибы, которые тоже являются съедобными. Кто их узнает? (показ черный и белый груздь, маслята, сыроежки и моховики)
Вы все загадки разгадали, на вопросы ответили. Желаю вам успеха. Отправляйтесь на следующую станцию.
Станция «Загадочная»
(Знакомство с необычными грибами: трюфель, чага, плесень, молочный гриб и чайный гриб.)
На этой станции мы тоже поговорим о грибах.
Сможете ли вы найти среди этих предметов и картинок грибы? (ответы детей)
Все, что вы видите – это грибы. Конечно, они не похожи на те, что мы привыкли видеть в наших лесах, но это так. И сегодня мы узнаем о них много нового и интересного.
Посмотрите на этот гриб. (показ гриба чага)
Кто видел его раньше и где? (в лесу на деревьях)
На каких деревьях? (на березах)
Этот гриб называется чага. Растет он в наших лесах на березах. Им лечат болезни желудка. (показ аптечной упаковки с измельченным грибом)
А вот и следующий гриб. (показ чайного гриба)
Что напоминает вам раствор, в котором он находится? (чай)
Да, чайный гриб живет в смеси сахарного раствора и чайной заварки, и превращается во вкусный и полезный напиток.
Попробуйте, и вы сами в этом убедитесь.
Напиток из чайного гриба помогает от многих болезней. А вам можно лечить ангину и насморк.
Следующий гриб растет, как вы уже увидели, в молоке. (показ молочного гриба)
Кто догадался, как он называется? (это молочный гриб)
Молочный гриб помогает при аллергиях и болезнях желудка.
Только требует к себе внимания и ухода. Его нужно промывать и менять каждый день молоко, которое превращается в смесь и напоминает кефир.
Ребята, что вы видите перед собой? (таблетки)
Совершенно верно – это пенициллин.
А в каких случаях вы принимаете таблетки? (когда болеем)
Но при чем же здесь грибы?
Оказывается и здесь без них не обошлось.
Лекарство пенициллин, которым лечат воспаление легких, бронхиты, был получен из обыкновенной зелёной плесени. (показ плесени)
Сама по себе плесень очень ядовита, но лекарственный препарат, который из нее получают, помогает в лечении болезней.
Сегодня у вас есть возможность увидеть плесень поближе. А поможет нам в этом аппарат, который называется микроскоп. Для этого каждый из вас по очереди посмотрит в окуляр. Затем поделимся тем, что вы увидели.
(пушок, экзотический лес)
Да, ребята, мир грибов удивителен. И я хочу вас познакомить с еще одним видом грибов. (показ трюфелей)
Посмотрите на рисунки, подумайте, где могут расти эти грибы? (ответы детей)
Оказывается, эти грибы растут под землей. И чтобы их найти, требуются опытные помощники, обладающие острым нюхом. Вот здесь и приходят на помощь свиньи. (показ картинки с изображением свиньи)
Они при помощи своего чуткого носа довольно быстро находят в земле грибы, которые называются трюфель.
Трюфели бываю черные и белые. В земле они находятся на глубине 10-20 см, а то и глубже. По своему виду они напоминают картофель, по поверхность их толстая и грубая, покрыта трещинами, а на ощупь напоминает кору дерева. Искать эти грибы надо около деревьев. Ведь они питаются друг от друга.
Надеюсь, то, что вы узнали, пригодится вам в будущем. Удачи вам.

Станция «Поганкино»
Беседа сопровождается презентацией о несъедобных грибах.
Ребята, вы прибыли на станцию «Поганкино». О чем пойдет речь на нашей станции? (о поганках)
Давайте проверим, так ли это. Послушайте телеграммы, которые прислали нам грибы. Они просят узнать их по описанию.
Телеграмма 1.
Я самая опасная из всех грибов, самая ядовитая. Мой яд подобен змеиному, он сохраняется даже после длительной варки. (бледная поганка)
Телеграмма 2.
В отличие от поганки меня природа наградила необыкновенной красотой, но красота обманчива: яд мой вызывает удушье, обмороки. Меня используют, как средство для уничтожения мух. (мухомор)
Вы молодцы, справились с заданием.
В лесу есть много грибов, которые похожи на те, которые мы с вами употребляем в пищу: на лисички, опята, белые грибы и другие. Это грибы двойники. Ведь в жизни мы тоже встречаем людей, которые очень похожи на кого-то из знакомых или на знаменитостей. Но присмотревшись повнимательней, мы находим отличия. Так и в природе, грибы похожие на съедобные называют ложными.
Посмотрите, на эти грибы. С какими грибами вы можете их спутать? ( с опятами)
Да, ложными опятами их и называют потому, что они нас хотят обмануть и попасть к нам в корзину.
А эти грибы вы узнаете? (похожи на лисички)
Да похожи, но зовут их ложные лисички. Они более темного цвета.
Чем же опасны грибы, с которыми мы сегодня познакомились для человека? (вызывают обмороки, отравления и даже смертельные исходы)
Но, оказывается, есть лесные жители, которые едят мухоморы? Кто это?
(если дети знают, можно загадать загадку) Травы копытами касаясь, Ходит по лесу красавец, Ходит смело и легко, Рога раскинув широко. (лось)
Почему же лоси остаются невредимыми? (мухоморы служат им лекарством, выводят из организма паразитов)
Дополнительная информация (У лосей и оленей нет желчного пузыря, который производит естественное отравление своего “хозяина”. Поедая мухоморы, звери самоотравляются, восстанавливая баланс в организме.)
Ребята, представьте, что вы нашли в лесу гриб, но не знаете, съедобный он или нет. Как поступите? (оставлю его на месте, не буду срывать)
На полянке увидели мухомор. Что вы сделаете? (пройду мимо)
Почему именно так необходимо вести себя в лесу?
(Все в природе взаимосвязано. Уничтожая одно, мы приносим вред другим. Если мы будем беречь наши леса, то они одарят нас запасами из лесной кладовой. Ведь свежий воздух, ягоды и грибы, пение птиц – что может быть лучше)
Спасибо за ответы. Счастливого пути. 3. Закрепление изученного.
Вот и подошло наше путешествие к концу. Вы очень много узнали о грибах. Но мне бы хотелось знать, сможете ли снова побывав в лесу, собрать только съедобные грибы. На рабочем столе откройте документ Word и нажатием правой клавиши на рисунок, выберете слово вырезать и удалите несъедобные грибы.
Итог: Молодцы! Никто домой не принес грибов, которые могут нанести нашему здоровью вред. Думаю, что ваши родные могут смело вас брать с собой.
Рефлексия
Если вы узнали на уроке что – то новое и интересно для себя, и сможете дома рассказать об этом своим близким, то положите свой грибок в лесное лукошко.
Спасибо за урок.
15