Использование логопедических технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения


Использование логопедических технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения
учитель – логопед Малькова О.Н.,
МБДОУ «Детский сад № 34 «Теремок»
Правильная речь ребенка неотделима от его полноценного развития.
Понимание речи окружающих, выражение собственных желаний и мыслей общение со взрослыми и сверстниками – все это является средством социализации личности, обогащает мышление ребенка, способствует его развитию и саморазвитию.
Важность ознакомления с педагогическими и логопедическими технологиями заключается в том, что в последние годы наблюдается тенденция к увеличению числа детей дошкольного возраста с нарушениями речи, вызванными физиологическими несовершенствами и патологическими состояниями, что говорит о необходимости овладения специалистами научно обоснованной системой методов преодоления речевых нарушений в условиях дошкольных образовательных учреждений.В учебно-методическом пособии «Логопедические технологии» авторы Борозинец Н.М., Шеховцова Т.С., представлено определение педагогической (образовательной) технологии как интегрированного обозначения различных способов образовательного взаимодействия педагога и обучающихся. Это последовательная, взаимосвязанная система действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или планомерное последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса.
Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Современная логопедическая практика имеет в своём арсенале технологии, направленные на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений.
К ним относятся следующие логопедические технологии:
Технология логопедического обследования
Содержание этапов логопедического обследования
Г.В. Чиркиной и Т.Б. Филичевой (1991) выделены следующие этапы логопедического обследования детей дошкольного возраста:
1) ориентировочный этап, на котором проводится сбор анамнеза и установление контакта с ребёнком;
2) дифференцировочный этап, включающий в себя обследование когнитивных и сенсорных процессов с целью отграничения первичной речевой патологии детей от сходных состояний, обусловленных нарушением слуха, зрения, интеллекта;
3) основной – обследование всех компонентов языковой системы (собственно логопедическое обследование: строения органов артикуляционного аппарата, звукопроизношения, понимания речи, фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза, просодической стороны речи у детей, слоговой структуры слова, лексического запаса, грамматического строя речи, связной речи);
4) заключительный (уточняющий этап).
Технология логопедического обследования детей раннего возраста
Особенности логопедического обследования при различных нарушениях речи
1) Особенности логопедического обследования при заикании.
2) Особенности логопедического обследования при дизартрии.
3) Особенности логопедического обследования при ринолалии.
Нейропсихологический подход к обследованию речи
Нейропсихологический метод обследования речевой деятельности имеет большие диагностические возможности при обследовании нарушений речевой деятельности и других высших форм психики детей. В последние годы разработаны и опубликованы различные варианты нейропсихологических методик, адаптированных к детскому возрасту (И.Ф. Марковская, Л.С. Цветкова, А.Н. Корнев).
Многие пробы, которыми пользуются в нейропсихологическом обследовании, совпадают с логопедическими приемами обследования звуковой, лексической, грамматической сторон речи; письма и чтения.
Технология коррекции звукопроизношения
Содержание этапов коррекции звукопроизношения
Технология постановки разных групп звуков.
Выделяют 3 способа постановки звуков (впервые выделены в работах Ф.Ф. Рау): имитативный (по подражанию), механический и смешанный.
Технология коррекции звукопроизношения при дизартрии
Технология коррекции звукопроизношения при ринолалии
Технология коррекции речевого дыхания
Технология формирования речевого дыхания при заикании
Л.И. Белякова и Е.А. Дьякова выделяют следующие этапы работы по формированию речевого дыхания при заикании.
Первый этап – Расширение физиологических возможностей дыхательного аппарата (постановка диафрагмально-рёберного дыхания и формирование длительного выдоха через рот)
Второй этап – Формирование длительного фонационного выдоха (тренировка фонационного выдоха начинается с длительного звучания гласных).
Третий этап – Формирование речевого выдоха (здесь в упражнения вводятся слоги, слова, фразы.)
Парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой
Главным результатом применения гимнастики А.Н. Стрельниковой при заикании является изменение стереотипа дыхания с поверхностного – ключичного на глубокое – диафрагмальное.
Технология коррекции дыхания при дизартрии (Е.М. Мастюкова, М.В. Ипполитова, Г.В. Дедюхина)Технология коррекции дыхания при ринолалии (А.Г. Ипполитова, Н.В. Червякова)
Технология коррекции голоса при различных нарушениях речи
Технология коррекции голоса при заикании (Л.И. Белякова и Е.А. Дьякова)
Технология коррекции голоса при ринолалии (И.И. Ермакова)
Технология коррекции голоса при дизартрии (Лопатина Л.В. и Серебрякова Н.В.)
Технология формирования интонационной стороны речи
Технология коррекции интонационной стороны речи при заикании (Л.И. Белякова и Е.А. Дьякова)Технология формирования интонационной выразительности речи у детей с дизартрией
(Лопатина Л.В. и Серебрякова Н.В.)
Технология формирования интонационной выразительности речи при ринолалии (С.Ф. Иваненко)Технология формирования темпо-ритмической стороны речи
Технология коррекции темпо-ритмической стороны речи при заикании (Л.И. Белякова и Е.А. Дьякова, Л.И. Богомолова, Л.З. Андронова, В.М. Шкловский, Н. А. Чевелева и С. А. Миронова)Технология коррекции ритмической стороны речи при дизартрии (Лопатина Л.В. и Серебрякова Н.В.)
Технология коррекции ритмической стороны речи при ринолалии (Г.В. Дедюхина)
Технологии формирования навыков речевой саморегуляции и введения их в речевую коммуникацию
Аутогенная тренировка в системе логопедических занятий
Имаготерапии в формировании навыков речевой саморегуляции
Компьютерные технологии в коррекции речи
Проблемой изучения и внедрения технических средств коррекции речи занимались сурдопедагоги Т.К. Королевская, О.И. Кукушкина и педагоги-логопеды Ю.Б. Зеленская, Т.П. Смирнова, Ю.О. Филатова.
Использование компьютерных технологий в коррекции речи является современным и очень актуальным направлением в логопедической науке и практике. Эффект коррекционной работы достигается благодаря следующим возможностям компьютерных программ и тренажёров:
1) визуализация всех базовых компонентов звучащей речи;
2) режим реального времени;
3) стабильная обратная связь с возможностью последующего многократного прослушивания (слуховой контроль);
4) игровой принцип коррекции речи;
5) многократное дублирование необходимого типа упражнений и речевого материала;
6) использование различного стимульного материала;
7) работа на разных уровнях сложности в зависимости от возможностей ученика;
8) комплексность программы по коррекции разных сторон устной и письменной речи детей;
9) учёт индивидуальных психологических особенностей детей с различными речевыми нарушениями при помощи дополнительных настроек;
10) одновременное осуществление логопедической работы и коррекции психических процессов (восприятия, внимания, памяти).
Эффективность применения компьютерных программ и тренажёров заключается также в следующем. Занимательность, необычность упражнений и видимый уровень своих достижений значительно повышает мотивацию ребёнка к логопедическим занятиям, его активность на них. У ребёнка появляется уверенность в своих силах, желание говорить правильно, развивается осознанность деятельности по преодолению нарушений речи, а также происходит освоение позиции субъекта обучения. Дети меньше утомляются, а в случае неуспеха чаще обращаются за помощью к логопеду. Всё это способствует перестройке взаимоотношений педагога и ребёнка. Эти факты позволяют говорить об оптимизации коррекционно-педагогического процесса в целом.
Литература:
1. Акименко В.М. Новые логопедические технологии: учебно-метод. пособие .- Ростов н/Д; изд. Феникс, 2008. — 105 с.
2. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии.- Ростов н/Д; изд. Феникс, 2011.
3. Акименко В.М. Речевые нарушения у детей.- Ростов н/Д; изд. Феникс, 2008.
4. Гин А. Приемы педагогической техники. – М.:Вита-Пресс, 2003
5. Борозинец Н.М., Шеховцова Т.С. Логопедические технологии: Учебно-методическое пособие – Ставрополь, 2008. – 224 с.