Внеурочная деятельность 4 класс Клуб грамотеев

МКОУ СОШ ст. Николаевской Дигорского р-на
«Рассмотрено»
Руководитель МО
_______/ Бессараб Л.Н../
Протокол № ____ от
«____»_______2014г.
«Согласовано»
Заместитель руководителя по УВР
МКОУСОШ ст. Николаевской
_______/Романенко Н.Н./
«____»_________2014г.
«Утверждено»
Руководитель МКОУСОШ
ст. Николаевской
________/Судаков М.М./
Приказ № _____ от
«____»_______2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Клуб грамотеев»
литературный кружок

учителя начальных классов
Халиной Е.М.
МКОУСОШ ст. Николаевской
4 «А» класса
2014-2015 уч. год


Программа курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Клуб грамотеев»
34 недели, 2 часа в неделю, 68 часов в год.

Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Клуб грамотеев» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Главные цели программы внеурочной деятельности:
создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;
расширение литературно-образовательного пространства обучающихся
начальных классов;
формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
Преемственность программы внеурочной деятельности с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа внеурочной деятельности способствует овладению детьми универсальными
учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями. Формы организации занятий могут быть различными: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями своего края, уроки-спектакли и т. д.
Содержание занятий программы внеурочной деятельности «В гостях у сказки» создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями. Кроме того, программа предполагает расширение читательского интереса от жаров произведений устного народного творчества до литературных произведений детских писателей 19-20 веков.


Ценностные ориентиры содержания курса.
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей цен- ностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это цен- ность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений, познание как ценность.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание курса способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие челове- ческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного пред- мета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена обще- ства, народа, представителя страны, государства; чувство ответ- ственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур

Содержание программы курса «В гостях у сказки» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран.
Обучающийся -читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности.
В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.
Программа курса внеурочной деятельности это создание условий для использования
полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой.
Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами:
рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата (совокупность материалов, дополняющих и поясняющих основной текст: титульный лист, введение, предисловие и прочее), так и из других изданий (справочных, энциклопедических).
В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы.
В результате освоения программы курса внеурочной деятельности «В гостях у сказки» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее- Стандарта):
осознавать значимость чтения для личного развития;
формировать потребность в систематическом чтении;
использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные УУД:
уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
уметь самостоятельно работать с новым произведением;
уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные УУД:
прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные УУД:
участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.





Тематическое планирование
4 класс

Тема занятия
Количество часов
Дата

1-2
Былины, былинщики. Былинные богатыри. Книги-сборники.
2
01.09
04.09

3-4
Книги Древней Руси. Первые библиотеки. Первая печатная книга на Руси.
2
08.09
11.09

5-6
Библия. Библейские предания.
2
15.09
18.09

7-8
Творческая работа: история книги.
2
22.09
25.09

9-10
Героические песни о героях России. Песня-слава.
2
29.09
02.10

11-12
Книга-сборник С. Алексеева «Рассказы о Суворове и русских солдатах». Справочный материал об А.В. Суворове.
2
06.10
09.10

13-14
Русь великая в произведениях фольклора.
2
13.10
16.10

15-16
День народного единства: презентация рукописной книги и постеров (стендов) о героях России.
2
20.10
23.10

17-18
Мифы народов мира. Книги-сборники.
2
27.10
30.10

19-20
Мифологические герои.
2
10.11
13.11

21-22
Мир сказок: сказки народные и авторские.
2
17.11
20.11

23-24
Книги со сказками русских писателей-классиков. Сказка сказок П. Ершова «Конёк-Горбунок».
2
24.11
27.11

25-26
Исторические (фольклорные) корни литературных произведений на примере летописи «Вещий Олег» и «Песни о вещем Олеге» А.С. Пушкина.
2
01.12
04.12

27-28
Библиографический справочник: справки о писателях-сказочниках. Энциклопедии и книги-справочники.
2
08.12
11.12

29-30
Книга. Элементы книги. Справочный аппарат книги.
2
15.12
18.12

31-32
Библиотека. Первые библиотеки. Правила пользования библиотекой. Экскурсия в библиотеку.
2
22.12
25.12

33-34
Книги. Типы книг. Справочный аппарат книги.
2
12.01
15.01

35-36
Проектная деятельность: создание рукописной книги «Русские баснописцы».
2
19.01
22.01

37-38
Дети герои книг писателей XIX века.
2
26.01
29.01

39-40
Библиографические справки о Марке Твене, В. Гюго, Д. Мамине-Сибиряке, А. Куприне и др.
2
02.02
05.02

41-42
Конкурс-кроссворд «Авторы произведений о детях». Аннотация на книгу-сборник писателей-классиков.
2
09.02
12.02

43-44
«Хранители слов» словари. Выставка словарей. Игра-конкурс «Объясни слово».
2
16.02
19.02

45-46
Справочники и энциклопедии. Детская энциклопедия.
2
23.02
26.02

47-48
Игра «100 вопросов Почемучек» практическая работа со справочной литературой.
2
02.03
05.03

49-50
Книги-сборники поэтов о Родине и родной природе. Структура книги.
2
09.03
12.03

51-52
Читаем и слушаем стихотворения о Родине А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И. Никитина, С. Есенина, Н. Рубцова и др.
2
16.03
19.03

53-54
Конкурс «Читаем стихи о Родине и родной природе».
2
30.03
02.04

55-56
Очерки и воспоминания. Писатели о писателях.
2
06.04
09.04

57-58
Встреча с корреспондентом местной газеты.
2
13.04
16.04

59-60
Творческая работа: очерк о своей школе, о своём городе или о любимой книге.
2
20.04
23.04

61-62
Книги о детях войны. Е. Ильина «Четвёртая высота».
2
27.04
30.04

63-64
Детские газеты и журналы.
2
04.05
07.05

65-66
Литературная игра «Тайны учебной книги».
2
11.05
14.05

67-70
Библиотечная мозаика: выставки книг, игры, конкурсы, подготовленные презентации.
2
18.05
21.05
25.05
28.05



Материально- техническое оснащение образовательного процесса.
Мультимедийное обеспечение:
компьютер, проектор, множительная техника, интернет
телевизор, DVD- плеер
музыкальный центр
Литература:
1.Детские писатели. Справочник для учителей и родителей./ Н.И.Кузнецова, М.И.Мещерякова, И.Н.Арзамасцева.-М: Баллас, С-Инфо, 1996.
2. Светлый мир. Произведения русских писателей/ Сост.Е.А.Копытова. Ижевск,1998.
3. Былины/ Сост.Ю.Г.Круглов.-М:Просвещение.1985.
4. Русский детский фольклор/М.Н.Мельников.- М:Просвещение, 1987.
5.Русские народные сказки/ Сост. В.П.Аникин. -М: Просвещение, 1992.
6. Сказки. Песни. Загадки. Стихотворения\ С.Маршак.-М:Детская литература, 1984.
7. Всё наоборот.Небылицы и нелепицы в стихах./ Сост.Г.Кружков.-М: просвещение, 1992.
8. Незнайка, Хоттабыч,Карлсон и все-все-все. Сборник викторин, кроссвордов и чайнвордов для детей.\ Сост И.Г.Сухин-М:Новая школа, 1994.
9. Т.В.Городкова, Н.В.Ёлкина Детские кроссворды.-Ярославль, Академия развития, 1999.











15