Конспект занятия ТЕМА : Взаимодействие игровой и изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.

ПЛАН УРОКА

По дисциплине: Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста

ТЕМА : Взаимодействие игровой и изобразительной деятельности. Игровые приемы. – 2ч
Значение игровых приемов и особенности их использования в развитии детского изобразительного творчества.-1ч

План материала.

Игровые методы и приёмы.
Использование игровых методов и приёмов в обучении и воспитании дошкольников.

Игровые методы и приёмы.
И гра в дошкольном возрасте один из любимых видов деятельности детей. Возможность развивать у дошкольников творческие способности в игре позволяет педагогам использовать игровые приемы на занятиях по изобразительной деятельности.  Игровое творчество проявляется  в поисках средств и способов для изображения задуманного.
Игровые   приемы педагогами  применяются охотно.  Трудности возникают в их самостоятельной разработке.  Основной причиной этого является незнание  особенностей игровых приемов обучения.  Игровые приемы обучения, как и другие приемы, направлены на решение обучающих задач и связаны с организацией игры на занятия.
Методы обучения не ограничиваются деятельностью только педагога, а предполагают, что он с помощью специальных способов стимулирует и направляет деятельность детей. Таким образом, в обучении отражается деятельность педагога и детей. Каждый метод состоит из приёмов, который является его элементом, составной частью, отдельным действием в реализации. Игровым методам в классификации методов обучения отводится значительное место. Основным их достоинством является то, что в ситуации игры процессы восприятия протекают в сознании ребёнка более быстро и точно. Они переносят учебное действие в условный план, который задаётся соответствующей системой правил или сценарием. В дошкольной педагогике наиболее распространёнными методами и приёмами являются данные в таблице ( конспект).
Игровые методы
Игровые приёмы


·         воображаемая ситуация,

·         дидактическая игра
 

·         внезапное появление объектов, игрушек,

·         выполнение воспитателем различных игровых действий,

·         загадывание загадок,

·         введение элементов соревнований,

·         создание игровой ситуации


Одним из видов игрового метода является дидактическая игра, в которой все действия регулируются игровой задачей и игровыми правилами. Руководство игрой заключается в ознакомлении детей с её содержанием и правилами, а также в контроле над выполнением правил. Такая игра не может рассматриваться как метод пополнения или сообщения знаний. В ней идёт активный процесс использования имеющихся знаний, обеспечивающих их совершенствование. Как метод обучения дидактическая игра может использоваться при фронтальных, групповых, индивидуальных формах специально организованного обучения.  Занятия, состоящие из дидактических игр, могут носить тематический и сюжетный характер. На тематических занятиях на протяжении всего специально организованного обучения принимают участие какие-либо персонажи: Незнайка, Микки-Маус, Петрушка, Маленький человечек и другие.
В сюжетном занятии используются различные способы раскрытия познавательного материала в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение при необходимости способов их решения, радость от её решения.
Приём внезапного появления объектов, игрушек своей неожиданностью, необычностью вызывает острое чувство удивления, вызывает эмоциональное реагирование, является залогом познания окружающего мира. Используется данный приём чаще всего в младших группах. К приёму выполнения воспитателем различных игровых действий можно отнести: подбор картинок, складывание, передвигание, имитацию движений. Игровые действия могут состоять из ряда отдельных действий или элементов. Они должны обязательно сопровождаться речью. Данный приём используется, в том случае, если воспитатель является непосредственным партнёром ребёнка в игре. Загадывание загадок позволяет в интересной, занимательной форме научить детей чему-нибудь, рассказать о чём-то. Загадка создаёт эффект неизвестного, непознанного. Она помогает устанавливать и осознавать связи между предметами и явлениями. Введение в занятия приёма соревнования в старших группах подготавливает детей к правильной оценке своих возможностей и достижений, делает игру увлекательной, занимательной и интересной для ребёнка. Отсутствие в занятии приёма соревнования превращает игру в упражнение. Использование приёма создания игровой ситуации на занятии направлено на развитие поисковой деятельности. Основой данного приёма является игровая мотивация (оказание помощи кому-то в решении их проблем). Например, побуждающим мотивом к деятельности может быть помощь взрослому «не очень умелому» и «рассеянному». В этом случае игра носит озорной, увлекательный характер. Выбор игровых методов и приёмов обучения зависит, прежде всего, от цели обучения и содержания занятия, а также от возраста детей. _
Использование игровых методов и приёмов в обучении и воспитании дошкольников.

Известно, что ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. И именно поэтому все появившиеся в последние годы дошкольные программы ориентированы на эту характерную особенность. Выражается это в том,  что проводимые занятия с детьми строятся на игровой основе (сюжет, загадка, дидактическая игра,  игровая ситуация, сказочный персонаж и т.д.).  Особенно это необходимо в младшем возрасте.
(Конспект)
Метод - способ воздействия или способ передачи знаний. Прием - варианты применения данного метода.  Методы и приемы подразделяются на игровые, словесные, наглядные и практические. Рассмотрим их в отдельности. 1.Игровые методы и приемы в обучении детей: -дидактические игры, -подвижные игры,  -игры-забавы, инсценировки. Приемы:  а) Внесение игрушек, б) Создание игровых ситуаций (сегодня мы будем птичками) в) Обыгрывание игрушек, предметов (например, чтение стихотворения "Уронили Мишку на пол", дидактическая игра "Скажи, что звучит") г) сюрпризность, эмоциональность (показ "Птичка и собачка" - воспитатель показывает пищалку, вызывает желание прислушиваться "Кто это поет, поищите". Прилетает птичка, кружится над детьми, садится на руки, чирикает.) д) Внезапность появления, исчезновение игрушки. е) Изменение местонахождения игрушек (зайчик на столе, под шкафом, над шкафом). ж) Показ предметов в разных действиях (спит, ходит, кушает).  з) интригующие обстановки. 2.Словесные методы и приемы: 1)Чтение и рассказывание стихов, потешек, сказок. 2) Разговор, беседа.  3)Рассматривание картинки, инсценировки. Приемы: -Показ с называнием игрушек, предметов. Кукла Маша идет, идет, бах - упала, упала. Маша, ой-ой, плачет. -Просьба произнести, сказать слово (это платье). -Перекличка до 1,5 лет ("скажи-повтори"). -Подсказывание нужного слова. -Объяснение назначения предмета (посуда - это из чего мы едим и пьем). -Многократное повторение нового слова в сочетании со знакомым (у кошки котята, у курицы цыплята). -Вопросы. -Договаривание слова в конце фразы ("Котята пьют (молоко)", "Катя, ешь суп (с хлебом)"). -Повторение слова за воспитателем. -Пояснение. -Напоминание.  -Использование художественного слова (потешки, песенки, стихи, шутки). 3.Практические методы: 1)Упражнения (оказание помощи). 2)Совместные действия воспитателя и ребенка.  3)Выполнение поручений. 4.Наглядные методы и приемы: 1)Показ предметов, игрушек. 2)Наблюдение явлений природы, труда взрослых. 3)Рассматривание живых объектов. 4)Показ образца. 5)Использование кукольного театра, теневого, настольного, фланелеграфа. 6)Диафильмы. Приемы: -Непосредственное восприятие предмета, игрушки. -Показ с называнием (это кролик). -Пояснение к тому, что видят дети (это Катя пришла; Катя идет гулять; иди, Катя, иди; ой, побежала Катя и убежала). -Просьба-предложение (Андрюша, давай, покорми птичку). -Многократное повторение слова. -Активное действие детей. -Приближение объекта к детям. -Задание детям (иди, Вася, покорми кролика). -Вопросы (простые для детей до 1,5 лет, с 2-3 лет сложные). -Художественное слово. -Включение предметов в деятельность детей ("Вот я кладу кубик, на него еще кубик, еще кубик, получилась башенка"). -Выполнение игровых действий.
В младшей группе к детям приходят сказочные герои или отправляются к ним в гости. Так однажды пришел в гости к ребятам котенок Пушок (механическая игрушка), который так увлекся игрой в клубочек , что не заметил , как размотал его. Дети с радостью помогли котенку. Они наматывали  нитку на клубок (пособие настоящий клубок). В совместной деятельности с детьми закрепляется прием рисования круглой формы по спирали, цвет, величина, внешний вид котенка и его повадки.
Слитное рисование круга нам помог снеговик.  Эти приемы легко усвоены детьми, при помощи введения в совместной деятельности игровых персонажей. В дальнейшем стали использоваться детьми на других занятиях по рисованию – «Веселые цыплята», «Воздушные шары».
В среднем возрасте детям предоставляется возможность самостоятельно решить поставленную задачу, находить несколько вариантов решения. Большое внимание уделяется работе с карандашом. В этой возрастной группе используются  совместная художественная деятельность – путешествия, которые позволяли оказаться в разных местах : сказка, речка, лес  и т.д. Во время проведения совместной художественной деятельности дети читают и слушают стихи, музыку,  закрепляются знания об окружающем  мире.  Например,  на занятии «Путешествие в сказочный лес» используются подвижная игра «Гори, гори ясно», дидактическая игра «Домик для бабочки», игра превращение «Красивая бабочка». Все эти игровые приемы помогают детям в дальнейшей работе, украшение крыльев бабочки. Это совместная деятельность поможет детям закрепить теплые и холодные тона, а так же познакомиться с зеркальным изображением.
В старшем возрасте закрепляются ранее приобретенные навыки и умения. Предоставляется возможность рисовать разными материалами, знакомиться и  используют в работе новые техники рисования. Педагог знакомит с необычными средствами изображения : свеча, расческа. Зубная щетка, ватные палочки и др. Это раскрепощает детей в процессе их деятельности и помогает развить воображение и фантазию.
Конспект по художественно – продуктивной деятельности (рисование гуашь) в младшей группе
Тема : «Смешной снеговик»                                                                                               
Программное содержание:
1.     Привлечь внимание детей к образу снеговика.
2.     Упражнять детей в рисовании предметов круглых форм разных по размеру.
3.     Передавать в рисунке строение предмета состоящего из нескольких частей (образ смешного снеговика) соблюдая элементарные  пропорции.
4.     Упражнять в закрашивании круглой формы слитными линиями: сверху вниз ,  слева на право всем ворсом. Располагать изображение крупно по середине листа.
5.     Создать радостное настроение , желание нарисовать смешного снеговика.
Материал :
1.     Белая гуашь
2.     Тонированная бумага голубого цвета
3.     Кисти и салфетки по количеству детей
4.     Музыка для стимулирования творческих способностей детей
Дополнительная работа:
1.     Игры с игрушками
2.     Рассматривание иллюстраций
3.     Чтение художественной литературы: Сутеев  «Снеговик»
4.     Наблюдение за снегом. Игры со снегом на прогулке. Лепка снеговика из снега
5.     Связь с другими видами деятельности
Организация детей для деятельности:
Дети свободно передвигаются по группе, сидят на ковре. Работа выполняется за столом.
Ход  деятельности :
Ребята, кто - то стучится, сейчас посмотрим, кто там. Смотрите, какая блестящая коробочка, она холодная. И письмо здесь есть, давайте прочитаем:
«Отгадайте загадку и коробочка откроется».
Меня из снега слепили
Вместо носа ловко
Вставили морковку
Кто это? (снеговик)   Правильно.
Кто из снега вдруг возник?
 Ой, ведь это снеговик! (открыть коробочку)
С красным носом и метлой
Он пришел играть с тобой.
Вот какой веселый снеговик (показ). Давайте рассмотрим снеговика.
Какого цвета снеговик? (белый)
Из чего состоит снеговик? (из комочков)
(Показ) Первый комочек какой? (большой), затем (поменьше), потом (маленький). Маленький комочек – голова, что есть на голове? (глазки нос-морковка, рот, «шапочка»)
Ребятки, скажите какой формы комочки? (круглые)
Посмотрите, ребятки снеговик принес свои фотографии (модель)
Давайте, слепим снеговика по фотографии. Приготовьте пальчик – обведем большой комочек, затем поменьше и маленький. Молодцы. Ребята, наш снеговик очень хочет, чтоб мы его нарисовали. Нарисуем его портрет. (Да). Тогда давайте сядем за столы. Давайте я вам покажу, а вы мне помогать будете.
Воспитатель рисует снизу вверх разные комочки, спрашивая у детей какой следующий. После показа дети закрашивают комочки, и выполняют самостоятельно задание на своих листах. В процессе работы воспитатель помогает словом ребенку. Кто первый выполнит задание, предлагается дополнить рисунок (дорожка, снежинки). Молодцы ребята. Какие красивые получились снеговики. Наш снеговик очень рад (рассматривание детских работ).
Закрепление пройденного материала
Назовите игровые приемы, используемые  в изобразительной деятельности
В каком возрасте  более эффективна игровая ситуация?
Как понимаете сущность игровой роли, предлагаемой детям  на занятии изо?
Какая связь существует между дидактическими задачами и игровыми приемами?
Назовите существенные признаки  игры на занятиях изо.
Дайте характеристику игровой задаче, игровым действиям
Как внешне ребенок проявляет игровые  действия?
На что следует обратить внимание  воспитателя в процессе применения игровых  приемов? 

Задание на дом. Литература, рекомендуемая учащимся по теме урока.

Смоделировать игровую ситуацию, определить её место и назначение в начале занятия, в ходе урока и при анализе результатов занятия.

Григорьева Г. Г. Игровые приёмы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. М., 1995.