Выступление на педагогическом совете школы Развитие функциональной грамотности на уроках математики


Выступление
на педагогическом совете ШГ №2 им. Г.Каирбекова
8 января 2016 года
учителя математики, руководителя МО естественно-математического цикла
Величко Е.Д.
по теме « Развитие функциональной грамотности учащихся на уроках математики».
Современное содержание математического образования направлено, главным образом, на интеллектуальное развитие учащихся, формирование культуры и самостоятельности мышления, умения применять знания в различных областях.
Развитие личности учащегося предполагает гармоничное сочетание учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активностью, способностью самостоятельно решать задачи, умения применять полученные знания на практике.
«Математика — гимнастика для ума», - эта фраза была сказана не случайно. Именно на уроке математики ребёнок учится анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, рассуждать, догадываться, опровергать.
Одним из способов развития математической грамотности является повышение самостоятельного (преобразующего) мышления у учащихся через элементы развивающего обучения , например при работе над текстовой задачей, умение работать с учебным текстом и организация процесса обучения на основе современных информационно-коммуникационных технологий.
1). Последовательность этапов формирования математической функциональной грамотности в 5–6-х классах определяется задачами адаптации выпускников начальной школы к новым информационно-технологическим и коммуникативным условиям, а решение задач преемственности и непрерывности образовательного процесса требует продолжения работы над совершенствованием приемов и способов учебно-исследовательской и математической деятельности, к которым следует отнести умение работать с учебным текстом (краткая информация о уроке на тему «Шкала и координаты» 5 класс):
- Читают текст учебника. Предлагают для обсуждения свои гипотезы – отрывки текста, которые наилучшим, по их мнению, образом соответствуют поставленной задаче.
-Сюжетно-ролевая игра:
– Представьте себе, что вы учитель и хотите познакомить учащихся с данной темой. Предложите свой план изучения этой темы Составляют план изучения темы:
1. Название темы («Шкалы»).
2. Как построить шкалу:
(– построить луч; – обозначить начало луча; – выбрать единичный отрезок на луче).
3. Выполнить упражнения на построение шкал
-тест по теме (обучающий)
- Выполняют проверку результатов теста, адекватности самооценки, контроль целереализации.
-анализ задач из учебника при решении
-организация рефлексии и оценки достижений запланированных результатов.
2). Существуют два способа обучения решению текстовых задач:
- традиционный: формирование умения решать определённого вида задачи
( решать задачи на содержание процентов, производительность труда …)
- нестандартный: выполнение математического анализа текстовых задач (выявлять взаимосвязи между условием и вопросом, между данными и искомыми, представлять эти связи в виде различных интерпретационных моделей).
При работе над текстовой задачей можно применять следующие формы:
- Задания на выполнение математического анализа задач: цель – развитие самостоятельности мышления.
- Работа по преобразованию задач: цель – формирование умения устанавливать связь
в задаче между данными и искомыми, навыков исследовательской деятельности,
например, установить как изменение данных на результат.
- Решение взаимно - обратных задач: цель – развитие логического мышления, творческих способностей.
- Задания творческого характера: цель- формирование применения знаний на практике.
При использовании различных приёмов развития математической грамотности у учащихся развивается речь, которая позволяет выразить свою мысль логично, точно, с аргументами и выводами.
Используемые формы развития математической грамотности, приводят к росту познавательной и исследовательской деятельности учащихся , самостоятельности мышления, навыков применения своих знаний в различных областях жизнедеятельности.
3).Использование ИКТ на уроке позволяет представить изучаемый материал школьникам наглядно, красочно, информативно, интерактивно, одновременно, экономит время учителя и ученика. Кроме того, создаются условия для ученика, позволяющие ему работать в своем темпе, а учителю - общаться по необходимости с учениками дифференцированно и индивидуально. На таком уроке появляется возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.
Работу по внедрению ИКТ (информационных и коммуникационных технологий) осуществляю по следующим направлениям: во-первых, создаю презентации и флипчарты к урокам, во-вторых, большую работу веду с ресурсами Интернет, используя различные обучающие программы, в-третьих, разрабатываю собственные программы и апробирую на уроках математики 5 и 9, 10 классов.
Кроме того, важной частью исследования является составление и конструирование медиауроков.
Перспективой является создание творческой лаборатории, которая состоит из медиатеки, аудиотеки, видеотеки, Интернет-коллекциями по математике для 5 класса, а также разработками индивидуальных заданий, обучающими программами и тестами, электронными диагностическими заданиями.
Формирование функциональной грамотности школьников на уроках математики и информатики возможно через формирование у каждого учащегося опыта творческой социально значимой деятельности в реализации своих способностей средствами ИКТ.
В эпоху цифровых технологий компьютерная грамотность, как компонент функциональной грамотности, способствует достижению школьниками ключевых и предметных компетенций на уроках математики и информатики. Необходимым условием успешности является деятельностный характер обучения, развитие самостоятельности и ответственности учеников за результаты своей деятельности на основе ИКТ.
Следовательно, научиться действовать ученик может только в процессе самого действия, а каждодневная работа учителя на уроке, образовательные технологии, которые он выбирает, формируют функциональную грамотность учащихся, соответствующую их возрастной ступени.