Выступление на педагогическом совете по теме: Методолого-теоретические основы формирования функциональной грамотности учащихся в школе.


Методолого-теоретические основы формирования функциональной
грамотности учащихся в школе
57912065405
Крикало И.В. учитель начальных классов, специалист высшего уровня квалификации первой категории
Национальный план действий на 2012-2016 годы, утвержденный становлением Правительства Республики Казахстан 25 июня 2012 года, о развитии функциональной грамотности школьников описывает комплекс мероприятий в Республике Казахстан в нормативной, учебно-методической, информационной областях, системах подготовки и повышения квалификации педагогических кадров. Национальный план описывает модель развития системы школьного образования Казахстана на 5-летний период, в котором заинтересованы различные группы общества и направлен на позиционирование
отечественного образования как фактора прогресса Казахстана, как фундамента и капитала процветания нации, личностного и социального успеха граждан.
На сегодняшний день главными функциональными качествами личности
являются инициативность, способность творчески мыслить и находить
нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все данные функциональные навыки формируются в условиях школы.
В стандарте образования определен воспитательный потенциал содержания естественнонаучного обучения за счет отбора содержания, значимого для формирования общей культуры, адекватного поведения в окружающей среде, сохранения собственного здоровья и здоровья окружающих, а также природной среды, то есть составляющие основу воспитания экологической, гигиенической и генетической грамотности.
Что такое грамотность? Грамотность – это уровень образованности,
характеризующийся способностью использовать основные способы познавательной деятельности через восприятие и текстовую передачу информации. Результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности. Понятие функциональной грамотности шире – это тот уровень образованности, который может быть достигнут учащимися за время обучения в школе и предполагает способность человека решать стандартные и нестандартные жизненные задачи в различных
сферах жизни и деятельности на основе приобретенных знаний, то есть социализацию личности.
Функциональная грамотность, представляет собой способность человека
вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться
и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности, функциональная грамотность есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, которые считаются необходимыми для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной среде. Образование при этом рассматривается как сфера деятельности, средство, обеспечивающее определенный уровень функциональной грамотности.
Развитие казахстанского школьного образования осуществляется в соответствии с Государственной программой развития образования Республики
Казахстан на 2011-2020 годы.
Модернизация школьного образования Казахстана на предстоящее десятилетие определена с учетом следующих приоритетов:
– учет возможности образования в развитии толерантности, уважения к культурному многообразию, в обеспечении устойчивого развития и безопасности личности, обществу и государству (образование для мира и согласия);
– качественные образовательные услуги должны быть доступны для всех казахстанцев (образование для всех);
– образование должно быть инструментом становления, сотворения и развития собственной личности и индивидуальности (образование в течение всей жизни).
Современное понимание образовательных результатов выходит за рамки обычного перечня знаний, умений и навыков. Образовательные результаты являются конечным продуктом процесса обучения учащихся в школе и свидетельствуют о качественных изменениях в личности обучающегося.
Одним из важнейших уровней представления результатов образования и
является, как было сказано выше, функциональная грамотность личности, которая формируются на основе развития ключевых и предметных компетенций.
Ожидаемые результаты сформированности личностной компетенции:
– умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков; способность к самопознанию, развитию необходимых современному человеку личностных качеств; психологическая грамотность;
владение культурой мышления; способность осознавать свою роль и предназначение в обществе; способность принимать правильные решения в сложившейся ситуации; ведение и пропаганда здорового образа жизни;
соблюдение правил сохранения собственной безопасности; проявление чувства собственного достоинства, достоинства гражданина своей страны; способность к самообразованию и самореализации и созидательному труду; способность к физическому, духовному и интеллектуальному саморазвитию; способность к эмоциональной саморегуляции и самоподдержки.
Ожидаемые результаты сформированности гражданской компетенции:
– способность адекватно воспринимать окружающий мир, умении находить свою роль в созидательной жизни общества на основе высших этических ценностей, гражданственности и патриотизма; владение знаниями и опытом в областях гражданско-общественной деятельности; умение выбирать социально-значимые установки для своих действий и поступков; проявление уважения к Конституции Республики Казахстан, к государственным символам, к государственному языку, соблюдение законов и правопорядка; проявление активной гражданской позиции, высоких патриотических чувств, готовности к служению своей Родине и защите ее интересов; умение давать оценку происходящим социально-политическим событиям, принимать решения в разнообразных жизненных ситуациях с позиции защиты интересов государства; понимание и оценка политической системы государства.
Ожидаемые результаты сформированности социальной компетенции:
– владение знаниями и опытом в областях общественной деятельности, социально-трудовой сферы, способность применять социальные знания при решении нестандартных проблем окружающего мира; обладание познанием и опытом деятельности на основе достижений общечеловеческой культуры, национальных особенностей, этнокультурных явлений и традиций личной, семейной и социальной жизни; уважение к истории, культуре и традициям и другим ценностям казахского народа и других этносов, проживающих на территории Казахстана; осознанное позитивное отношение к использованию государственного языка как средства общения, использование его в сфере познания, культуры и социальных взаимоотношений; владение русским, английским и другими иностранными языками как средствами познания, саморазвития, культурного обмена, получения информации о достижениях научно-технического прогресса; проявление активной позиции в охране окружающей среды, природы родного края, своей страны; проявление высокой культуры человеческого общения, соблюдение этических норм; соблюдение этики поведения в семье, уважение к старшему поколению и забота о младших, проявление доброты и чуткости к членам семьи и окружающим людям; умение адекватно оценивать особенности социальной среды, навыки разрешения проблем; умение противостоять антиобщественным явлениям, деструктивным воздействиям идеологического, противоправного и религиозного характера.Ожидаемые результаты сформированности управленческой компетенции:
– умение соотносить свои возможности с реальной перспективой планирования и организации деятельности; умение принять правильное решение в различных жизненных ситуациях; умение обосновать выбранный способ решения в сравнении с возможными альтернативными; проявление лидерских качеств; обладание концептуальным мышлением в видении базовых взаимосвязей, множественности отношений, осмысление сложных ситуаций, использование знаний в практической деятельности, творческой переработке полученной информации; обладание аналитическим и инновационным мышлением и стремление к инновационной деятельности; умение определять стратегию действий и предвидеть результаты; умение создавать и внедрять творческие подходы и обучать им других.
Ожидаемые результаты сформированности коммуникативной
компетенции:
– умения пользоваться разнообразными языковыми средствами устной и письменной коммуникации для решения учебных и жизненных задач; умения выбирать разнообразные стили и жанры, адекватные решению
коммуникативных задач; умения осуществлять продуктивное взаимодействие в ситуациях учебного и социокультурного общения; умения оценивать свое участие в коммуникативной деятельности и самокоррекции на этой основе; умение пользоваться казахским, русским языками в бытовых, учебных культурных и профильно направленных сферах деятельности; умение пользоваться английским языком в рамках повседневного общения и профильного обучения.
Ожидаемые результаты сформированности информационной
компетенции:
– владение системой знаний по основам наук и сферам применения научных достижений; умение самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию при помощи реальных объектов и информационных технологий; умение самостоятельно анализировать, обрабатывать, классифицировать, синтезировать, преобразовывать, использовать, сохранять и передавать информацию и использовать в учебной деятельности; владение методами познания, моделирования, конструирования; умение применять обработанную информацию в процессе учебной деятельности; умение классифицировать отобранные материалы в соответствии с поставленными целями и задачами учебной деятельности;
Ожидаемые результаты сформированности технологической компетенции:
– владение общими характеристиками основных технологий, используемых в деятельности в рамках выбранного профиля обучения (на уровне общего среднего образования); использование современных информационно-коммуникационных технологий в конструировании и проектировании исследования в рамках учебной деятельности; владение основами проектной деятельности и графическими средствами отображения информации и использование их в исследовательской деятельности.
При формировании функциональной грамотности огромное значение имеет деятельное, эмоционально окрашенное участие личности обучаемого в учебном процессе.
Все вышеназванные подходы являются основой для формирования новых качеств подрастающего поколения.
Список использованной литературы
1. Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога), 2000. - С.24-25.
2. Перминова Л.М. Минимальное поле функциональной грамотности (из опыта С.-Петербургской школы)/Педагогика. – 1999. - №2. - С. 26-29.