Вариативный курс для мини-центра


ГУ «Сарыкольская основная школа отдела образования Карабалыкского района»
« Радуга красок»
(нетрадиционная техника рисования)
Воспитатель: Горбенко Н.Н.
2016г.
Пояснительная записка.
Актуальность данной проблемы возрастает в связи с возникновением необходимости в новых подходах к восприятию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования дошкольников относятся инновационные технологии. В связи с чем большое значение приобрела проблема развития ребёнка через нетрадиционную технику рисования. Интерес к вопросам обучения программы обусловлен множеством положительных эмоций, раскрытием новых возможностей использования хорошо знакомых предметов в качестве подручных материалов.
Специфика данной программы обусловлена рисованием необычными способами .Особенность изучаемого курса состоит в разнообразии занятий по рисованию. Программа « Радуга красок» ориентирована на применение широкого комплекса по приобщению детей к искусству через творчество. Отличительными чертами данной программы являются эксперименты.Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, а самое главное , самовыражаться. Особый акцент в программе сделан на использование занятий по возрастам, что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебного процесса.
Изучение данного курса тесно связано с такими областями, как
« Коммуникация», « Познание».
Программа адресована воспитателям детских садов и мини центров. Курс рекомендован воспитанникам среднего и старшего звена. Программа рассчитана на 1 год обучения.
В результате прохождения программного материала воспитанник имеет представление о нетрадиционной техники рисования. В результате изученного курса воспитанник должен знать основные понятия разнообразия способов рисования ,этапы подготовки к занятию, уметь использовать многообразный материал, используемый в рисовании, применять способы разнообразия творчества . пользоваться знаниями, полученными на занятии, владеть культурой речи.
В соответствии с этим, целью прохождения настоящего курса является формирование развития у детей творческих способностей средствами нетрадиционного рисования; содействие формированию возникновения новых идей; создание условий для проведения занятий с использованием природного и бросового материала; ознакомление с цветовой гаммой; формирование целостного представления о разнообразных способах нетрадиционного рисования.
Данная программа имеет цель знакомить детей с многообразием материалов, используемых в рисовании. В ходе её достижения решаются следующие задачи:
- формировать знания о различных способах и приёмах нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.
Закрепить интерес и любовь к изобразительному искусству как к средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного
-углубить знания о разнообразии способов рисования.
Программа предусматривает проведение практических занятий в игровой форме.
Программа курса « Радуга красок» общим объёмом 36часов изучается в течении года. Курс рассчитан на 1 час в неделю.
Ожидаемый результат: в результате данной программы воспитатель получит возможность более подробно познакомить детей с новыми способами рисования; воспитанник должен знать об оригинальном рисовании без кисточки и карандаша; иметь представление о красоте окружающего мира.
Содержание курса «Радуга красок»
1Вступление(1)
2.Оттиск печаткой из картошкой(1)
3 Рисование пальчиками (4)
4Рисование ладошкой(3)
5Оттиск  печаткой из яблока(1)
6Рисование солью(1)
7Рисование с помощью ватных палочек(2)
8Оттиск печатками из ластика(1)
9Оттиск печатками из салфетки(2)
10 Монотипия(4)
11 Набрызг (3)
12 Рисование с помощью зубной пасты(2)
13 Пластилинография(2)
14 Тычок полусухой жёсткой кистью(2)
15 Весёлые верёвочки(1)
16Оттиск поролоном(2)
17Различные(1)
18 Рисунок из ладошки (2)
19Рисование песком(1)
Перспективный тематический план
№ Тема Цель ср.гр. Цель ст.гр. Кол.-вочасов Дата
1 Вступление Познакомить детей с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках Познакомить детей с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках 1 2 Укрась платочек Учить украшать платочек простым узором, используя печатание. Развивать чувство композиции, ритма.
Воспитывать у детей умение работать индивидуально Совершенствовать умения в художественных техниках печатания и рисования. 1 3 Гусеница Учить рисовать простейшие фигурки, состоящие из многих отпечатков пальчиков, пользоваться всей разноцветной гаммой краской. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. Совершенствовать умения в художественных техниках печатания и рисования.Развивать мелкую моторику рук. 1 4 Ягоды и фрукты Учить рисовать простейшие фигурки, состоящие из многих отпечатков пальчиков, пользоваться всей разноцветной гаммой краской. Воспитывать у детей умение работать индивидуально Закреплять знания о фруктах и овощах. Развивать речь ,формировать технику рисования пальцами 1 5 Осенний лес Закрепить умение рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. Передавать форму листьев ,окраску. Познакомить спонятием «колорит» и тёплой гаммой. 1 6 Мимоза для мамы Упражнять в рисовании пальчиками.Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. Способствовать развитию творчества, умения придумывать подарок для мамы. Формировать интерес к коллективной деятельности 1 7 Мои любимые рыбки Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа.(рыбки) Воспитывать у детей умение работать индивидуально Развивать интерес к прекрасному ,эмоционально- эстетическое чувство, вкус. Учить распологать рисунок по всему листу. 1 8 Два петушка Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа (петушки). Развивать воображение, творчество. Воспитать у ребенка художественный вкус. Учить детей отбирать из опыта интересное содержание для своего рисунка. Воплощать задуманное 1 9 Солнышко Закреплять  технику печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки - лучики для солнышка. Развивать цветовосприятие. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. Продолжать обучать детей способам изображения предметов по представлению, передавать форму. Развивать эстетическое восприятие 1 10 Заготовка на зиму « Компот из яблок» Познакомить с техникой печатания яблоком, поролоновым тампоном. Показать приём получения отпечатка. Учить рисовать яблоки и ягоды, в банке. По желанию можно использовать рисование пальчиками. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус Познакомить с техникой печатания яблоком, поролоновым тампоном. Показать приём получения отпечатка. Учить рисовать яблоки и ягоды, в банке. 1 11 Улитка Учить раскрашивать по частям, аккуратно работать с солью. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. Учить детей передавать в рисунке картины природы. Упражнять в красивом расположении на листе бумаги. 1 12 Щенок Упражнять в технике рисования тычком.. Развивать чувство композиции. Учить дорисовывать предмет. Воспитывать у детей умение работать индивидуально Упражнять в технике рисования тычком.. Развивать чувство композиции. Учить дорисовывать предмет. Воспитывать у детей умение работать индивидуально 1 13 Кошка (из геомет.фигур) Упражнять детей в выкладывании и наклеивании изображения из геометрических фигур; закрепить названия фигур; совершенствовать умение рисовать шарики ватными палочками; воспитывать аккуратность при работе с клеем и красками, желание помочь другу. Закреплять знания о геометрических фигурах, на что они похожи. Развивать фантазию, воспитывать любовь к домашним животным. 1 14 Осеннее дерево Познакомить с приемом печати ластиком Воспитать у ребенка художественный вкус. Учить детей отражать в рисунке признаки осени, развивать воображение. 1 15 Первый снег Закреплять умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать снежок с помощью  техники печатания или рисование пальчиками. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. Повторить знания зиме ,способствовать развитию творчества 1 16 Голубое озеро Продолжать знакомить детей с техникой рисования салфетками. Формировать чувство композиции и ритма. Воспитывать у детей умение работать индивидуально Учить детей передавать в рисунке картины природы. Упражнять в красивом расположении изображения на листе. 1 17 Лес Учить рисовать дерево без листьев, изображать снег пальчиками. Продолжать работу по восприятию красоты осенних деревьев. 1 18 Ранняя весна Дать понятие «монотипия».Развивать интерес к данной технике. Учить располагать рисунок на одной стороне. Научить складывать лист пополам, на одной стороне рисовать пейзаж, на другой получать его отражение в озере. 1 19 Бабочка Закрепить знания о насекомых .Развивать речь. Воспитывать любовь к прекрастному. Учить детей соблюдать симметрию, рисовать на одной половине листа, затем складывать лист 1 20 Ёлочка с игрушками Закреплять умение рисовать на одной стороне, развивать интерес к занятиям. Воспитывать усидчивость. Закреплять умение отражать в рисунке праздничные впечатления 1 21 Лягушка Знакомить с новым видом рисования. Учить правильно держать щётку и расчёску в работе. Развивать у детей интерес к изобразительной деятельности, продолжать знакомить их с разными техниками и материалами. 1 22 Друзья Дать возможность самостоятельно выбрать друзей из животных для работы. Закреплять знания о дом. Животных. Развивать речь. Развивать творчество, интеллектуальную инициативу, стремление к поиску новых решений с опорой на знакомые способы выражения; знакомить с приемами цветового контраста; формировать интерес к коллективной деятельности. 1 23 Матрёшка Закреплять умение выполнять набрызг. Уметь самостоятельно дорисовывать рисунок карандашами.
Развивать индивидуальность. Воспитывать любовь к народному творчеству. Знакомить с декоративно- прикладным искусством русских мастеров .Развивать фантазию при раскрашивании. 1 24 Зимняя веточка Познакомить детей с новым видом рисования- зубной пастой. Развивать интерес к такому виду рисования.
Воспитывать аккуратность Обобщить представление детей о зиме, закрепить знания о характерных признаках зимних месяцев. 1 25 Ночь Закреплять умение рисовать пастой. Продолжать учить детей правильно держать кисточку. Знать время суток, уметь определять действия в каждое время суток. Развивать наблюдательность. 1 26 Мой весёлый, звонкий мяч Познакомить с новой техникой создания картины- приёмом размазывания пластилина на поверхности бумаги. Закрепить приёмы лепки-скатывание, надавливание, размазывание. 1 27 Овощи, фрукты Развивать ориентировку на листе бумаги. Развивать моторику пальцев. Расширять знания о б овощах и фруктах. Уметь описывать их, развивать речь. Воспитывать аккуратность ,трудолюбие. 1 28 Одуванчик Упражнять в технике рисования тычком, полусухой жёсткой кистью.. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. Вызывать у детей активный интерес ,желание внимательно рассматривать цветы на полянке, любоваться красотой предметов 1 29 Котёнок Закреплять навык печати кистью по трафарету. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. Закреплять знания о дом животных, передавать характерную форму частей 1 30 Разноцветный коврик Познакомить детей с новым методом рисования с помощью разноцветных верёвочек. Развивать творческую фантазию. Познакомить детей с новым методом рисования с помощью разноцветных верёвочек. Развивать творческую фантазию. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца. 1 31 Растения в нашей группе Учить прижимать поролон к штемпельной подушечке с краской и наносить оттиск на бумагу. Повторить части растения, уметь располагать изображение по всему листу, воспитывать любовь к прекрасному. 1 32 Тучка и дождик Закреплять знания о природных явлениях. Совершенствовать умения оттиска поролоном Уметь дорисовывать рисунок. Развивать фантазию, память 1 33 Музыкальный рисунок Развивать чувство цвета посредством музыки и рисования. Стимулировать творчество детей к импровизации с цветовым пятном Развивать чувство цвета посредством музыки и рисования. Стимулировать творчество детей к импровизации с цветовым пятном 1 34 Моя семья Учить обводить растопыренные пальчики простым карандашом, дорисовывать необходимые детали. Вспомнить –кто такая семья. повторить членов семьи, развивать речь .воспитывать любовь к семье. 1 35 Лес Научить прикладывать ладошку к листу и обводить простым карандашом. Каждый пальчик – ствол дерева Продолжать работу по восприятию красоты осенних кустарников и деревьев; учить смешивать краски и классифицировать цвета и их оттенки; познакомить с понятием «колорит» и теплой гаммой 1 36 Красивый пейзаж Знакомить с методом рисования пейзажа, учить располагать правильно предметы. Повторить свойства песка, уметь рассказать из личного опыта игры на песке. 1 Всего 36 занятий
Список использованной литературы
Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18
Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 1.- М.:Издательство «Скрипторий 2003,2013.
Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 2.- М.:Издательство «Скрипторий 2003»,2013.
Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.– М., 2007
Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, №2.
Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. - Москва.2007.
Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]: http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtmlНикитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий:
Содержание:
Пояснительная записка…………….
Содержание курса…………………..
Тематическое планирование………………..
Литература………………………….
.
.