Любовь к родному языку как основа духовно-нравственного воспитания


«Любовь к родному языку как основа духовно-нравственного воспитания»Леонова Татьяна Александровнапрогимназия «Кристаллик» Г. СаратовПри всём многообразии целей и задач, которые стоят сегодня перед российским образованием, главной, несомненно, является воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма, любви к Отечеству, приверженности традиционным духовно-нравственным ценностям. Мне особенно хочется подчеркнуть слово традиционным. Мы видим, как буквально на глазах одного поколения невероятными темпами меняется информационная культура человечества. Мультимедийные формы хранения, представления и восприятия информации вытесняют традиционное чтение, которое ещё вчера, каких-нибудь десять лет тому назад, было главной интеллектуальной технологией. И вот уже стыдно не уметь отправить электронную почту, воспользоваться интернетом, скачать и сохранить информацию (то ли нужную, то ли не очень!) и даже просто выступить перед коллегами без столь модной сейчас презентации. При этом мы забываем, что уровень пользователя даже самой умной техникой не может сравниться с уровнем творца в той или иной области интеллектуальной и творческой деятельности. А потом наивно удивляемся, почему наши дети предпочитают хранить добытую сравнительно лёгким путём информацию на жёстком диске, а не в своей памяти, почему они не способны овладевать знаниями постепенно, преодолевая трудности на пути к радостным самостоятельным открытиям, таким образом делая их своей интеллектуальной собственностью на всю жизнь. Очевидно, в данном случае цель и средства поменялись местами. ИКТ - средство получения, сохранения, обработки информации, но не самоцель! А там, где надо вслушаться в слово, понять его, прочувствовать, они подчас могут даже помешать. Мы же, поддавшись этому наваждению (всюду инновации, информатизация, модернизация – обратите внимание: всё это слова-«пришельцы», не русские слова), совершенно забыли о том, что главная, самая важная для человеческого сердца и ума информация веками хранилась не на дисках и flash-картах, и даже не на бумаге, а в СЛОВЕ, в языке народа. Это истина. В Евангелии от Иоанна читаем: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог…». Невольно вспоминается стихотворение великого русского поэта И.А.Бунина, которое так и называется - «Слово»:Молчат гробницы, мумии и кости,- Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте, Звучат лишь Письмена.И нет у нас иного достоянья! Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бессмертный – речь.Слово появилось до создания алфавита, до изобретения книгопечатания и уж, конечно, до внедрения компьютерных технологий! И нельзя не согласиться с К.Д.Ушинским, который утверждал: «Язык народа - лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни, начинающейся далеко за границами истории». Однако в последние годы мы всё с большей тревогой говорим о признаках духовной деградации, духовного обнищания, напрямую связанных с языковыми потерями. В наше время, к сожалению, сквернословие стало чуть ли не нормой. Сквернословят стар и млад: отцы семейств и хранительницы очага, подрастающие мужчины и будущие матери, мальчики и девочки детсадовского возраста. Как норма сквернословие и мат закрепляются телевидением. Подобное состояние языка является признаком деградации, морального падения общества.При всей исторической терпимости, снисходительности русского языка к «чужим словам», при всей его так хорошо подмеченной А.С.Пушкиным «переимчивости и общежительности» в отношениях с другими языками можно и должно, видимо, сократить поток иноязычных заимствований. Да, есть иностранные слова, уже освоенные языком, например: театр, кровать, тетрадь, минута и другие - не о них речь! Но не следует прибегать к иноязычному слову, когда существует равносильное коренное (учреждение – офис, управляющий – менеджер, доказательство – аргумент, нелепость – абсурд).Имеет место, к счастью, и другой процесс: многим словам и понятиям возвращён или возвращается их подлинный, первоначальный смысл, например: демократия, честь, справедливость, милосердие, совесть и совестливость, нравственность и духовность, душевность, добропорядочность, раскаяние, искупление, благотворительность, благородство и другие. Вспомнили и слова Ветхого Завета о том, что в языке нашем заключены и жизнь, и смерть. Язык - это мостик, по которому наше земное начало переходит в духовное. Вот почему воспитание любви к родному языку – одна из важнейших задач школы сегодня, как, впрочем, и всегда!«По отношению каждого человека к своему языку, - писал К.Г.Паустовский, - можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку». Любовь к родному языку воспитывается исподволь, постепенно - с рождения и до последних дней жизни, - а не только на уроках русского языка. В процессе формирования и сбережения русского литературного языка должны участвовать все, кому дорога Россия: общественные и государственные деятели, публицисты, учёные и, конечно же, учителя-словесники. Нужно осознанно взять на себя ответственность за будущее нашего языка, ибо это будущее зависит от нашей позиции.Что же делается для этого в нашей стране? Отрадно отметить, что вопрос сохранения русского языка как национального богатства поставлен наконец-то на государственном уровне: 2007 год проходил как Год русского языка не только в России, но и везде в мире, где знают, любят и ценят русский язык. Воспитание любви к родному языку – один из главных аспектов и в приоритетном национальном проекте «Образование». Эта проблема среди самых главных и на ежегодно проводимых в Москве Рождественских образовательных чтениях, в которых активное участие принимают не только представители русской православной церкви, но и видные государственные деятели. Ведь всех здесь объединяет одна цель – духовно-нравственное возрождение юного поколения, которое в первую очередь осуществляется через любовь и уважение к родному языку. Следует упомянуть и ежегодно проходящие в мае Дни славянской письменности, а также Всероссийский Открытый урок ЧТЕНИЯ. Бережное отношение к родному слову воспитывается в первую очередь на уроках русского языка. Кроме изучения разделов науки о языке, орфографических и пунктуационных правил, необходимо сделать так, чтобы языковая реальность предстала перед учащимися не в качестве предмета изучения, а в качестве осваиваемого пространства языковой жизни. «Жизнь в языке» вместо «изучения языка», понимание того, что и сам язык «живой как жизнь». Именно такой подход позволяет получить в качестве результата любовь к языку – системное основание для внутренней готовности исследовать язык, наслаждаться им на протяжении всей жизни. Вот почему мы так часто обращаемся на уроке не к примитивным примерам для подтверждения того или иного правила, а к текстам из русской классической литературы. «Задача школы может состоять только в том, чтобы оживить и укрепить у учащихся любовь к родному языку, к родной речи, возбудить у них интерес к тем сокровищам поэзии, какие составляют достояние нашего народа. Любовь к родной речи и любовь к родной поэзии – вот ближайшая, вполне осуществимая и вместе с тем вполне национальная задача обучения родному языку…» -эта цитата из книги А.В.Попова «Методика русского языка», изданной в Москве в 1915 году, звучит не менее злободневно, чем положения нацпроекта «Образование»! Большие возможности открываются и на уроках литературы Мы не должны пренебрегать мудрым достоянием наших предков, создавших великую страну и великую культуру. Для русских писателей 19 века характерно в высшей степени ответственное и трепетное отношение к слову. В.Ф.Одоевский, например, утверждал, что «ни одно слово, произнесённое человеком, не забывается, не пропадает в мире, но производит непременно какое-либо действие; так что ответственность соединена с каждым словом… с каждым движением души человека». Вот почему на уроке литературы чаще должен звучать художественный текст, а не теоретические размышления по поводу того или иного произведения. Жизненный и читательский опыт наших учеников подчас явно недостаточен для того, чтобы они самостоятельно поняли «Евгения Онегина» или «Героя нашего времени», которые и прочитаны ими, по точному и честному выражению одного из наших учеников, «так… слегка!» Задача учителя в этом случае – помочь, перекинуть незаметно мостик между классическим произведением и юным читателем, который зачастую далёк не только от вдумчивого чтения, но и от чтения вообще.Привить любовь к родному языку невозможно, если не возродить культуру чтения. Чтения как такового сегодня не стало меньше – оно просто стало другим, некнижным. И сам текст стал другим: звучащим, движущимся и даже непрошеным, входящим в нас без нашего на то желания. Жизненный успех стал в меньшей степени зависеть от способности читать, от эрудиции и общей культуры, а в большей – от прагматических «компетенций». Юноша, не прочитавший в охотку хотя бы одного романа, но научившийся бегло программировать, в кратчайшие сроки решит проблему удовлетворения своих базовых потребностей: даже в России у хорошего программиста приличная зарплата.Сызмальства теперь ребёнок окружён множеством привлекательных вещей, которые освоить ему куда легче, чем чтение и книгу. Эти интерактивные – движущиеся, звучащие, реагирующие и провоцирующие – живые и интересные в представлении ребёнка предметы и процессы закономерным образом вытесняют из обихода книгу именно в том возрасте, когда человек должен постепенно «врастать» в книжную культуру, учиться не только воспринимать текст, но и «читать между строк», чувствовать красоту родного языка, понимать душу писателя через сказанное им слово и понимать через прочитанное собственную душу. В итоге – навсегда утраченные возможности. А книга, не прочитанная вовремя, вряд ли будет прочитана позже.«Как заставить ребёнка читать?» - часто спрашивают родители, искренне надеясь получить универсальный совет. Заставить-то, конечно, можно: «Если не прочитаешь, то…» Но есть ли смысл в таком принудительном чтении? В таком случае более очевиден вред: повзрослев, вчерашний ученик в 99 случаях из 100 не откроет вновь то произведение, которое его когда-то заставили прочитать. Списав сочинение по «Евгению Онегину», никогда не узнает, что роман начинается не со строки: «Мой дядя, самых честных правил…», а с задушевного обращения Пушкина к читателю: Но так и быть – рукой пристрастной Прими собранье пёстрых глав, Полусмешных, полупечальных, Простонародных, идеальных, Небрежный плод моих забав, Бессонниц, лёгких вдохновений, Незрелых и увядших лет, Ума холодных наблюденийИ сердца горестных замет.Поэтому не заставлять читать надо, а прививать любовь к чтению с самого раннего возраста. И уроков здесь мало, недостаточно и усилий только лишь учителя-словесника. Задача учителя – не стать на пути между писателем и читателем. Надо помочь нашим ученикам стать талантливыми читателями. Показать, что как бы ни был талантлив писатель, без талантливого читателя его произведение «не прозвучит». Об этом чудесно сказала Марина Цветаева: «Книга должна быть исполнена, как соната. Звуки – ноты. В воле читателя осуществить или исказить». А для Анны Ахматовой « каждый читатель как тайна, / Как в землю закопанный клад…» Пусть читатель и писатель найдут друг друга, тогда и учителю можно незаметно уйти в сторону, не мешать их общению.Общая цель современной школы, большое значение придающей формированию и развитию духовно-нравственных основ личности, очень удачно сформулирована в резолюции XI Всемирного Русского Народного Собора, выдержкой из которой хотелось бы закончить свои размышления: «Преодоление множества кризисных явлений сегодняшнего периода российской истории невозможно без духовно-нравственного очищения и подъёма общества, без опоры на классическую и народную, выдержавшую испытание временем русскую культуру и культуру народов России… Россия живёт тяжело. В раздорах, чиновничьем произволе, бедности. Но она живёт и в Вере, и в Надежде, и в жажде созидания. Давайте же созидать её вместе – под знаком русской классической литературы и великого Русского Слова».