Размышление на тему Основа духовно-нравственного воспитания учащихся


ТЕМА: Уважение к традициям, к прошлому Отечества нашего
как основа духовно-нравственного воспитания учащихся.
Главная цель образования – подготовка поколения нравственно и духовно зрелых, самостоятельных, активных и компетентных граждан. Поэтому перед нами и стоит вопрос о человеческом капитале, который включает не только демографию, уровень образования, здоровье и т.д., но и представления людей о прошлом и будущем, это духовность, ценностная система, моральные нормы.
В формировании такой духовно целостной личности и одновременного воспроизводства культуры народа (через человека, его систему ценностей и жизненных смыслов) главную роль играет гуманитарное образование. Гуманитарное образование (по мнению А.С. Запесоцкого) – важнейший механизм трансляции и воспроизводства культурных ценностей, идеалов и смыслов жизни, форма и содержание которого детерминированы (обоснованы) спецификой «национально-культурного мира», образуемого историей, языком, философией, литературой, традициями, психологией.
Формирование духовно-целостной личности
Гуманитарное образование
(история, язык, философия, литература, психология, традиция)

Способствует формированию нравственных качеств
на основе знакомства с историческим опытом

Источники нравственной культуры:
труды выдающихся мыслителей
народная педагогика
нравственные формы религиозных учений, притч, сказаний, легенд
произведения искусства, где воплощены духовные идеалы
Сегодня такие вечные ценности, как гражданственность, патриотизм, любовь и святое отношение к Родине, ещё недавно казавшиеся незыблемыми, не являются достоянием большей части российской молодёжи. Прерванная связь поколений разрушила преемственность, лишила сегодняшнее российское общество идеалов, способствовало появлению "потерянного поколения" молодёжи, для которого слово "патриот" потеряло смысл.
Оказалось, что вечные ценности не передаются при рождении, каждое новое поколение должно их выстрадать или получить из рук в руки от предков с любовью, заботой и надеждой.
Уроки истории призваны помочь пережить и осмыслить великие свершения прежних времен, использовать все положительное в прошлом. Исторический материал на уроке должен осмысливаться учениками разумом и сердцем, влиять на формирующиеся ценности, на складывающуюся этическую и нравственную культуру и, в конечном счете, на самовоспитание учеников.
Роль учителя истории в этом процессе становится побудительной и направляющей, но, ни в коем случае не навязывающей свои ценности. При изучении истории сегодня, когда, например, вскрываются факты страшных преступлений сталинизма, возникает желание выступить в роли судьи. Но нужно удержать себя и учеников от стремления судить своих предков, на чью долю выпали войны, революции, террор. Нравственная задача учителя при этом - "перенести" школьников в изучаемую эпоху, добиться ее глубокого понимания. Недопустимо и снисходительно - ироничное отношение к историческому материалу, что может принести учителю легкую популярность, но не способствует воспитанию историей. Сопереживание и сострадание человеку прошлого - вот что необходимо на уроке.
Ведь история воспитывает у человека чувство патриотизма и уважения к прошлому, приобщает к деяниям предков и передает потомкам их жизненный опыт.
Патриотизм включает в себя такие ценности, как любовь к своему народу, любовь к своей «малой Родине», служение Отечеству (ратное, духовное, трудовое). Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (годы патриаршества: 1990 - 2008 гг.) так раскрыл духовно-нравственную сущность этого понятия: «Патриотизм, несомненно, актуален. Это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны. Без патриотизма нет такой ответственности. Если я не думаю о своем народе, то у меня нет дома, нет корней. Потому что дом - это не только комфорт, это ещё и ответственность за порядок в нем, это ответственность за детей, которые живут в этом доме. Человек без патриотизма, по сути, не имеет своей страны. А «человек мира» - это то же самое, что бездомный человек»
Школьные уроки истории должны побуждать подрастающего человека мыслить, быть душевно причастными к великим деяниям народа. И моя задача на уроке и внеурочное время показать детям образцы служения Отечеству, через примеры тех людей, которыми стоит гордиться. И не только знаменитых, но и простых.
Отечественная история даёт огромный материал для развития чувства патриотизма. Это, прежде всего великие битвы за Отечество: и Невская, и Куликовская, и Полтавская, и Бородинская. Но сражения с гитлеровским фашизмом даже в этом перечне исключительны. Великая Отечественная война 1941-1945 годов - огромный пласт событий, ещё не до конца изученных, понятых и оценённых. Знакомство с историй должно волновать, вызывать сопричастность в душе человека.
При этом вовсе не требуется лакировать своё прошлое: о народах и государствах, так же, как и об отдельных людях, судят не по тому, как они падают, а по тому, как они поднимаются. А мы и падали больно, и вставали достойно - примеров тому не счесть в русской истории. 
Каждый урок истории – возможность напомнить учащимся о величии подвига русского народа. Детали, знакомые нам в повседневной жизни, становятся связующими ниточками с историческими событиями.
На уроках можно использовать творческие и проблемные задания, чтобы ученик смог пропустить через себя историческое повествование. Например, младшие школьники с удовольствием представляют себя и вельможей, и крестьянином, и воином, описывают события с точки зрения реального участника. И тогда дети сами выходят на разговор о проблемах справедливости, добра и зла, осознают событие через призму другой эпохи. Так формируется историческое мышление.
А можно внести интригующее содержание в урок, используя проблемное изложение. А можно реконструировать события истории, встать на место военачальника, князя. Например, на уроке в 6 классе «Борьба против экспансии с Запада. Александр Невский – военное искусство и дипломатия» предлагаю учащимся в группах сделать такое задание: изучив схему Невской битвы и Ледового побоища, попытаться самостоятельно разработать план наступления, чтобы победить шведов и немцев. А третья группа представляет Александра в Золотой Орде. И дети, чувствуя себя великими полководцами, дипломатами, осознают ответственность и переживают за судьбы России.
А можно рассказать о чести и достоинстве, подвиге на примере, деда знаменитого ученого В.И.Вернадского. Он был военным хирургом, участвовал в швейцарском походе Суворова. После штурма Чертова моста Суворов был вынужден оставить раненых. Ухаживать за ними остался Вернадский. Госпиталь взял в плен маршал Массен и удивился – там лечили и русских, и итальянцев, и французов…Наполеон наградил его одним из первых Орденом почетного легиона.
Еще одной важной частью патриотического воспитания становится краеведческая работа. Привязанность к Малой Родине, к её природе, истории и культуре, к родословным корням и традициям часто становится для человека основой любви к Родине Великой. Современная школа ведет интересную поисковую и исследовательскую работу.
Взрослые склонны обвинять молодых в историческом невежестве, забывая, что уже сегодня для человека 10-15 лет от роду середина XX века - древняя история. Беда не в незнании фактов и дат, а в отсутствии интереса к прошлому. Чем больше живых образов будет представлять для ребёнка конкретное событие, тем вероятнее рождение эмоционального отклика души, который может стать началом интереса, а затем и любви к Отечеству.
Пытаясь очеловечить историю, построить "мостики в прошлое", мы выбираем темы, учитывая присущий подрастающему поколению всех времён интерес к жизни знаменитостей, жизни сверстников, истории вещей, собственной персоне и близким людям, к тайнам и приключениям.
Сочетание рассказа, воспоминаний очевидцев, самостоятельного чтения, разных форм творческой деятельности дают желаемые результаты - у подростков появляется чувство сопричастности к истории большой и малой Родины. Недаром в русском языке образуют логическую цепочку слова: род, народ и Родина. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».
Не из таких ли незамысловатых встреч с крохотными кусочками большой народной истории и традиций рождается та самая "скрытая теплота патриотизма", о которой говорил Л.Толстой как об истинной любви к Родине. Любви, о которой не кричат громким хором; любви, от которой внезапно щемит сердце, когда на чужбине услышишь родную речь или песню; когда после разлуки возвращаешься домой, когда рассматриваешь фотографии своих предков.
Можно с уверенностью говорить о необходимости изучения истории, так как именно знание собственного прошлого возвращает национальную гордость и уважение к самим себе, без чего не выжить самостоятельному государству в нынешнем «цивилизованном» мире, где идет драка за каждый грамм нефти («мир, где балом правит доллар»). Только человек, имеющий корни, уважающий прошлое, интересующийся своей историей, может строить собственную жизнь и способствовать процветанию своей Родины
Заставить "Родину любить" невозможно, зато можно создать фундамент для этой любви. Идеальная формула такого патриотизма: "Любить своё, уважать чужое. Знать прошлое, жить настоящим, приближая будущее".
Источники:
Запесоцкий А. С. Воспитание и образование / А. С. Запесоцкий // Высшее образование в России. - 2004. - № 2.
Запесоцкий А. С. Философия и социология культуры: избранные научные труды. - СПб. СПБГУП: Наука, 2011. - 816 с.
azbyka.ru/patriotizm.shtml   
Интервью Святейшего Патриарха Алексия газете «Труд» (2006 г., №72) 
Л.Н. Толстой «Война и мир» russkay-literatura.ru/analiz-tvorchestva
Черных Е. «Доллар правит миром. А кто правит долларом?» /газета «Комсомольская правда» от 26 деабря 2013 г.оллар правит миром. А кто правит Патриотизм. Гражданственность. /libjuv@mail.ruГосударственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» gospatriotprogramma.ru 
Троицкий В. Ю. "О патриотическом воспитании" / газета «Русский Вестник» № 16 2004,Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Шоган В.В. Методика преподавания истории в школе: новая технология личностно-ориентированного исторического образования: учебное пособие. Издательство: Феникс., 2007